Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема реальности и ее атрибутов в современном научном знании.






Реальность - все сущее; весь мир в многообразии его форм:

- материальный мир, объективно существующий в действительности (объективная реальность); и

- мир, создаваемый индивидуальным сознанием (субъективная реальность).

Научное знание - система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития.

Научное знание:

- является результатом постижения действительности и когнитивной основой человеческой деятельности;

- социально обусловлено; и

- обладает различной степенью достоверности.

Эволюционный период развития науки обусловлен прежде всего ломкой научной картины мира, сложившейся в предыдущий период - период нормальной науки. " Картина реальности обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки. С ней связаны различные типы теорий научной дисциплины (фундаментальные и прикладные), а также опытные факты, на которые опираются и с которыми должны быть согласованы принципы картины реальности. Одновременно она функционирует и как исследовательская программа, которая целенаправляет постановку задач эмпирического и теоретического поиска и выбор средств их решения" [3]. Кроме того, научная картина мира выступает одним из условий конкретных теоретических высказываний в нормальный период развития науки и именно в силу этого ее ломка приводит к научным революциям. Теоретические высказывания, расходящиеся с конкретной картиной реальности, воспринимаются как несоответствующие реальности самой по себе, т.е. как ложные. Другими словами, субъект научного знания отождествляет картину реальности с реальностью самой по себе и для проверки своих теоретических взглядов проецирует их содержание на научную картину мира. Но вопрос, насколько такая процедура проверки истинности знаний обоснована, в нормальный период развития науки, как правило, субъектом научной деятельности не является. Впрочем, это не означает, что обсуждаемое здесь условие истинности себя не оправдывает: реальность современного естественно- научного знания не дана в чувственной форме, она существует в форме рациональных, абстрактных представлений о мире, а многим научным высказываниям мы просто не можем найти никакого чувственного предметного аналога. Поэтому в нормальный, т.е. не революционный, период развития науки пользуются в основном двумя критериями истинности: научная школа и научная картина мира.

Наука состоит из научного факта - абстрактного, всеобщего, обобщённого, идеологизированного.

Знания, для того чтобы стать научными, должны быть обработаны, они входят в науку после того как с ними произведены процедуры, например, абстрагирование, обобщение и др.

Чем более далека наука от жизни, тем она лучше. Проблема научного знания состоит в том, что оно пытается отстраниться от реальности, следовательно, приложить конкретное знание к жизни (реальности) довольно сложно, но достоинство научного знания заключается в том, что только такого типа знание даёт возможность формулирования научного закона (только оно может быть доказано, опровергнуто, только ему можно научить).

Одна из основных процедур научного метода – измерение – сопоставление со стандартом, операция идеализации.

Любое научное исследование представляет собой особый вид трудовой деятельности и предполагает взаимодействие трех компонентов: предмета (объект) исследования; субъекта исследования; методов или средств исследования. Обращение к исследованию всякого нового объекта, о котором субъект исследования не имеет никакого предварительного знания (нередко сам факт существования этого предмета исследования является лишь предположением), начинается с эмпирического наблюдения. Этот уровень обычно называют эмпирическим исследованием. Результатом чисто эмпирического исследования выступают чувственные образы ощущения или восприятия.

Следует отметить, что на современном уровне научного познания эмпирическое исследование в чистом виде – своего рода идеализация. Ученый всегда подходит к изучению нового предмета исследования с учетом имеющегося у него теоретического знания. В этом случае мы имеем дело чаще всего с нефундаментальным теоретическим исследованием. Но на этом уровне научное исследование не может привести к искомому результату прежде всего потому, что предполагает оперирование новыми эмпирическими фактами в старых теоретических понятиях. Это затрудняет исследование, ибо новая эмпирически найденная предметная область требует и новых как эмпирических, так и теоретических понятий.

Эти трудности вводят субъект исследования на уровень фундаментального теоретического исследования. Последнее, по мнению В. П. Бранского, проходит четыре основные стадии: " 1) теоретическая программа,

2) теоретическая схема,

3) теоретическая гипотеза,

4) фундаментальная теория".

Результатом прохождения вышеупомянутых стадий является фундаментальное теоретическое открытие.

В процессе формирования новой фундаментальной теории существенную роль играет интуиция. Чтобы раскрыть это конкретно, необходимо подвергнуть анализу сам процесс исследования, иными словами, провести метаисследование. " Иначе говоря, нельзя объяснить универсальные замкнутости исследования исходя из каких-то черт самого исследования, ибо, поступая таким образом, мы неизбежно попадем в порочный круг. Очевидно, что понятием, позволяющим вырваться из этого порочного круга, является понятие объективной реальности и ее атрибутов " 3.

Объективной реальностью в диалектическом материализме объявляется все то, что существует вне и независимо от индивидуального и общественного человеческого сознания. Частным случаем объективной реальности выступает физическая реальность.

То, что является атрибутом объективной реальности, должно быть присуще и всем без исключения конкретным формам ее проявления. А это значит, что если новое понятие об объективной реальности, имеющее абсолютно всеобщее значение, получается не путем индуктивного обобщения, а путем концептуальных комбинаций интуиции, то и фундаментальные понятия новой физической теории должны быть получены посредством аналогичных функций. " Первоначальные теоретические представления носят не узкий, а, наоборот, предельно широкий характер, представляя собой попытки выработать общий взгляд на мир в целом. Возникновение философских представлений предшествует созданию специальных научных теорий" 4.

Понятия науки выводятся путем разного рода комбинаций из более общих понятий, объясняющих объективную реальность. Эти комбинации обусловлены процессами преобразования знаний, где, как мы уже говорили, переход от имевшихся ранее понятий к новым наглядным образам осуществляется эйдетической интуицией, а переход от имеющихся наглядных образов к формированию новых понятий – концептуальной интуицией. Таким образом, количество возможных комбинаций, приводящих к новым образам и новым понятиям, приближается к бесконечности. Задача исследователя – ограничить это множество. Первая и вторая стадии фундаментального теоретического исследования подготавливают к выделению наиболее целесообразных и важных комбинаций для составления гипотезы. Последняя подвергается экспериментальной проверке, и в случае положительных результатов становится новой фундаментальной теорией.

Человек должен понять, как только научная, а не философская или религиозная концепция мира его охватит, что он не есть случайное, независимое от окружающего - биосферы или ноосферы - свободно действующее природное явление. Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов лет.

В настоящее время под влиянием окружающих ужасов жизни наряду с небывалым расцветом научной мысли, приходится слышать о приближении варварства, о крушении цивилизации, о самоистреблении человечества, наверное потому что не вошла еще в жизнь научная мысль, мы живем еще в резком влиянии не отвечающих реальности современного знания, еще не изжитых философских и религиозных навыков.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.