Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы регулирования международной торговли






Действие всех междун соглашений, заключенных в рамках ГАТТ и входящих в международную торговую систему ВТО, основано на признании государствами-участниками четырех основных принципов регулирования международной торговли: защита внутреннего рынка с помощью таможенных тарифов; обязательство государства-участника не повышать пошлины (связывание тарифов); предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ) и предоставление национального режима. Указанные принципы сформулированы в ГАТТ 1994 г.

Принцип защиты внутреннего рынка с помощью таможенных тарифов сформулирован в ст. 11 ГАТТ 1994 г. Она предусматривает запрещение применять количественные ограничения при регулировании внешней торговли, за исключением ограниченного числа случаев. Так, странам, испытывающим трудности с платежным балансом, разрешается вводить количественные ограничения, чтобы они сохранили свои фин позиции на мировом рынке (меры таможенно-тарифного регулирования).

Принцип «не повышать пошлины» (связывания тарифов) сформулирован в преамбуле и в ст. 28-бис ГАТТ 1994 г. и лежит в основе проведения политики снижения таможенных тарифов. Переговоры по присоединению к ВТО направлены на то, чтобы зафиксировать определенный уровень таможенных тарифов по отдельным видам товаров на момент вступления государства в ВТО. Сниженные к моменту присоединения к ВТО тарифы замораживаются (связываются) во избежание дальнейшего повышения и включаются в национальный перечень тарифных уступок каждой страны. Ставки тарифов, принятые странами на переговорах, вносятся в так называемый перечень уступок. Каждая страна, участвующая в ВТО, имеет свой индивидуальный перечень уступок, который является неотъемлемой частью юр. системы ГАТТ/ВТО. Освободиться от тарифных ограничений и повысить тарифы сверх указанной в перечне уступок нормы возможно только в результате переговоров с соответствующим государством и предоставления в качестве компенсации государству, с которым данная уступка была согласована, тарифных уступок на другие товары.

Принцип наибольшего благоприятствования в торговле сформулирован в ГАТТ 1994 г. Это наиболее важное положение ГАТТ/ВТО.Согласно этому принципу необходимо, чтобы тарифы и другие меры регулирования применялись к импортируемым и экспортируемым товарам без дискриминации по странам. Они не позволяют устанавливать для одного государства импортные тамож пошлины выше или ниже тех, которые применяются к импорту этих товаров из другого государства. Предоставляя РНБ, страна отказывается от дискриминационного подхода при выборе торговых партнеров. Исключение из принципа РНБ делается для стран, участвующих в региональных соглашениях. Эти страны не обязаны распространять на все страны более низкие тарифы или беспошлинную торговлю, действующие между ними (ст. 24ГАТТ 1994 г.).

Принцип национального режима сформулирован в ст. 3 ГАТТ 1994 г. В соответствии с ним импортированный товар, пересекший после оплаты таможенных пошлин и других сборов границу, должен иметь не менее благоприятные условия на рынке, чем подобные товары отечественного производства. В то время как РНБ запрещает применять дискриминационные меры к товарам, произведенным в разных странах, правило национального режима препятствует дискриминации в отношении импортируемых товаров по сравнению с их аналогами, произведенными в самой стране, как в отношении обложения их внутренними налогами, так и в отношении применения внутреннего законодательства.

 

 

15. Особенности регулирования международной торговли услугами.

Структура, динамика, тенденции. Принципы регулирования. Генеральное соглашение по торговле услугами ВТО (ГАТС).

Международная торговля услугами — это торговля потребитель­скими стоимостями, преимуще­ственно не имеющими вещест­венной формы.

Сущ-ют определенные особенности услуг: неосязаемость; неотделимость от источника, т. е. торговля услугами связана с их производством; услуга, как правило, не имеет овеществленной формы; непостоянность качества; несохраняемость и нетранспортируемость.

Темпы роста и масштабы мирового рынка услуг все время возрастают. В результате мировой экспорт услуг возрос с 70 млрд долл. в 1970 г. до 1400 млрд долл. в 2000 г. и 2400 млрд в 2005 г. Соответственно его доля в мировом экспорте увеличилась и продолжает расти. Структура мирового рынка услуг за последнее время также претерпела существенные изменения, в этой структуре принято выделять:

1) транспортные услуги;

2) туристические услуги;

3) прочие услуги.

Соотношение их в общем объеме услуг меняется. Еще в начале 1980-х гг. первое место занимали транспортные услуги, но затем их доля сократилась. Доля туристических услуг остается относительно стабильной, составляя примерно 1/3 их общего объема. А вот доля так называемых прочих услуг растет быстрее всего, так что теперь в структуре мирового экспорта услуг именно они приобретают определяющее значение.

Понятие «прочие услуги» объединяет разные виды услуг, вызванные к жизни развитием междун экономических отношений. К ним относятся: а) инженерно-технические услуги (инжиниринг); б) консультационные услуги (консалтинг).; в) услуги в области междун арендных отношений,; г) разного рода информационные услуги. К этому перечню можно добавить фин, банковские и страховые услуги, мед услуги, услуги в области образования, здравоохранения и т. д.

Географическое распределение мирового экспорта и импорта услуг в целом напоминает распределение, сложившееся в торговле товарами. Ведущую роль в торговле услугами (70 % мировой) играют страны Запада. Место России на мировом рынке услуг можно охарактеризовать как довольно скромное. По стоимости экспорта и импорта услуг она только во второй десятке стран современного мира. К тому же в структуре российского экспорта услуг преобладают традиционные туристические и транспортные услуги, тогда как доля прочих услуг невелика.

Выделяется четыре способа МТУ:

1. Трансграничная торговля т.е. ситуация, когда продавец и покупатель услуги не перемещаются через границу, пересекает только услуга.

2. Потребление за границей, т.е. ситуация, когда потребитель из одной страны приобретает и потребляет услугу на территории другой страны.

3. Торговое присутствие в стране предоставления услуги, т.е. ситуация, когда фирма, предоставляющая услугу, пересекает границу и, нахо­дясь на территории данной страны, открывает представительство или дочернюю фирму, через которые осуществляет предоставление услуги.

4. Присутствие физических лиц, предоставляющих услугу, т.е. ситуация, когда услуга за­ключена непосредственно в деятельности людей, которые приезжают из-за границы, где находится ее потребитель(приезд иностранного архитектора).

Генеральное соглашение по торговле услугами - первое многосторонне межгосударственное соглашение по торговле услугами – важнейший итог Уругвайского раунда. ГАТС содержит принципы, составляющие основу многосторонней правовой системы, регулирующей торговлю услугами. ГАТС имеет 29 статей. В ГАТС рассматриваются следующие аспекты торговли услугами: сфера применения и определения, общие обязательства и правила (режим наибольшего благоприятствования, гласность, особенности участия развивающихся стран, учет экономической интеграции, внутреннее регулирование, возможности применения защитных мер, общие исключения, субсидии и др.); специфические обязательства (доступ на рынок, национальный режим, дополнительные обязательства); постепенная либерализация (переговоры по специфическим обязательствам, списки специфических обязательств и их изменение); институциональные обязательства (консультации, урегулирование споров и исполнение решений. Совет по торговле услугами); заключительные положения.

В соответствии с положениями ГАТС члены ВТО должны придерживаться следующих принципов:

· обеспечение прозрачности системы регулирования сферы услуг на своей территории;

· гарантия доступа к национальным процедурам разрешения споров;

· не увеличение ограничений в доступе на рынок и следование принципу национального режима;

· соблюдение процедур разрешения споров во всех областях, регулируемых ВТО;

· участие в будущих переговорах о новых аспектах обмена в сфере услуг, а также о содержании национальных списков обязательств.

Основные положения ГАТС во многом напоминают ГАТТ, а именно:

· режим наибольшего благоприятствования (предполагающий одинаковый режим для всех и отсутствие каких-либо дискриминаций между участниками Соглашения);

· гласность (вся информация, законы, административные распоряжения, касающиеся регулирования торговли услугами должны публиковаться);

· постепенная либерализация путем переговоров в рамках всей торговли услугами.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.