Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Систематизация зак-ва, ее виды






Систематизация нормативных актов становит­ся необходимостью, ибо в таком множестве разнообразных актов фактически невозможно ориентироваться в повседневной право­вой жизни, тем более при реализации права. Особое значение упорядочение нормативных правовых актов имеет для эффек­тивности правоприменительной деятельности.

Под систематизацией нормативных право­вых актов понимают приведение на основе соблюдения соот­ветствующих правил и использования определенных способов нормативных правовых актов в научно обоснованную стан­дартизированную систему.

По определенным основаниям систематизация классифици­руется на виды. По ее видам пока еще нет единой точки зре­ния2. Наиболее устоявшаяся исходит из наличия трех видов систематизации: инкорпорации, консолидации, кодификации. От­дельные авторы называют и такой ее вид, как учет3. Вкратце рассмотрим каждый из этих видов.

Инкорпорация — такой вид сложившейся систематизации, при которой нормативные правовые акты объединяются в спе­циальный сборник, в котором каждый из них сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Инкорпорация осуще­ствляется на основе определенных принципов: хронологичес­кого, тематического и других. Она подразделяется на офици­альную и неофициальную. К первой, например, можно отнес­ти Собрание законодательства, а ко второй приписывают сбор­ники нормативных актов (материалов) по отраслям права, из­даваемых в учебных, просветительских и иных целях подоб­ного характера. Материалы неофициальной инкорпорации не могут служить правовыми источниками, предопределяющими результаты правоприменительной деятельности, то есть на них не ссылаются, а лишь используют в познавательных целях. Это самый простой вид систематизации.

Консолидация — вид систематизации, в которой нормативные правовые акты объединяются, сохраняя неизменным свое содер­жание, но при этом каждый из них теряет свое самостоятельное юридическое значение. Сказанное означает, что акты, входящие в консолидированный сборник, самостоятельно применяться не бу­дут. В основе данной систематизации находится так называемый видовой принцип, то есть систематизация осуществляется по ви­дам деятельности. Примером здесь могут служить консолидиро­ванные сборники по линии медицины, обороны, образования, за­щиты окружающей среды и т.д. Консолидация является погра­ничным видом систематизации. Она сочетает в себе черты инкор­порации и кодификации. Используется тогда, когда недопустимо ограничиться инкорпорацией, а осуществить кодификацию по разным причинам еще не представляется возможным.

Кодификация — вид систематизации, при которой норма­тивные правовые акты, регулирующие родственные отноше­ния, объединяются в единый, логически целостный, самостоя­тельный нормативно-правовой акт. Входящие в кодекс или в иную форму кодификации родственные нормативные акты могут подвергнуться заметным изменениям. В процессе кодификации осуществляется устранение устаревшего материала, противоре­чий в самих нормах и между отдельными нормативными акта­ми, вводятся необходимые новые правила поведения, обеспечи­вая их согласованность, непротиворечивость по отношению ко всей остальной части содержания проекта нового единого акта. Примером такого подхода могут служить сложные и долгие процессы принятия Уголовного, Уголовно-процессуального, Зе­мельного и других кодексов Российской Федерации.

Кодификации присущи следующие черты: а) ею имеют право заниматься специальные компетентные органы; б) результатом кодификационного процесса становится новый нормативный акт; в) кодификационный акт занимает доминирующее положение по отношению ко всему массиву нормативных актов, действующих в данной сфере общественных отношений (гражданско-правовые, административно-правовые, трудовые и др.).

Наиболее распространенными формами кодификации явля­ются: 1) основы законодательства (содержат наиболее важные, общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов); 2) кодексы (систематизированные комплексные за­конодательные акты определенной отрасли права); 3) уставы (нор­мативные акты, регулирующие деятельность отраслевых ми­нистерств и приравненных к ним учреждений, например, уста­вы вооруженных сил, гражданского и речного флотов и т. д.); 4) положения (кодифицированные нормативные акты, определя­ющие правовой статус и порядок деятельности определенной груп­пы субъектов права, закрепляющие полномочия соответствующих органов, их структуру, компетенцию и т. д.; примером могут слу­жить положения о министерствах, ведомствах и т. п.); 5) пра­вила в некоторой степени сходны с положениями и уставами; ими определяется порядок какой-либо деятельности (в качестве примера можно назвать правила торговли, правила дорожного движения, правила о порядке применения оружия и др.).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.