Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особ-ти российской правовой сис-мы.






Правовая система есть сложноструктурное, многоуровневое образование, состоящее из совокупности элементов и подсистем, имеющее свою историю, социально-экономичес­кие, политические, национальные и культурные основания и предпосылки развития.

Главным компонентом (подсистемой) и одновременно цен­тром, ядром правовой системы является субъект права или, шире, субъект правовой системы. Прежде всего — это человек в его юридическом качестве носителя субъективных юридических прав и обязанностей и участника правовых от» ношений

По тому, какие лица и организации являются (призна­ются) субъектами права, каким объемом прав и свобод они наделены и реально обладают, пользуются, можно судить о данной правовой системе.

В нашей литературе при анализе правовой системы субъект права до последнего времени не выделялся, что вполне понятно: личность занимала подчиненное, второстепенное положение в российской и советской действительно­сти,

В обновленной теории государства и права личность, субъект права, выдвигается на центральное место во всей правовой действительности и выступает в качестве отправ­ного пункта и основания научных исследований.

В юриспруденции субъект рассматривается как носитель прав и обязанностей и участник правовых отношений.

В Конституции РФ признано, что " человек, его права и свободы являются высшей ценностью", а " основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения" (ст. 2, 17). Это — юридическое закрепление положения о том, что человек есть основание и центр рос­сийской правовой системы; все остальные ее субъекты — организации, объединения, хозяйственные общества и то варищества, органы государства суть лишь производные образования, следствие активной деятельности человека самоопределяющего в любой из названных форм.

Вся деятельность государства, его органов и должност­ных лиц направлена на утверждение прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечи­ваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Защита прав и свобод человека и гражданина — основная функция госу­дарства. В то же время носителем суверенитета и источни­ком государственной власти является многонациональный народ, а в конечном счете человек и гражданин, объединен­ный в крупную социальную общность — российский народ, население Российской Федерации. Таким образом, из осно­вания правовой системы вырастает государственность в целом.

Стратегическими целями развития российской полити­ческой системы и государственности сегодня являются:

1) построение такого государственно-правового меха­низма, который был бы действительно направлен на реаль­ное обеспечение провозглашенного Конституцией РФ Поло­жения о правах человека как высшей ценности;

2) отработка системы реального воздействия человека на государство через институты гражданского общества,

Не менее важный элемент правовой системы — право­вое сознание, которое не существует в отрыве от субъекта и может рассматриваться отдельно лишь в ходе теорети­ческого анализа.

Правосознание традиционно определяется как совокуп­ность идей, чувств, представлений о праве действующем и желаемом, о действиях органов и лиц в сфере правового регулирования.

Русская культура не имела достаточно времени для того, чтобы в ней естественным путем появились только собствен­ные правовые формы и отношения. А потому наряду с пос­ледними действовали и заимствованные — византийские, литовские, шведские и др.

Следующий компонент правовой системы — правовая деятельность, складывающаяся из правотворческой деятель­ности органов государственной власти, из правоприменитель­ной деятельности правоохранительных (суда, органов внут­ренних дел, прокуратуры и т.д.) и иных органов государ­ства, а также из деятельности по реализации права всеми названными органами и иными организациями и субъектами российской правовой системы.

Через правотворческую деятельность, которая отражает основные социально-экономические, культурные и иные по­требности общества, в нормативно-правовую систему вклю­чаются

юридические предписания — нормы, программы, модели поведения деятельности людей и органов (организа­ций) российского общества.

Крупная, можно сказать, глобальная задача, которую нужно решить в ходе правотворческой деятельности в бли­жайшие годы, — формирование практически новой норма­тивно-правовой системы (системы законодательства), при­званной отражать и направлять происходящие в обществе изменения фундаментальных начал жизнедеятельности: пе­реход от огосударствленной экономики к экономике, где зна­чительную роль играют частная собственность, приватизи­рованные предприятия, частнопредпринимательская дея­тельность;

Вторым по значению после правотворчества видом юри­дической деятельности является правоприменение — власт­ное индивидуально-правовое регулирование общественных отношений. Основное предназначение правоприменительной! деятельности — проведение в жизнь правовых норм с учетом индивидуальных особенностей ситуации.

Кроме того, через правоприменение осуществляется государственное принуждение в случае нарушения правовых норм. И здесь на первое место выходит правосудие, органы которого тоже действуют на основании закона.

Конституция РФ установила также широкий круг но­вых и уточнила известные ранее права граждан в области судопроизводства и правовой системы в целом: право каж­дого человека на судебную защиту всеми не запрещенными законом способами, право на обжалование в суд действий и решений не только должностных лиц, но и органов госу­дарственной власти, местного самоуправления, обществен­ных объединений, право на обращение в межгосударствен­ные органы по защите прав и свобод человека, если исчер­паны все имеющиеся внутригосударственные средства пра­вовой защиты и т.д. В нашей правовой системе возрожден институт присяжных заседателей.

Перечисленные новеллы говорят о том, что роль и зна­чение правосудия в нашей стране многократно возрастают и в перспективе статус решений судебных органов должен приблизиться (в сфере прав человека) статусу судебных ре­шений в странах прецедентного права.

Третьим видом юридической деятельности является пра­вовое поведение граждан, организаций и органов, складываю­щееся в конечном счете во всеобъемлющий правовой поря­док в стране. В любом государственно-организованном обще­стве законодатель может устанавливать те или иные юридические нормы и принципы, тот или иной правовой статус лиц и организаций, а общественное правовое сознание —. стремиться и желать установления и или соблюдения каких угодно прав и свобод, каких угодно правовых режимов, но если это не будет воплощено в реальном правовом порядке, то уровень правовой культуры в данном обществе станет отражать не идеальные мотивы и стремления, а то, что есть на самом деле.

Последним по счету, но не по значению, является та­кой компонент правовой системы, как нормативно-правовые акты — писаное право, составляющее нормативно-право­вую подсистему правовой системы.

Термин " законодательство" в теории и на практике используется в широком и узком смысле. В узком смысле — это система действующих законов. Законодательство в ши­роком смысле слова означает все действующие в стране нормативные акты.

Важными новеллами являются следующие серьезные " приобретения" нашей правовой системы за время реформ. Новелла первая. Конституция РФ имеет сейчас не толь­ко высшую юридическую силу, но и прямое действие, что означает право и обязанность суда, других органов государствен­ной власти и управления, всех должностных лиц при отсут­ствии необходимого закона применять непосредственно Кон­ституцию, на которую в таком случае делается прямая отсылка.

Новелла третья. В силу п. 4 ст. 25 Конституции " обще­признанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее системы. Если международным догово­ром Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила меж­дународного договора".

Российская правовая система находится ныне в ситуа­ции глубоких структурных реформ. При этом основным на­правлением ее развития является построение правового го­сударства на базе развитого гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и за­щищенные.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.