Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прямые иностранные инвестиции развивающихся






Значительное расширение притока ПИИ в развивающиеся страны в последнее десятилетие частично обусловлено обеспеченными многими из этих стран улучшениями условий для инвестиционной деятельности. В растущем числе стран на смену проявлявшейся на протяжении долгого времени подозрительности по отношению к иностранным инвесторам приходит гостеприимное отношение к ним, поскольку страны все более широко осознают сопряженные с ПИИ возможности получения доступа на рынки, а также доступа к современным технологиям и к капиталу. Еще одним привлекательным моментом является то, что потоки ПИИ в меньшей степени подвержены внезапным изменениям направления, чем потоки краткосрочных портфельных инвестиций, как это недавно продемонстрировали кризисы в Азии.

Притоку ПИИ могут способствовать несколько факторов: возможность освоения природных ресурсов, привлекательность той или иной страны как плацдарма для расширения экспорта или желание наладить местное производство в качестве наиболее прибыльного пути к обеспечению поставок на внутренний рынок той или иной страны конкретной продукции, реализуемой той или иной многонациональной компанией по всему миру. Однако в каждом случае одним из основных факторов, влияющих на принятие решений о размещении инвестиций, также является инвестиционный климат. Инвесторы хотят политической стабильности. Им нужны гарантии сохранения господства права, с тем чтобы регламентирующие их деятельность правила и процедуры были стабильными и предсказуемыми, а также отсутствие коррупции. Им требуется квалифицированная рабочая сила и эффективная инфраструктура. Им также нужны гарантии того, что их инвестиции не явятся объектом произвольной экспроприации, и они придают важное значение наличию международных механизмов для урегулирования споров с правительствами принимающих стран, подобных механизмам Международного центра по урегулированию инвестиционных споров и Всемирного банка.

Размещение ПИИ также более вероятно в тех случаях, когда правительства принимающих стран готовы принять обязательства в отношении предоставления национального режима, т.е. предоставить иностранным инвесторам и их инвестициям не менее благоприятный режим, чем тот, которым пользуются национальные инвесторы. В число других важных условий входят транспарентность государственной политики; возможности беспрепятственного перевода капитала, прибылей и дивидендов; готовность временно предоставить основному персоналу статус резидентов; а также отсутствие обязательных требований в отношении показателей деятельности. Естественно, что в чрезвычайных обстоятельствах странам может требоваться делать исключения для защиты своей национальной безопасности, для гарантирования целостности и стабильности финансовой системы и для реагирования на кризисное состояние платежного баланса. Кроме того, под национальным режимом не подразумевается особый режим: иностранные инвесторы не должны исключаться из сферы действия внутренних законов, регулирующих поведение юридических и физических лиц, равно как и не должны ограничиваться применительно к иностранным инвесторам и их предприятиям полномочия национальных судов, трибуналов и регулирующих органов.

Развивающимся странам будет необходимо продолжать повышать свою привлекательность для ПИИ. Это включает совершенствование стандартов бухгалтерского учета и ревизорской деятельности, повышение транспарентности, совершенствование методов управления предприятиями, повышение эффективности работы и обеспечение беспристрастности административных органов, а также развитие физической инфраструктуры этих стран. Подобные меры, от которых выигрывают не только иностранные инвесторы, но и национальный частный сектор, являются правильными шагами в рамках конкурентной борьбы за привлечение ПИИ. Неправильными шагами является предоставление налоговых льгот или ослабление внутренних социальных или экологических норм в безоглядном стремлении сделать все для привлечения инвесторов. Одна из функций, которую могла бы выполнять международная налоговая организация, заключается в упорядочении конкурирующих налоговых льгот, которые в конечном итоге приносят выгоду в основном иностранным инвесторам, а не принимающим странам. Правила в этой области будет необходимо применять в отношении как промышленно развитых, так и развивающихся стран, поскольку многие промышленно развитые страны в настоящее время также используют налоговые льготы, ведя борьбу за привлечение ПИИ.

Хотя основными обязанностями иностранных инвесторов, как и национальных корпораций, является соблюдение законов и поддержание своей экономической эффективности, существует также широкораспространенное мнение о том, что они обязаны соблюдать все нормы корпоративного поведения в странах, где они осуществляют инвестиционную деятельность. Эти обязанности изложены в Глобальном компакте, с инициативой о заключении которого выступил Генеральный секретарь и к которому компаниям предлагается присоединиться. Девять принципов компакта включат два, касающиеся прав человека и предусматривающие поддержку и уважение деловыми кругами деятельности по защите провозглашенных международным сообществом прав человека и недопущение ими своего участия в нарушениях прав человека. Четыре из этих принципов касаются стандартов в области труда и занятости и предусматривают поддержку права на свободу ассоциации и права на заключение коллективных договоров, а также ликвидацию принудительного труда, детского труда и дискриминации. Три принципа касаются вопросов окружающей среды и предусматривают использование деловыми кругами превентивного подхода к экологическим проблемам, осуществление ими инициативных действий по обеспечению более ответственного отношения к окружающей среде, а также поощрение разработки и распространения экологически безопасных технологий.

Определенную роль в привлечении ПИИ в развивающиеся страны на протяжении некоторого времени играют многосторонние банки развития (МБР; в их число входят Всемирный банк и региональные банки развития), которые обеспечивают совместное финансирование, предоставляют инвестиционные гарантии и являются спонсорами Международного центра по урегулированию инвестиционных споров. Они вносят ценный вклад, и имеются все основания для того, чтобы создать МБР условия для усиления их каталитической роли8. Для многих потенциально жизнеспособных проектов инвестиций в инфраструктуру не удается обеспечить финансирование по линии частного сектора ввиду того, что отдача от них зависит от политических и регулятивных факторов риска, который во многих случаях по-прежнему оценивается как высокий в странах с формирующейся рыночной экономикой, у которых не было достаточно времени для того, чтобы заработать себе прочную репутацию. МБР могут предоставлять инвесторам частичные гарантии от рисков, которые обезопасят их в случае пересмотра правительствами принимающих стран соглашений о ценообразовании или показателях деятельности, а также от убытков в случае экспроприации или перехода местной валюты в разряд неконвертируемых.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.