Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Альтернативные теории международной торговли.






Можно выделить два направления в развитии альтернативных теорий международной торговли. Первое — это теории, авторы которых стремятся углубить концепции классической школы. Причем они концентрируют свое внимание на тех аспектах, которые не получили должного освещения в трудах их предшественников. Второе — теории, авторы которых исходят из необходимости критического переосмысления сложившегося традиционного подхода к анализу международной торговли и стремятся создать собственные оригинальные концепции. Теория специфических факторов производства Теория специфических факторов производства была разработана американскими экономистами Полом Самуэльсоном и Рональдом Джонсом в 70-х гг. на основе фундаментальных положений теории Хекшера—Олина. Однако в отличие от своих предшественников авторы этой теории исходят из того, что в производстве товаров участвуют не два, а три фактора: труд (L.), капитал (К) и земля (Т). Причем только труд является мобильным фактором, т.е. используется во всех секторах экономики и свободно перемещается между ними. В то же время два других фактора являются специфическими, т.е. могут быть использованы только в одной отрасли. Теория эффекта масштаба. В начале 80-х гг. XX века П. Крюгман и К. Ланкастер предложили альтернативное объяснение международной торговле, основанное на эффекте масштаба. Эффект масштаба возникает в том случае, когда с ростом объема выпускаемой продукции средние издержки на единицу продукции снижаются. Экономия на масштабе позволяет объяснить торговлю между странами в случаях, не поддающихся объяснению на основе классических теорий международной торговли. Это, в первую очередь, относится к торговле между странами, в одинаковой степени наделенными основными факторами производства, и к торговле технологически однородными товарами, внутриотраслевой торговле дифференцированными товарами (например, автомобилями, изделиями электронной промышленности и др.). Специализация позволяет расширить объемы производства, снизить издержки, цену. Для того, чтобы эффект масштаба был реализован, необходим емкий рынок, т.е. мировой. Неотехнологическая теория. Сторонники неотехнологического направления структуру международной торговли пытались объяснить технологическими факторами. Основные преимущества связаны с монопольной позицией фирмы-новатора. Новая оптимальная стратегия для фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем, но что пока никто выпускать не может. Как только эту технологию смогут освоить другие – производить что-то новое. Экономисты неотехнологического направления считают, что государство должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию устаревших производств.

Основные тенденции и показатели мировой торговли. Тенденции: растёт доля торговли услугами; наукоёмкими и капиталоёмкими товарами; электронная торговля.

Торговля перемещается в развивающиеся страны. Рост менее чем на 3% мировая торговля демонстрирует уже третий год подряд. В период между 2012 и 2014 годами рост торговли составил в среднем всего 2, 4% и стал самым низким трехгодичным показателем. ВТО ожидает роста мировой торговли в 2015 году на уровне 5, 3%. Причины: замедление роста ВВП в странах с развивающейся экономикой, в ВТО назвали неравномерное восстановление экономики в развитых странах и рост геополитической напряженности в мире. «Сильные колебания обменного курса, в том числе укрепление на 14% курса доллара США по отношению к другим валютам в период с июля по март, еще больше осложнили ситуацию в торговле и ее перспективы»; -спад реальных доходов населения и импорта в странах-импортерах нефти, что связано с обрушением мировых цен на нефть в 2014 году (сниж. на 47%)

14. Особенности регулирования международной торговли товарами. Структура, динамика, тенденции международной торговли товарами. Принципы регулирования международной торговли товарами ВТО (Генеральное соглашение по тарифам и торговле ГАТТ).

Структура международной торговли, начиная с 90-х годов, приобрела тенденции к постепенному сокращению удельной массы сырья, топливных материалов и продовольствия в общемировом товарообороте. Сегодня на вышеуказанные категории товаров приходится не более 20% мирового экспорта, тогда как доля готовых изделий, главным образом, продукции машиностроения и электронной промышленности составляет около 80%. Лишь 14 % составляет топливо и другое сырье, доля сельскохозяйственной продукции - около 9 %, одежда и текстиль - 3 %. Эксперты объясняют уменьшение сырьевой доли несколькими основными причинами. Среди них выделяются увеличение производственных мощностей многих развивающихся стран, значительный экспорт синтетических материалов, переход некоторых государств на отечественное сырье и использование энергосберегающих технологий. Интенсификация и внедрение инновационных технологий в сельскохозяйственную отрасль поспособствовали увеличению производства продовольственных товаров, что и вызвало некоторое снижение импорта этой категории продукции.Определенные изменения происходят и в географическом распределении мировой торговли. Постепенно растет торговля развивающихся стран, но особенно быстрыми темпами увеличиваются объемы товаропотоков из новых индустриальных стран.Динамично развивается внешняя торговля Китая, Индии и Бразилии, что позволило этим странам войти в число крупнейших торговых держав мира.По-прежнему значительная часть мирового товарооборота - около трети мировых экспортно-импортных операций - приходится на ведущие промышленно развитые страны (США, Германию и Японию). В число крупнейших торговых стран мира входят Франция, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Бельгия.

Таким образом, можно выделить следующие современные тенденции развития международной торговли: 1. Динамика международной торговли характеризуется высокими темпами развития. 2. При общем росте внешней торговли, ее динамика в отдельных страна и регионах различается. 3. Внешняя торговля растет более быстрыми темпами, чем общие темпы внутрихозяйственного развития стран. 4. Выросли экспортная и импортная квоты многих стран. 5. Основной поток международной торговли приходится на взаимную торговлю развитых стран. 6. Изменяется товарная структура мировой торговли: - диверсифицируется поток товаров, вовлекаемых в международный товарооборот; - увеличивается в международной торговле удельный вес готовых изделий; - выросли объемы международной торговли химической продукции; - сокращается доля международной торговли сырьевыми товарами, топливом, а также продовольствием.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.