Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое обеспечение СО






Нормативного определения связей с общественностью, а уж тем более специального закона о них в Российской Федерации (да и не только в ней) не существует. Анализ документов, так или иначе упоминающих о связях с общественностью, мало сможет нам помочь. Так, государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 350400 — «Связи с общественностью», утвержденный заместителем министра образования РФ 14.03.2000, раскрывает понятие связей с общественностью через термин «профессиональная деятельность выпускника». Согласно стандарту деятельность эта заключается в «изучении и выработке соответствующих рекомендаций по следующим аспектам: процессы и явления внутриполитической и международной жизни; межнациональные, межэтнические и международные отношения; социально-экономические проблемы города, области, республики, страны и современного мира в целом; общепланетарный, общенациональный, региональный и местный информационные потоки; научное и культурное сотрудничество; информационное обеспечение внутренней и внешней политики; формирование общественного мнения внутри страны и за рубежом; создание единого международного экономического, экологического, культурного и информационного пространства; процессы глобализации; процессы, связанные с разоружением, строительством безопасного мира». Таким образом, выпускник описан в документе как советник по всем возможным вопросам.

Очевидно, что такое определение, во-первых, не соответствует действительности, поскольку специалист по связям с общественностью в качестве основной профессиональной цели имеет вовсе не «выработку рекомендаций по явлениям международной жизни», а во-вторых, растворяет связи с общественностью в видах деятельности, которые могут быть гораздо лучше реализованы иными специалистами. Представляется, что по социально-экономическим проблемам более качественные рекомендации дадут социологи и экономисты, по явлениям политической жизни — политологи и т. д.

Немногим лучше в том же документе выглядит и перечисление дидактических единиц при раскрытии понятия «правовое обеспечение связей с общественностью». Сюда попали: «законы и нормативные акты, регулирующие общественную и коммерческую деятельность, законы о СМИ, рекламе, защите авторских прав, прав потребителей». Здесь, правда, перечислены не все возможные нормативные акты (которые почему-то присоединены к законам союзом «и»). Стандарт говорит «всего лишь» об актах, регулирующих общественную и коммерческую деятельность, оставляя за скобками деятельность государственную. Предполагается либо то, что выпускник все равно не пойдет работать в государственные структуры (но это предположение опровергается другими положениями стандарта), либо то, что изучать нормы государственной деятельности бессмысленно, поскольку государственные структуры ими все равно не руководствуются (предположение без комментариев). Наконец, что наиболее вероятно, об этих актах просто забыли. Если же их вспомнить, то снова выяснится, что изучать надо абсолютно все.

Таким образом, анализ ГОС ВПО показывает, что некоторые документы, по форме представляющие нормативные акты, на деле оказываются не проработанными юридически, а содержащиеся в них положения — не более чем бессодержательным набором слов. На сегодняшний день юридического определения связей с общественностью в России не существует.

Его отсутствие побуждает нас обратиться к анализу круга общественных отношений, именуемых «связями с общественностью». Специалисту понятно, что и здесь все не так просто. Безбрежное море литературы, умноженное на безбрежное море частных высказываний, фиксируемых в специальных исследованиях, может у кого угодно вызвать смертельную тоску, ибо вряд ли сыщутся в них два идентичных определения профессии. (Это тем более любопытно, если учесть, что по частным определениям разногласий практически не возникает, и большинство из них кочует из издания в издание, не подвергаясь никаким трансформациям.) Американский историк З. Хейлбронер как-то заметил, что PR — «это тесный союз, включающий более 100 000 членов; все они связаны общей профессией и общим горем: едва ли найдется хотя бы двое из них, кто пришел бы к общему определению того, что, собственно, эта профессия собой представляет». У различных хороших определений связей с общественностью можно выделить два родовых недостатка: либо определение слишком короткое и поэтому не вносит ясности относительно различий определяемой профессии и смежных видов деятельности, либо оно слишком длинное и поэтому не может использоваться как практический инструмент. Воспользовавшись функциональным подходом, мы сможем сказать, что связи с общественностью — это деятельность, направленная на: а) создание специальных событий; б) распространение информации с помощью особых методов и технологий и в) с целью создания положительного общественного мнения о заказчике. Именно выделенные термины и обозначают те интуитивно понятные профессионалам, но трудно поддающиеся логической проработке представления, которые создают специфику связей с общественностью в ряду близких видов деятельности.

Обратившись вновь к российскому законодательству, мы обнаружим в нем понятие, также включающее в себя указанную триаду, — событие, информация, оценка. Этим понятием является «предвыборная агитация» (см. с. 62 наст. изд.). В самом деле, для такого сближения есть объективные основания. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия определяет агитацию как распространение идей для воздействия на сознание, настроение, общественную активность масс с помощью устных выступлений, средств массовой информации; толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина — как деятельность, преследующую цель убедить кого-нибудь в чем-нибудь, склонить к чему-нибудь (второе, переносное значение). Схожим образом толкует агитацию словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. С другой стороны, не вызывает сомнений принадлежность предвыборной агитации к предметному полю профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью. Тем не менее нет смысла заимствовать определение предвыборной агитации для того, чтобы с помощью незначительных модификаций получить из него юридическое определение связей с общественностью. И дело не столько в том, что в обыденном сознании и даже в словарях утвердилось мнение, далекое от латинского оригинала, что агитация связана прежде всего с политикой и имеет неприятный привкус пропаганды. Дело в том, что, как мы вскоре сможем убедиться, само понятие предвыборной агитации определено крайне неточно. Законодатель в данном случае столкнулся с теми же проблемами, что и специалисты по связям с общественностью, и предложенный им выход из ситуации носит паллиативный характер.

Придется признаться, что автор книги также не готов предложить юридически и профессионально корректное определение.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.