Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б Теория потребительского поведения






На графике показано, что по мере увеличения потребления товара X на каждую дополнительную единицу (Δ X) (движение от точки К к точке N) количество товара Y, от которого потребитель готов отказаться (Δ Y), сокращается, т.е. предельная норма замещения убывает.

Таким образом, чем менее дефицитным становится товар X, тем меньшим количеством товара Y мы готовы пожертвовать.

Линия бюджетного ограничения, еѐ экономический смысл и правила построения. Каждый рациональный потребитель стремится максимизировать совокупную полезность, которую он получает за счет своего бюджета.

Самые предпочтительные наборы находятся на наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Но «дотянуться» до такой кривой безразличия потребитель, как правило, не может. Этому мешает недостаточность его бюджета.

Все доступные конкретному потребителю товарные наборы могут быть выражены с помощью его бюджетной линии, если ее поместить в ту же систему координат, в которой находятся кривые безразличия.

Для построения бюджетной линии необходимо иметь уравнение этой линии. Его обоснование происходит следующим образом.

Пусть месячный доход потребителя составляет I (руб.). Предположим далее, что потребитель весь свой доход тратит на приобретение только двух товаров Х и Y.

Его бюджетное ограничение в этом случае может быть представлено в виде следующего равенства:

I = Px ´ X + Py ´ Y. (1.18)

Смысл бюджетного ограничения, как видим, сводится к тому, что расходы потребителя на приобретение товаров Х и Y не могут превышать его дохода. Уравнение бюджетной линии выводится непосредственно из равенства (1.14). Оно имеет следующий вид:

(1.19)

На рис. 1.10 бюджетная линия изображена в виде отрезка АВ. Поскольку бюджетная линия всегда представляет собой прямую, пересекающую оси координат, то для ее построения может быть применен более простой метод. Достаточно найти лишь точки пересечения бюджетной линии с осями координат (то есть точки А и В) и соединить их прямой линией. Полученная прямая и является как раз бюджетной линией.

Рис. 1.10. Бюджетная линия

Положение точки А определяется длиной отрезков ОА, а положение точки В – длиной отрезка OВ. Каждый из этих отрезков соответствует количеству единиц товара Y или товара X, которое может приобрести потребитель, потратив весь свой доход только на этот товар. В связи с этим длина отрезка ОА соответствует I / Py, а длина отрезка OB – 1/Рx. В свою очередь, наклон бюджетной линии равен коэффициенту при Х в уравнении (1.19), то есть Рх / Ру.

Все наборы из товаров Х и Y, расположенные на бюджетной линии, по своей стоимости четко соответствуют доходу потребителя I, а значит, являются доступными для него. К числу доступных относятся также все товарные наборы, расположенные ниже бюджетной линии. Стоимость каждого из них ниже I. Зато все наборы, находящиеся выше бюджетной линии, стоят больше I и потому являются недоступными для данного потребителя.

Причины изменения наклона и положения линии бюджетного ограничения. Расположение бюджетной линии зависит от величины денежного дохода. Увеличение денежного дохода потребителя при неизменных ценах приводит к параллельному перемещению бюджетной линии вправо. Уменьшение денежного дохода потребителя при неизменных ценах приводит к параллельному перемещению бюджетной линии влево. Изменение дохода потребителя не меняет угла наклона бюджетной линии, но меняет координаты точек пересечения бюджетной линии с осями координат. Изменение цен продуктов приводит к изменению угла наклона бюджетной линии. Изменение цены одного блага приводит к изменению угла наклона бюджетной линии и изменению одной из точек пересечения бюджетной линии с осями координат.

Условие равновесия потребителя - структура расходов потребителей на приобретение набора товаров, в котором максимизируется общая полезность данного набора, что имеет значение при равенстве предельных полезностей входящих в набор товаров. Изменяя условия равновесия потребителя в пользу увеличения расходов за счет одних товаров на другие товары, сам потребитель не в состоянии увеличить их общую полезность.

Реакция потребителя на изменение дохода. Увеличение дохода при фиксированных ценах делает воз­можным для потребителя покупку наборов, которые раньше были ему недоступны; при этом бюджетная линия параллельно сдвигается вправо вверх. При снижении дохода — ситуация обратная. Смещение бюджетной линии приводит к новой точке равновесия, поскольку на каждом уровне дохода потребитель выбирает самый полезный набор благ.

Линия «доход- потребление». Если мы соединим все точки равновесия на карте кривых безразличия, соответствующие различным величинам дохода, то мы получим кривую «доход-потребление»

На рисунке 5.15 линия ICC представляет множество всех оптимальных наборов (е, е', е") при изменении дохода потребителя (I < I'< I") и неизменном соотношении цен . Здесь линия ICC имеет положительный наклон, поскольку оба товара являются супериорными, то есть с ростом дохода возрастает и их потребление.

 

Когда одно из двух благ в наборе является инфериорным, то с ростом дохода потре­бление супериорного товара увеличивается, а инфериорного сокращается и, следовательно, линия ICC имеет отрицательный наклон (рис.5.16).

На основании линии «доход — потребление» можно постро­ить кривую Энгеля, напрямую выражающую зависимость между денежным доходом потребителя и количеством приобретаемого товара.

Эта кривая названа в честь немецкого статистика Эрнста Энгеля, исследовавшего в конце XIX века влияние дохода на характер потребления семей.

Для супериорных товаров кривая Энгеля имеет по­ложительный наклон, но здесь возможны два варианта (рис. 5.17):

 

а) c увеличением дохода возрастает угол наклона кривой, что свиде­тельствует о сокращении дополнительных приобретений товара. Такой характер кривой типичен для продуктов пи­тания.

б) с увеличением дохода уменьшается угол наклона кривой, так как возрастают дополнительные приобретения то­вара. В качестве такого товара могут выступать предметы роскоши, медицинские услуги, образование, отдых, туризм.

Возможна ситуация, когда товар при достижении опреде­ленного уровня дохода превращается из супериорного в инфериорный. Обычно с ростом дохода потребитель начинает отказываться от изделий из кожезаменителей, предпочитая натуральную кожу (рис. 5.18).

 

Товар X (сумка из кожезамените­ля) — супериорный при доходе меньше, чем , и инфериорный — при доходе больше. Энгель установил, что с ростом дохода доля его, направляемая на продовольственные товары, снижается; доля расходов на жилье, а также на одежду, остается примерно неизменной, а доля других расходов возрастает.

Реакция потребителя на изменение цены. Изменение цены на один из товаров при фиксированном доходе ведет к изменению угла наклона бюджетной линии (по­ворот бюджетной линии), поскольку меняется соотношение цен на товары.

Если цена на товар X последовательно сни­жается (повышается), то каждому значению цены этого товара соответствует своя бюджетная линия. Каждая бюджетная линия касается какой-нибудь кривой безразличия. Соединив точки каса­ния, мы получим линию «цена — потребление»

На рисунке 5.19 показан поворот бюджетной линии при после­довательном снижении цены на товар X с до , а также построена линия PCC.

На отрезке от до при снижении цены с до увеличение потребления товара X происходит за счет уменьшения потребления товара У. Угол наклона кривой PCC на этом интервале отрицательный. При дальнейшем снижении цены потребитель может увеличить не только потребление товара X, но и потребление товара Y, о чем свидетельствует положительный наклон кривой PСС на отрезке правее . В дальнейшем, когда цена товара X становится совсем маленькой, большая часть дохода потребителя тратится на покупку товара Y. Это показано на графике в приближении линии PСС к пунктирной линии, отражающей максимальное количество товара Y, которое может приобрести потребитель на свой доход.

На основании кривой PCC можно построить линию индивидуального спроса на товар X как функцию от его цены (рис. 5.20).

Для этого надо из точек потребительского оптимума и опустить перпендикуляры на ось абсцисс нижележащего графика, а на оси ординат отложить соответствующие значения цен товара X.

 

Эффект дохода и эффект замещения, их графическая интерпретация и экономические последствия. Эффект дохода - это изменение величины спроса на данный товар, вызванное изменением покупательной способности при неизменных ценах. При этом уровень полезности возрастает, потреблению соответствует более высокая кривая безразличия. Эффект дохода может быть положительным, отрицательным или нейтральным.

Эффект замещения - это изменение величины спроса на данный товар в результате изменения его цены. Эффект замещения (замены) всегда отрицателен: снижение цены одного товара побуждает потребителя увеличивать объем его потребления, сокращая потребление другого товара. При этом уровень полезности остается неизменным.

Рассмотрим модель эффекта дохода и эффекта замены по Дж. Хиксу. Пусть исходная бюджетная линия KL имеет точку касания Е 1 с кривой безразличия U1, которой соответствует объем потребления товара Х в количестве Х1 (см. рис. 7.8).

Рисунок 7.8 - Эффект замещения и эффект дохода В случае снижения цены товара X и неизменном денежном доходе бюджетная линия займет положение KL1. Она касается более высокой кривой безразличия U2U2 в точке E2, которой соответствует потребление товара X в объеме Х2. Таким образом, общий результат снижения цены товара X выражается в увеличении его потребления с Х1 до Х2. Проведем вспомогательную бюджетную прямую К'L’, параллельную линии KL1 (т.е. отражающую новое соотношение цен), так, чтобы она касалась кривой безразличия U1U1 (т.е. обеспечивала бы прежний уровень удовлетворения). Отметим точку касания E3 и соответствующий объем потребления товара Х3.

При переходе от E1 к E3 реальный доход потребителя не меняется, он остается на прежней кривой безразличия U1U1. Значит, сдвиг от E1 к E3 характеризует эффект замены товара Y относительно подешевевшим товаром X. Он равен разности Х3 - Х1. Следовательно, эффект дохода составит Х2 - Х3. Заметим, что в результате действия эффекта дохода потребление обоих товаров в точке E2 выше, чем в точке E3.

Аналогичным образом рассматривается разложение общего эффекта и для случая, когда цена товара X повышается. В нашем случае товар X рассматривался как нормальный, объем потребления которого возрастает с увеличением дохода. Но если товар Х - низшее благо, то эффект дохода будет отрицательным, а эффект замещения – положительным. Совокупный результат действия эффектов будет зависеть от доли товара в бюджете потребителя. Если низкокачественный товар занимает в бюджете потребителя небольшой удельный вес, то положительный эффект замещения перекрывает отрицательный эффект дохода в случае снижения цен. Иначе - в случае снижения цены отрицательный эффект дохода перекрывает положительный эффект замещения, и общий результат выражается в снижении спроса на товар, несмотря на снижение цены.

Таким образом, для нормальных товаров всегда выполняется закон спроса: при снижении цены товара объем спроса на этот товар увеличивается, а при повышении цены - уменьшается. Для низших благ закон спроса выполняется не всегда.

38Б. -медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг (не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета;

-продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или организациям;

-почтовых марок (за исключением коллекционных марок), маркированных открыток и маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа;

-монет из драгоценных металлов, являющихся законным средством наличного платежа Российской Федерации или иностранного государства (группы государств);

-товаров, помещенных под таможенную процедуру «магазина беспошлинной торговли»;

-товаров (работ, услуг) и имущественных прав налогоплательщиками, являющимися российскими маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации, например:

-реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации)

-осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации)

-осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе их совершать без лицензии Центрального банка Российской Федерации;

-оказание услуг адвокатами независимо от формы адвокатского образования, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации и Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности;

-операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО.

-выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов,

-проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров,

-проведение работ на территории иностранного государства по диагностике и ремонту производственного оборудования, вывезенного на территорию этого государства из России (письмо Минфина России от 17 августа 2012 г. N 03-07-08/252).

В случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями настоящей статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учёт таких операций. Если в налоговом периоде не осуществляется отгрузка товаров (работ, услуг), операции по реализации которых освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость, то раздельный учёт налога не ведется (письмо Минфина России от 02.08.2012 № 03-07-11/225). Налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные настоящей статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование. Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг). Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.

Налогоплательщики, перешедшие на упрощённую систему налогообложения, не являются плательщиками налога.

В последнее время (2004—2008) высказывается ряд предложений по полной отмене НДС в России или дальнейшем сокращении его ставок, впрочем, в ближайшее время изменений по НДС не предвидится, так как за счёт НДС формируется около четверти федерального бюджета России (О поступлении администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет Российской Федерации в январе-ноябре 2008 года (недоступная ссылка с 23-05-2013 (659 дней) — история, копия)).

Налоговый период (статья 163 НК РФ) устанавливается как квартал.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.