Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные концепции законности.






В доктрине ТГП понятие законность трактуется в нескольких вариантах.

В теории права отмечается, что понятие «законность» характеризует правовую действительность, взятую под углом зрения практическо­го осуществления права, идейно-политических основ правовой систе­мы, ее связи с основополагающими общественно-политическими институтами, с политическим режимом данного общества.

В юридической литературе законность рассматривается по-разно­му. Часто ее определяют как режим, принцип, метод государственно­го руководства обществом, состоящий в издании и проведении в жизнь законов и иных нормативно-правовых актов в интересах опре­деленного класса, социальных групп или народа в целом.

В соответствии с этой дефиницией законность состоит из двух эле­ментов: законотворчества (издание законов и основанных на них пра­вовых актов) и осуществления нормативно-правовых актов. Однако представляется весьма спорным включение в понятие законности пра­вотворческого процесса, т. е. особой формы или особого вида деятель­ности соответствующих органов, призванных устанавливать новые нормы, изменять или отменять старые. Ведь если нормы права изме­няются, то, следуя логике, нельзя сказать, что законность — величина постоянная; она меняется всякий раз, как только происходит изменение законодательства.

Правотворческий процесс — это деятельность, которая определяет­ся соответствующими нормативными актами, она подпадает под тре­бования соблюдения, исполнения законности и в этом отношении не отличается от других видов государственной деятельности, например от правоприменения, следовательно, нет необходимости включать ее в; понятие законности. Законность связана с законами, но они выступают не как составная часть, а прежде всего только как предпосылка и условие ее осуществления.

Разногласия в юридической литературе по поводу определения за­конности порождены не только сложностью, многогранностью и

дина­микой предмета, но в большей степени терминологической неяснос­тью. Термин «законность» обозначает положительное отношение к законам в практической деятельности и повседневной жизни.

Еще Н. В. Крыленко в свое время определял революционную закон­ность как общественный уклад, режим, строй, складывающийся на основе претворения в жизнь норм, директив Советского государства. Н. Г. Александров рассматривал законность «как особенный обще­ственный режим», как «обстановку», в которой правонарушения свое­временно вскрываются и пресекаются, иными словами, законность определялась им как «устойчивый образ правоотношений». П. Е. Недбайло отмечал, что законность есть состояние, которое характеризует со­блюдение всем обществом государственно-правовых актов, «свойство общественной жизни». В определенной мере синтезируя высказыва­ния многих ученых, П. М. Рабинович считает законность определен­ным режимом (состоянием) общественных отношений, который ха­рактеризуется их соответствием законам и подзаконным актам.

На современном этапе понятие законности претерпело значи­тельные изменения. Это связано прежде всего с эволюцией в современной российской юридической науке взгляда на понятие закона, структурных составляющих содержания законности. До­минирующую роль в формировании понятия законности играют принцип презумпции верховенства права, а также деление зако­нов на правовые и неправовые.

Очевиден заметный эволюционный процесс по сравнению с господствовавшим в советской юридической науке понятием со­циалистической законности. Последнее гласило, что социалис­тическая законность — это строгое и неуклонное соблюдение и исполнение законов и подзаконных актов всеми субъектами права (государственными и общественными организациями, должнос­тными лицами и гражданами)1. Подобное понимание законнос­ти сохранялось и после 1991 года, утеряв лишь прилагательное «социалистическая»2.

Такое определение, конечно, не вписывается в теорию и прак­тику формирования гражданского общества и строительства со­ответствующего этому обществу правового государства, и вот по­чему. Во-первых, в нем делается акцент на соблюдение и испол­нение норм права и не затрагивается вопрос о существе их содер­жания. Во-вторых, не учитывается, что формы реализации норм права не ограничиваются их соблюдением и исполнением. В-третьих, недостаточно ясным представлялось соотношение зако­нов и подзаконных актов.

Доминирующее место при характеристике законности отводи­лось закону, его верховенству, его высшей юридической силе в существующей системе правовых нормативных актов. Не приня­то было, однако, подвергать экспертизе содержательную сторону закона исходя из принципов правового закона и правового госу­дарства, соответствия его общепризнанным нормам международ­ного права, способности обеспечить права и свободы человека. Законы провозглашались носителями возведенной в закон воли господствующего класса — пролетариата, т. е. рабочего класса. При этом явно ощущалось присутствие не связанного никакими законами призрака диктатуры пролетариата. Действительность же состояла в том, что степень выражения воли рабочего класса, как и всех трудящихся, в законе зависела от уровня привержен­ности принципам партийности и целесообразности руководяще­го слоя партийно-государственного аппарата.

Полнота содержания законности недостижима без учета нрав­ственного критерия или в обход его. Важное значение нравственно­му компоненту права придавали известные русские философы и юристы B.C. Соловьев, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, Е.Н. Трубецкой и другие1. Высоконравственного участника право­отношений отличает обостренное чувство справедливости. Именно справедливость является основой единства права и нравственности.

Следует отметить, что правовой закон способен эффективно фун­кционировать в обществе с высоким уровнем правового сознания. Иными словами, высокий уровень правосознания, правовой культу­ры населения и правоприменителя является одним из важнейших условий эффективного функционирования правового закона, оп­тимальной правоприменительной деятельности государства.

Находясь приблизительно на такой позиции, отдельные авто­ры определяют законность как идею, требование и систему (ре­жим) реального выражения права в законах государства, в са­мом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве1. При­знавая верность такого подхода, нельзя, однако, не заметить его особую привлекательность для статических социально-правовых систем. Законность — это понятие все-таки преимущественно динамическое или, если так можно выразиться, статико-дина-мическое. Законность предполагает не просто наличие системы правовых законов, выражающих идею справедливости, предпо­лагающих наличие определенного выражения права в законах государства, но и наличие условий и механизма их реализации.

Также существует естественно – правовая концепция, согласно которой законность –это когда все законы соответствуют естественным правам человека, дарованным ему от природы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.