Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состав прав и обяз-тей.






Субъективное право — сложное явление, включающее в себя ряд правомочий: а) право на собственные фактичес-кие действия, направленные на использование полезных свойств объекта права (например, собственник вещи вправе использовать ее по прямому назначению); б) право на юри-дические действия, на принятие юридических решений (соб-ственник вещи может ее заложить, подарить, продать, за­вещать и т.д.); в) право требовать от другой стороны испол-нения обязанности, т.е. право на чужие действия (займода-вец имеет право требовать от заемщика возврата денег или вещей); г) право притязания, которое заключается в воз­можности привести в действие аппарат принуждения про-тив обязанного лица, т.е. право на принудительное испол­нение обязанности (в принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено восстановление рабочего или служащего на работе).

Субъективные права, возникающие в процессе правоотношений, предпо­лагают, что их пользователи:

а) могут прикладывать определенные усилия для достижения позитивного интереса, используя при этом правомерные (то есть предусмотренные законо­дательством) средства и методы;

б) имеют право требовать от других участников соответствующих актив­ных действий, направленных на удовлетворение собственного позитивного интереса;

в) могут требовать от государства защиты (и должны получить эту защиту)
нарушенного права или принятия объективного решения по спорному вопросу.

Юридические обязанности, возникающие в процессе правоотношения, предполагают, что участники:

а) должны предпринимать активные действия, направленные на удовле­творение позитивного интереса контрсубъекта (судья обязан рассмотреть дело, возбужденное по иску);

б) обязаны воздерживаться от принятия противоправных решений и со­вершения поступков, ущемляющих права и свободы других участников (за ис­ключением случаев, когда такое ограничение является предусмотренным в за­коне и необходимым в конкретном деле).

В качестве примера содержания правоотношения может быть рассмотрено урегулированное нормами образовательного права отношение между экзамена­тором и экзаменуемым.

В процессе данного правоотношения экзаменуемый может осуществить следующие возможности (субъективные права):

а) самостоятельно действовать в целях обеспечения собственного позитивного интереса (в данном случае — сдачи экзамена): прибыть на экзамен, взять любой из предлагаемых билетов, подготовиться к ответу, отвечать на вопросы билета так, как ему представляется целесообразным;

б) требовать от контрсубъекта (экзаменатора) выполнения соответствующих обязанностей, с которыми связывается реализация собственного позитив­ного интереса: экзаменуемый вправе потребовать от экзаменатора, чтобы тот выслушал и объективно оценил его ответ по билету;

в) требовать в установленном законом порядке защиты своих прав при создании необоснованных препятствий, затрудняющих их реализацию, либо при их необоснованном нарушении: в случае немотивированного отказа в приеме экзамена, а также в случае нарушения субъективных прав экзаменуемо­
го в процессе экзамена (к примеру, нарушение установленной процедуры экзамена, личные оскорбления и т. п.), субъект обладает правом обращения в инстанции, наделенные соответствующим объемом властной компетенции в сфере преодоления возникшей конфликтной ситуации.

В свою очередь экзаменатор обязан своими активными действиями спо­собствовать реализации субъективных прав экзаменуемого и не должен пред­принимать усилий, направленных на необоснованное затруднение процедуры сдачи экзамена (в частности, запрещается задавать вопросы, не имеющие от­ношения к вопросам билета, прерывать ответ и т. п.) и нарушение прав и закон­ных интересов экзаменуемого (недопустимым является оскорбление личного достоинства, высказывание угроз и т. п.).

Естественно, что в свою очередь экзаменатор обладает рядом субъектив­ных прав, которым корреспондируют соответствующие обязанности экзаме­нуемого.

Содержание правоотношения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.