Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Т-группа






от англ. training group — группа тренинга — малая группа, создаваемая для обучения базовым межличностным умениям. К таковым относят: умение распознавать и оценивать индивидуальные, групповые, межличностные проблемы; коммуникативные умения (см. Коммуникация); развитие самопознания. Возникновение Т-группы относится к 1947 г. и связано с классическими исследованиями К. Левина в области групповой динамики. Психологи клинической ориентации в подобной групповой работе обычно акцентируют индивидуальные проблемы участников, социальные психологи — проблемы личностных ресурсов эффективной деятельности организаций. В любом случае принципиальным оказывается совершенствование понимания участниками групповых процессов, развитие чувствительности к ним (отсюда еще один используемый термин — тренинг чувствительности). Т-группы относятся к совокупности методов так называемого экспериментального обучения — то есть обучения посредством переживания опыта. Основными составляющими подобной групповой реальности являются открытое предъявление участников друг другу, интенсивная безоценочная межличностная обратная связь, опробирование новых форм общения. Роль ведущего, называемого тренером или фасилитатором, состоит прежде всего в создании доверительного, психологически безопасного, поддерживающего группового климата. Последнее делает возможным включение участников в самоисследование и исследование складывающегося группового процесса.

 

17. Психология групп: члены групп, их цели и роли.

Цель: 1. Решение задач. Роли: *Инициатор - предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы. Предлагает способы преодоления трудностей и решения задач * Разработчик - детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы * Координатор - комбинирует идеи и предложения и пытается координировать деятельность других членов группы * Контролер - направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, и выявляет отклонения от намеченного курса * Оценщик - критически оценивает работу группы и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи * Погонщик – стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать больше уже сделанного

2. Оказание поддержки. Роли: * Вдохновитель - поддерживает начинания других, выказывает понимание чужих идей и мнений * Гармонизатор - служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия, и таким образом сохраняет в группе гармонию * Примиритель - поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, и таким образом поддерживает в группе гармонию * Диспетчер - создает возможности для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, и регулирует процессы общения * Нормировщик -формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов * Ведомый - пассивно следует за группой, выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дискуссиях и при принятии решений

Каждый из них имеет возможность устанавливать и развивать какие-либо отношения с другими. Каждый может либо способствовать, либо мешать достижению общегрупповых целей. В зависимости от типа группы будут формулироваться специфические цели участников, достижению которых и служит их опыт пребывания в группе.

Если функции группы состоят преимущественно в решении каких-либо проблем, главенствующее значение имеет задача, а не психическое самочувствие отдельных личностей. В терапевтической группе или группе личностного развития главным является душевный комфорт их участников. Целью участия в группах развития может быть переживание радости и самоудовлетворения. В психотерапевтических группах задачи обычно связаны с самоисследованием и самопознанием. Цель участников – избавление от серьезных эмоциональных проблем или их предотвращение, а также достижение определенных изменений в поведении и психике. Члены таких групп считают, что они недостаточно приспособлены к жизни и их задача – найти пути преодоления своих страданий и избавления от своих изъянов. Часто исходная задача (например избавиться от тревожности или депрессии) по мере развития группы трансформируется в цели, связанные с межличностными отношениями, стремлением к общению. По всей видимости, цель построения эффективной системы межличностных взаимодействий формируется по мере осознания членами группы социальной природы их личных потребностей как социальных существ. В достаточно гибко организованной группе индивидуальные цели по мере развития группового опыта могут корректироваться и модифицироваться.

 

20. Арт-терапия.

Метод лечения посредством художественного творчества. Арт-терапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение вы как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания. Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Сам процесс арт-терапии приносит удовольствие, обучает клиентов выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно. Именно поэтому арт-терапия с успехом используется при работе с детьми, взрослыми, в индивидуальной и семейной терапии, при решении широкого спектра межличностных и внутриличностных проблем, а также вопросов, касающихся физического здоровья.

 

 

18. Психология групп: руководство группой, этика групповой работы.

Основные стили руководства: 1. Авторитарный -все аспекты политики определяет руководитель -все шаги в деятельности группы последовательно диктует руководитель -индивидуальные задания и пары для их выполнения определяет руководитель -руководитель хвалит или критикует того, кого сочтет нужным, но сам в работе не участвует, кроме случаев, когда надо что-либо показать 2. Демократичный - политика вырабатывается на основе направляемых руководителем дискуссий и принимаемых в группе решений - в процессе дискуссии определяются общие этапы пути к стоящей перед группой цели. руководитель часто предлагает выбор из двух или более возможностей - распределение обязанностей и выбор партнеров отдаются на усмотрение группы - руководитель хвалит или критикует других, старается быть объективным и принимает участие в работе группы, не беря на себя слишком много 3. Попустительский - полная свобода членов группы в принятии решений при минимальном участии руководителя

- руководитель предоставляет материалы для работы и отвечает на вопросы, если они есть - руководитель никак себя не проявляет - деятельность членов группы редко комментируется руководителем, который не пытается оценивать или регулировать ход событий

Этические проблемы и требования: 1.сознательное согласие на нее участников, свобода выбора и защищенность от психических и физических травм. Руководитель группы обязан предоставить как можно больше информации о целях, методах, стоимости, длительности и принципах работы группы, чтобы участники понимали суть и значение опыта, который они могут получить.2. Свобода выбора на протяжении всего курса занятий в группе. 3. Принятие адекватных мер предосторожности для предотвращения психических и физических травм. 4. Доступность рук-ля для бывших участников при возникновении у них необходимости в получении консультаций после завершения работы группы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.