Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационная система предприятия предназначена для информационной поддержки бизнес-процессов.






В наши дни основой успешного бизнеса является бесперебойное функционирование информационных систем, обеспечивающих конкурентоспособность и прибыльность компании Основная задача службы ИС - обеспечение бизнес-процессов информационным обслуживанием заданного качества с использованием соответствующих информационных технологий.

Поддержка информационных процессов осуществляется посредством ИТ-сервисов с заданными характеристиками.

Служба ИС предприятия, как правило, организует свою работу по четырем функциональным направлениям:

  • планирование и организация;
  • разработка, приобретение и внедрение;
  • предоставление и сопровождение ИТ-сервиса;
  • мониторинг.

В рамках направления " Планирование и организация" решаются задачи разработки стратегии в области ИТ, координации развития ИТ организации, планирования ресурсов службы ИС (бюджет, человеческие ресурсы, внешние услуги и др.), управления рисками, управления качеством.

Основной задачей направления " Разработка, приобретение и внедрение" - внедрение новых ИС.

Функциональное направление " Предоставление и сопровождение сервиса ИТ" обеспечивает формализацию требований подразделений-заказчиков к ИТ-сервисам, согласование требований к сервисам с соответствующими ресурсами службы ИС и предоставление конечным пользователям сервисов ИТ, соответствующих согласованным требованиям.

Основная задача направления " Мониторинг" - аудит процессов службы ИС.

Организационная структура службы ИС зависит от многих факторов:

  • масштаб службы ИС - более крупные службы ИС обычно имеют более сложную и разветвленную организацией структуру;
  • отраслевую принадлежность, с которой связано наличие или, напротив, отсутствие определенных структурных подразделений;
  • распределение организации по территории - наличие территориально удаленных подразделений и филиалов существенно меняет организационную структуру службы ИС.

 

 

Аналитики выделяют следующие подходы к процессу построения архитектуры предприятия.


Традиционный подход. Требует существенных затрат времени и ресурсов для построения архитектуры предприятия. Первый этап построения архитектуры рассматривается как проект, в ходе которого собирается детализированная информация о состоянии предприятия (текущая архитектура) и на ее основе начинают разрабатываться планы развития (целевая архитектура). Основу данного подхода составляет процесс построения архитектуры предприятия.


Сегментный подход. Позволяет сосредоточить работы на ключевых бизнес-функциях предприятия и постепенно внедрять архитектурный процесс по мере появления ресурсов. В основе такого подхода заложены принципы построения архитектуры предприятия, в соответствии с которыми внедряются новые технологии (информационные системы), стандарты, продукты и услуги.
Следует отметить существование третьего подхода к процессу построения архитектуры предприятия: подхода статус-кво. Суть данного подхода в том, чтобы не внедрять архитектурный процесс на предприятии, или, другими словами, оставить все как есть.
Архитектура предприятия развивается циклично. В ходе разработки стратегии развития предприятия выявляются изменения в бизнес-архитектуре предприятия, позволяющие оптимизировать его бизнес-процессы, а изменение бизнес-процессов предприятия непосредственно влияет на изменение ИТ-архитектуры. Далее разрабатывается план миграции, в ходе выполнения которого происходит переход из текущего состояния в планируемое. При этом процесс миграции является лишь очередным шагом на пути преобразования предприятия, и его окончание означает переход предприятия на новый виток развития, вновь начинающийся с разработки стратегии.

 

Один из самых первых и наиболее удачных процессов разработки архитектуры предприятия был предложен Стивеном Спиваком (Steven Spewak) и назывался ЕАР (Enterprise Architecture Planning). Модель выделяет в архитектуре предприятия семь шагов, разделенных на четыре уровня, и обеспечивает высокоуровневый взгляд на предприятие с точки зрения бизнеса
Уровень 1. Это уровень начала работ и активации архитектурного процесса. На этапе инициирования процесса планирования разрабатываются и описываются основные концепции развития архитектуры предприятия. Разрабатываются принципы построения архитектуры.
Уровень 2. Этот уровень описывает состояние предприятия в настоящий момент времени. Другими словами, это уровень разработки текущей архитектуры предприятия. Здесь происходят бизнес-моделирование (разработка текущей бизнес-архитектуры) и описание текущих систем и технологий (документирование текущей архитектуры информационных систем).
Уровень 3. Этот уровень описывает возможные варианты развития архитектуры данных, архитектуры приложений, технологической архитектуры в соответствии с требованиями бизнеса. Другими словами, на этом уровне происходит разработка целевой архитектуры.
Уровень 4. Это уровень, обеспечивающий разработку плана перехода из текущего состояния в будущее. На этом уровне разрабатывается план миграции.

Процесс разработки архитектуры предприятия имеет циклическую структуру.


Одной из основных составляющих проекта разработки архитектурного процесса является создание структур, обеспечивающих управление и контроль за всем процессом. Архитектура предприятия должна являться основополагающим правилом, законом, в соответствии с которым происходят изменения деятельности компании.


Основу управления и контроля архитектурного процесса, как правило, составляет набор руководящих принципов. Многие аналитики выделяют следующий набор принципов:


• Внедрение новых систем и модернизация существующих должны проходить оценку эффективности, целесообразности для компании и соответствовать ее стандартам.


• Необходимо контролировать изменения бизнес-процессов и информационных систем в рамках их влияния на другие обеспечивающие (зависимые) бизнес-процессы и информационные системы.


• Архитектурные модели должны поддерживаться в актуальном состоянии. Необходимо обеспечивать контроль целостности моделей и связей между ними.


• Должны быть разработаны и поддерживаться в актуальном состоянии стандарты, правила и политики. Все проекты должны контролироваться на соответствие стандартам.


• Результаты работы архитектурного процесса должны готовиться в виде рекомендаций, подлежащих утверждению высшим руководством организации.

 


Разработка архитектуры – процесс, требующий привлечения большого числа участников и рациональной организации их работы. В связи с этим выбор методологии является необходимой и важной задачей, так как от правильного ее решения зависит успешность усилий, затрачиваемых на разработку и поддержание архитектуры.
В настоящее время существует множество методик построения архитектуры предприятия. Данная лекция не ставит своей целью описать все существующие методики разработки архитектуры предприятия, поэтому ниже приведена информация о наиболее популярных сейчас моделях.
Следует отметить, что архитектурные методики претерпевают постоянные изменения вместе с новыми тенденциями в области управления предприятием и развитием информационных технологий.
Первые версии многих современных методик были разработаны еще в 1990-х гг. Многие из них постоянно модернизируются или становятся основой для других, более современных методологий:


Zachman Framework – методика, опубликованная впервые в 1987 г. Zachman Institute for Framework Advancement (ZIFA). Методика постоянно обновляется и поддерживается в актуальном состоянии. Лежит в основе многих программных продуктов для архитектурного моделирования (например, CASE Wise).


ЕАР (Enterprise Architecture Planning) – коммерческая методика, разработанная в 1992 г. Стивеном Спиваком на основе двух верхних уровней Zachman Framework: Scope (Planner) и Business Model (Owner). Методика представляет собой архитектурный процесс, обеспечивающий инициализацию и разработку архитектуры в рамках всего предприятия.


PERA (Purdue Enterprise Reference Architecture). Методика разрабатывалась в 1989–1992 гг. в Purdue Laboratory for Applied Industry Control (PLAIC). В основе методики заложена декомпозиция плана внедрения информационной системы на отдельные шаги и упрощения за счет этого ее внедрения и интеграции. В настоящее время эту методику не поддерживают в актуальном состоянии.


TOGAF (The Open Group Architecture Framework). Методика была разработана в 1995 г. и позиционируется авторами как средство разработки информационных систем. Методика сфокусирована на эффективном функционировании приложений, критичных для бизнеса.


CIMOSA (Computer Integrated Manufacturing Open Sys), известная как CIM Open System Architecture, была разработана компанией AMICE Consortium в 1996 г. Методика была одной из инициатив в рамках программы European ESPRIT. В настоящее время можно говорить, что CIMOSA является европейским архитектурным стандартом для построения комплексных автоматизированных производств (CIM – Computer-Integrated Manufacturing) и поддерживает все этапы их жизненного цикла.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.