Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Микроэкономическая теория производства и издержек.






Наиболее общее понятие издержек производства определяет­ся как затраты, связанные с привлечением экономических ресур­сов, необходимых для создания материальных благ и услуг. При­рода издержек определяется двумя ключевыми положениями. Во-первых, любой ресурс ограничен. Во-вторых, каждый вид ре­сурса, используемого в производстве, имеет хотя бы два альтерна­тивных способа применения. Для удовлетворения всего многооб­разия потребностей экономических ресурсов никогда не бывает достаточно (что и обуславливает проблему выбора в экономике). Любое решение об использован и неэкономических ресурсов в производстве того или иного блага связано с необходимостью отказа от использования этих же ресурсов для производства каких-то иных товаров и услуг. Вспоминая кривую производственных возможностей, можно убедиться, что она яркое воплощение этой концепции. Издержки в экономике связаны с отказом от производства альтернативных товаров. Все издержки в экономи­ческой науке принимаются как альтернативные (или вмененные). Это означает, что стоимость любого ресурса, вовлекаемого в ма­териальное производство, определяется по его стоимости при наилучшем из всех возможных вариантов использования данного фактора производства. В этой связи экономические издержки трактуются следующим образом. Экономические или альтерна­тивные (вмененные) издержки — затраты, обусловленные исполь­зованием экономических ресурсов в производстве данного това­ра, оцененные с точки зрения потерянной возможности исполь­зования тех же самых ресурсов в других целях.

С точки зрения предпринимателя, экономические издерж­ки — выплаты, которые фирма осуществляет поставщику ресур­сов, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернатив­ных производствах. Эти выплаты, которые фирма несет из своего кармана, могут быть внешними и внутренними. В этой связи можно говорить о внешних (явных, или денежных) и внутренних (неявных, или имплицитных) издержках. Внешние издержки — плата за ресурсы поставщикам, не принадлежащим к числу вла­дельцев данной фирмы. Например, заработная плата наемного персонала, плата за сырье, энергию, материалы и комплектую­щие, предоставляемые сторонними поставщиками, и т. п. Фирма может использовать определенные ресурсы, принадлежащие ей самой. И здесь следует вести речь о внутренних издержках. Внут­ренние издержки — издержки на собственный, самостоятельно ис­пользуемый ресурс. Внутренние издержки равны денежным пла­тежам, которые могли бы быть получены предпринимателем за собственные ресурсы при наилучшем из всех альтернативных ва­риантов их использования. Речь идет о некоторых доходах, от ко­торых предприниматель вынужден отказаться, организуя свое дело. Предприниматель не получает эти доходы, так как не прода­ет принадлежащие ему ресурсы, а использует их для своих нужд. Создавая собственный бизнес, предприниматель вынужден отказаться от некоторых видов доходов. Например, от заработной платы, которую он мог бы получить в случае работы по найму, если бы не работал на собственном предприятии. Или от процен­та на принадлежащий ему капитал, который он мог бы получить в кредитной сфере, если бы не вкладывал эти средства в свое дело. Неотъемлемым элементом внутренних издержек является нормальная прибыль предпринимателя. Нормальная прибыль - минимальный объем дохода, существующий в данной отрасли, в данное время и который может удержать предпринимателя в рамках его бизнеса. Нормальную прибыль следует рассматривать как плату за такой фактор производства, как предпринимательская способность.

Сумма внутренних и внешних издержек в совокупности представляет собой экономические издержки. Понятие «экономи­ческие издержки» является общепринятым, но на практике, при ведении бухгалтерского учета на предприятии, исчисляются только внешние издержки, которые имеют еще одно название — бухгалтерские издержки.

Поскольку в бухгалтерском учете не учитываются внутрен­ние издержки, то бухгалтерская (финансовая) прибыль будет представлять собой разность между валовым доходом (выручкой) фирмы и ее внешними издержками, тогда как экономическая прибыль — разность между валовым доходом (выручкой) фирмы и ее экономическими издержками (суммой как внешних, так и внутренних издержек). Понятно, что величина бухгалтерской прибыли будет всегда превышать прибыль экономическую на величину внутренних издержек. Поэтому даже при наличии бух­галтерской прибыли (по финансовым документам) предприятие может не получать прибыли экономической или вообще нести экономические убытки. Последние возникают, если валовой до­ход не покрывает всей суммы издержек предпринимателя, т. е. экономических издержек.

И последнее, трактуя издержки производства как затраты на привлечение экономических ресурсов, уместно вспомнить, что в экономической науке выделяют четыре фактора производства. Это труд, земля, капитал и предпринимательская способность. Привлекая эти ресурсы, предприниматель должен обеспечить их владельцам доход в виде заработной платы, ренты, процента и прибыли. Иными словами, все эти выплаты в своей совокупно­сти для предпринимателя и будут составлять издержки произ­водства, т. е.:

Издержки производства = Заработная плата (расходы, связанные с привлечением такого фактора производства, как труд) + Рента (расходы, связанные с привлечением такого фактора производст­ва, как земля) + Процент (расходы, связанные с привлечением такого фактора произ­водства, как капитал) + Нормальная прибыль (расходы, связанные с использованием такого фактора производства, как предпринимательская способность).

Экономическая теория исходит из того, что, в конечном счете, целью производственной деятельности фирмы является максимизация прибыли. Величина прибыли определяется, прежде всего двумя факторами: ценами на товар, которые складываются в результате взаимодействия спроса и предложения, и издержками производства, уровень которых зависит от эффективности использования фирмой производственных ресурсов. Таким образом, если первый фактор увеличения прибыли зависит в большой степени от внешних условий экономической конъюнктуры, то второй - практически полностью от самой фирмы.

В микроэкономическом анализе теория издержек производства основывается на наличии редкости ресурсов и определении их ценности на основе наилучшего альтернативного варианта использования. В этом смысле издержки производства представляют собой выраженные в стоимостной форме затраты по производству, связанные с отказом от альтернативного использования ресурсов*

При таком подходе к издержкам производства выделяют два их типа: бухгалтерские и экономические (вмененные) издержки.

 

21А.Микроэкономическая теория фирмы (Доход фирмы. Общий, средний и предельный доход. Линия дохода конкурентной фирмы. Прибыль фирмы. Экономическая, бухгалтерская и нормальная прибыль. Точка безубыточности. Максимизация прибыли конкурентной фирмы в коротком периоде. Условия максимизации прибыли. Минимизация убытков конкурентной фирмы. «Точка бегства» фирмы из отрасли. Допредельные, предельные и запредельные фирмы. Краткосрочное предложение фирмы и кривая предельных издержек. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде. Нулевое значение экономической прибыли: причины и последствия.)

Фирма –это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы и оказывает услуги.

Доход предприятия (фирмы) – это денежные средства, получаемые им в результате

хозяйственной деятельности за определенный период времени.

Совокупный доход (TR) – это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага:

TR = P * Q,

где P – цена;

Q – проданное количество благ.

Средний доход (AR) – доход, приходящийся на единицу проданного блага. В условиях совершенной конкуренции средний доход равен рыночной цене:

Предельный доход (MR) – приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции:

В условиях совершенной конкуренции, когда производителей много, никто из них не может оказать существенного влияния на цену производимой продукции. Цена складывается объективно, поэтому каждая фирма выступает как ценополучатель.

В общем виде прибыль определяется как разность между совокупной выручкой (совокупным доходом) и совокупными издержками:

PF = TR – TC,

где TR – совокупная выручка;

TC – совокупные издержки;

PF – прибыль.

Бухгалтерская прибыль (APF) = Совокупная выручка – Внешние издержки.

Экономическая прибыль (EPF) =Бухгалтерская прибыль – Внутренние издержки.

Прибыль бухгалтерская будет больше прибыли экономической на величину неявных затрат.

Нормальная прибыль появляется, когда TR = TC, исчисленным как затраты упущенных возможностей для всех использованных ресурсов. Нормальная прибыль (NPF) определяется равенством бухгалтерской прибыли и неявных затрат. Фирма, которая получает нормальную прибыль, считается безубыточной.

Нормальная прибыль – минимальный доход, при котором предприниматель останется в данной сфере производства.

Нормальная прибыль рассматривается в двух аспектах:

1) прибыль на вложенный капитал. Она определяется объективными факторами (процентная ставка по депозитам);

2) цена предпринимательского таланта и риска. Определяется субъективными факторами (как оценивают себя предприниматели) и минимальным уровнем прибыли, который получают большинство предпринимателей в этой сфере бизнеса.

Если TR > TC, то фирма получает положительную экономическую прибыль (сверхприбыль). Наличие экономической прибыли означает, что на данном предприятии ресурсы используются более эффективно, чем где бы то ни было. Именно экономическая прибыль служит критерием эффективности использования имеющихся ресурсов. Ее наличие или отсутствие является стимулом привлечения дополнительных ресурсов или перехода их в другие сферы использования. Деятельность экономически оправдана, если она приносит экономическую прибыль.

Каждая фирма заинтересована в максимизации прибыли. Этого можно достичь за счет:

1) увеличения выпуска продукции (если фирма обладает финансовой устойчивостью);

2) повышения цены (если фирма обладает монопольной властью;

3) снижения издержек.

Объем производства, при котором разница между совокупным доходом и совокупными издержками максимальна, позволяет обеспечивать фирме максимальную прибыль

Для нахождения оптимального объема производства часто используется метод сопоставления дохода, приносимого дополнительной единицей продукции (МR), с приростом издержек производства, вызванным ее выпуском (МС) (рис. 15.5).

Рис. 15.5. Правило максимизации прибыли

 

Фирма, производящая в объемах, при которых MR=MC, получает максимально возможную при данных ценах прибыль. При этом надо помнить, что интересует фирму прибыль на всю массу выпуска, а не только на предельную единицу. Таким образом, оптимальный объем производства - это объем, при котором предельные издержки (МС) и предельный доход (MR) равны.
Равенство MR и МС является условием максимизации прибыли для любой фирмы независимо от рыночной структуры, в которой она функционирует (совершенная или несовершенная конкуренция).

 

Точка безубыточности — минимальный объем производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль. Точку безубыточности можно определить в единицах продукции, в денежном выражении или с учётом ожидаемого размера прибыли.

21Б Минимизация убытков конкурентной фирмой.

Рассмотрим, что произойдет, если конъюнктура будет не столь благоприятной для фирмы и она не сможет получать прибыль.

В этом случае, в условиях краткосрочного периода существуют два варианта ее поведения:

а) нести убытки, но продолжать производить продукцию;

б) временно приостановить производство.

Решение фирмы зависит от соотношения рыночной цены и уровня ее издержек. Мы знаем, что в краткосрочном периоде общие издержки распадаются на переменные и постоянные. Даже если фирма не производит ни единицы продукции, она все равно несет постоянные затраты. В случае приостановки производства фирма не получит дохода и постоянные издержки автоматически превратятся в убытки Однако, если доход фирмы позволяет ей возместить переменные издержки, ей имеет смысл выпускать продукцию.

Точка бегства фирмы (point of firm flight) – минимально возможная цена, при которой фирма будет оставаться в отрасли; равна средним переменным издержкам в краткосрочном периоде и общим средним издержкам в долгосрочном периоде

В условиях краткосрочного равновесия можно выделить 4 типа фирм:

1. Фирма, у которой средние издержки равны цене (АТС = Р) называется допредельной фирмой с нормальной прибылью.

2. Фирма, которой удается покрывать лишь средние переменные издержки (AVC = P), называется предельной фирмой. Такой фирме удается быть «на плаву» лишь недолгое время. В случае повышения цен она сможет покрыть не только текущие (средние переменные), но и все издержки (средние общие), т.е. получать нормальную прибыль (как допредельная фирма).

3. Запредельная фирма. В случае снижения цен фирма перестает быть конкурентоспособной, т.к. не может покрывать даже текущие издержки (AVC > P) и вынуждена будет покинуть отрасль.

4. Фирма, у которой средние общие издержки меньше цены (АТС < Р), называется допредельной фирмой со сверхприбылью.

Фирма, функционирующая на рынке, имеет нулевую прибыль тогд а и только тогда, когда цена продукции равна средним совокупным издержкам ее производства. Если же цена выше средних совокупных издержек, то прибыль положительна, что, в свою очередь, побуждает новые фирмы к вступлению на рынок. Если цена ниже средних совокупных издержек, прибыль отрицательна, что вынуждает некоторые фирмы покидать рынок. Процесс входа и выхода завершается лишь тогда, когда цена и средние совокупные издержки уравниваются.

Минимизация издержек — первое условие равновесия производителя.

 

Постоянные издержки (FC) – это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства.

К постоянным издержкам относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы.

Т.к. с увеличением объема производства растет общая выручка, то средние постоянные издержки (AFC) представляют собой уменьшающуюся величину.

AFC = FC/ Q.

где Q объем производства

Переменные издержки (VC) – это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства.

К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату труда и отчисления на социальные нужды.

Средние переменные издержки (AVC) равны:

AVC = VC/ Q.

Общие издержки (TC) – совокупность постоянных и переменных издержек фирмы.

Общие издержки являются функцией от произведенной продукции:

TC = f (Q), TC = FC + VC.

Графически общие издержки получают путем суммирования кривых постоянных и переменных издержек рис 6.3

Средние общие издержки равны: ATC = TC/Q или AFC +AVC = (FC + VC)/ Q.

Графически АТС могут быть получены путем суммирования кривых AFC и AVC.

 

Рис.6.3. Кривая переменных, постоянных и общих издержек

Наиболее эффективным выпуском будет тот, который соответствует минимальному размеру средних общих из­держек. То есть на единицу выпуска будет приходиться минимальное количество затрат на ее производство. На рисун­ке ситуация эффективности производства обозначена черной точкой. Эта точка (минимум средних общих издержек) характеризует наиболее эффективную величину выпуска.

Эффективность – характеристика соотношения объема произведенных благ и затрат на их производство.

 

Предельные издержки (marginal cost, MC) — увеличение общих затрат, которое вызвано приращением объема производства на одну единицу.

Как посчитать предельные издержки?

Как отношение изменения общих издержек к изменению объема выпуска:

Общие издержки мы можем представить в виде суммы переменных и постоянных затрат:

АТС a (FC + VC) AFC AVC

MC = = — = +

AQ AQ AQ AQ

Итак, предельные издержки — это сумма изменения величины постоянных издержек на единицу изменения объема выпуска и изменения величины переменных издержек на единицу изменения объема выпуска производства. Но ведь постоянные издержки в краткосрочном периоде не меняются, то есть:

AFC = 0

А это значит, что предельные издержки — это, прежде всего, изменение переменных издержек по отношению к изменению объема выпуска на единицу, то есть:

Изобразим изменение предельных издержек на рис. 4.7.

Кривая предельных издержек пересекает кривые средних переменных и средних общих издержек в точках их минимума. После этих точек кривые средних общих и средних переменных издержек начинают возрастать, а из­держки на факторы производства — увеличиваться.

Что происходит с величиной предельных издержек:

Изменение предельных издержек Как это отражается на графике
Предельные издержки меньше средних общих: МС < АТС Кривая предельных издержек ниже кривой средних общих затрат. Имеет смысл наращивать производство
Предельные издержки равны средним общим: МС = АТС Кривая предельных издержек пересекает кривую средних общих в точке ее минимума. Точка эффективного производственного выпуска
Предельные издержки больше средних общих: МС > АТС Участок кривой МС — над кривой сред­них общих. После точки пересечения средние издержки начинают увеличиваться с каждой единицей объема производства. Дальнейшее производство не выгодно для производителя

В долгосрочном периоде, когда фирма может изменять все факторы производства, в том числе и размеры предприятия, решение о выборе фирмой оптимального объема продукции принимается иначе, чем в краткосрочном периоде.

Если при существующей рыночной цене на конкурентном рынке несколько фирм терпят убытки и прекращают производство (покидают отрасль), то предложение на рынке сокращается, что при неизменном спросе на товар приводит к росту цены. Возросшая цена позволяет фирмам, оставшимся в отрасли, получать экономическую прибыль. В условиях совершенной конкуренции, когда нет ограничений доступа на рынок, это приведет к появлению новых фирм, привлеченных возросшей прибыльностью дела. В результате предложение возрастет, а цена снизится. Такие колебания на конкурентном рынке носят постоянный характер.

Равновесие фирмы на рынке в долгосрочном периоде будет достигнуто, когда у фирм не будет стимулов как для входа в отрасль, так и для выхода из нее. Это достигается при условии, если рыночная цена устанавливается на уровне минимума средних валовых издержек (Р = min ATCL) и экономическая прибыль, таким образом, исчезнет (Pr е = 0).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.