Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Органы местного управления и самоуправления на территории Западной Беларуси в 1921 – 1939 гг. 1 страница






Вопросы к экзамену

по дисциплине «История государства и права Беларуси»

2012/2013 уч. год (2 этап, 2 семестр) [1]

1. Государственный строй Речи Посполитой.

В связи с образованием Речи По­сполитой и учреждением общего органа - двухпалат­ного вального сейма, нижней палатой которого была польская изба, шляхта Великого княжества Литовско­го из 170 представителей этой палаты на своих сеймиках избирала 48.

До середины XVII в. действовал учрежден­ный в Великом княжестве новый орган - Генеральный сеймик, который проходил в г. Волковыске или г. Слониме. Он обычно созывался перед вальным сеймом Речи Посполитой. На Генеральном сеймике вырабатывалась инструкция послам, которой они должны были придер­живаться на вальном сейме при решении вопросов. С середины XVII в. Генеральный сеймик прекратил созываться, а вместо него был учрежден Генеральный литовский съезд, выполнявший те же функции, что и Генераль­ный сеймик.

Па ўмовах падпісаных дакументаў у Рэчы Паспалітай:

- выбіраўся адзіны гаспадар, каранаваўся ён толькі ў Кракаве;

- сабіраўся агульны сейм, яго рашэнні павінны былі выконвацца на ўсёй тэрыторыі Рэчы Паспалітай; - касаваліся законы ВКЛ, што супярэчылі ўмовам уніі;

- феадалы аб’яднанай дзяржавы маглі набываць маёмасць у любым рэгіёне новай дзяржавы;

- павінна была праводзіцца агульная знешняя палітыка;

- уводзілася агульная грашовая адзінка, ліквідавалася мяжа паміж дзяржавамі і мытні на ёй;

- страчаныя ВКЛ украінскія тэрыторыі навекі адыходзілі да Польшчы, а Лівонія знаходзілася ў сумесным валоданні ВКЛ і Польшчы.

Але ВКЛ не перастала існаваць пасля Люблінскай уніі. Княства было пастаўлена ў залежнае ад Польшчы становішча, але пэўная самастойнасць была захаваная. У княстве захавалася асобнае войска, дзейнічала сваё заканадаўства, свая судовая сістэма, свая адміністрацыя. Захавалася свая пячатка і беларуская мова дзяржаўнага справаводства. Фактычна, насуперак рашэнням Люблінскага сейма, засталася і свая грашовая сістэма, пры Стэфане Баторыи была адноўлена і мяжа.

У наступныя дзесяцігоддзі ў княстве праводзіліся мерапрыемствы, накіраваныя на аслабленне наступстваў аб’яднання: працягвалі сабіраць асобныя ад палякаў сеймы, стварылі ў 1581 г. Галоўны Трыбунал – вышэйшую судовую ўстанову ў княстве замест вялікакняскага суда.

У 1588 г. быў прыняты трэці Статут ВкЛ. У гэтым галоўным зводзе законаў княства Люблінская ўнія наогул не згадваецца. Насуперак рашэнням 1569 г., у княстве забаранялася прадаваць маёнткі іншаземцам (да іх адносіліся і палякі), дзяржаўныя пасады мелі права займаць толькі ўраджэнцы княства. У Статуце была замацавана норма, згодна з якой гаспадар нес адказнасць за захаванне тэрытарыяльнай адзінасці дзяржавы. Аднак унія засталася, яе вынікамі была паланізацыя і акаталічванне пануючага саслоўя княства – шляхты і магнатаў. Узмацнілася запрыгоньванне сялянства, княства ўцягвалася ў новыя знішчальныя войны. Узмацніўся польскі культурны націск, рэзка пагоршыліся ўмовы для развіцця беларускай культуры. Але ўнія была меньшым злом для ВкЛ у параўнанні з перспектывай быць заваяванымі Іванам IV.

Изменения в государственном строе (XVII – вторая половина XVIII в.):

Новые органы государственной власти:

1. Генеральный сеймик ВКЛ (до сер XVII в., в г Волковыске, Слониме)

2. Генеральный литовский съезд (Вильнюсская, или Виленская, конвокация с середины XVII в.),

- реформа армии в 1717 г - только 6200 человек,

- о ведении делопроизводства только на польском языке (1696 г.),

- о лишении магдебургского права мелких городов и местечек ВКЛ (1776 г.),

- выбор на магистратские должности в Полоцке только католи­ков и униатов (1668 г.),

- другие.

По Конституции 3 мая 1791 г.:

форма правления – конституционная монархия,

форма государственного устройства – унитарное государство,

политический режим – демократический,

государственный аппарат – законодательный орган (Сейм), исполнительный орган (Король и министры), судебная власть (суда первой инстанции в воеводстве и повете, главный трибунал в провинции и др. суды).

 

2. Король Речи Посполитой – глава исполнительной власти.

Са смерцю Жыгімонта Аўгуста скончылася дынастыя Ягеллонаў.

З’явілася новая традыцыя – выбранне караля з-за мяжы, з іншых каралеўскіх дынастый. Працэс выбрання зваўся элекцыя, складаўся з некалькіх этапаў.

На першым сейме – канвакацыйным – вызначалася працэдура выбараў новага кіраўніка дзяржавы. Да выбараў караля кіраваць дзяржавай было даручана архіепіскапу гнезнескаму, прымасу Польшчы.

На элекцыйным сейме праходзілі выбары караля з ліку некалькіх кандыдадаў.

Асаблівасцю канвакацыйнага і элекцыйнага сеймаў было тое, што на іх не дзейнічала права “liberum veto”, што давала магчымасць адначасова праводзіць некаторыя рэформы.

На элекцыі 1573 г. на прастол Рэчы Паспалітай пратэндавалі Эрнэст, сын імператара Свяшчэннай Рымскай імперыі, Генрых Валуа – брат французскага караля, рускі цар Іван IV, семіградскі ваявода Стэфан Баторы. За кожным з іх стаяла групоўка з уплывовых асоб Польшчы ці ВкЛ. Пераможцам стаў Генрых Валуа (кароль і вялікі князь у 1574 г.). Але перад каранацыяй ён вымушаны быў зацвердзіць дзве паперы – “pacta conventa” і так званыя “ Генрыкавы артыкулы ”. “ Pacta conventa ” ўтрымлівала прывілеі і вольнасці дзяржавы, выдадзеныя каралямі і вялікімі князямі раней, а “артыкулы” былі распрацаваны непасрэдна для Валуа і будучых гаспадароў. Яны ўтрымлівалі наступныя палажэнні:

- кароль не меў права пратандаваць на перадачу ўлады па спадчыне;

- гарантавалася свабода хрысціянскага веравызнання;

- кароль не меў права прымаць рашэнні без абмеркавання з 16 сенатарамі;

- кожные 2 гады павінен сабірацца сейм, без згоды якога нельга ўводзіць новыя налогі і сазываць паспалітае рушэнне;

- без згоды сената нельга весці міжнародныя справы, прызначаць на вышэйшыя дзяржаўныя пасады і здымаць розных асоб.

Калі кароль і вялікі князь не выконваў умоў “артыкулаў”, шляхта мела права на стварэнне канфедэрацыі і ўзброенае выступленне супраць каралеўскай улады.

«Генриховские статьи» (или артикулы) - это договор, впервые заключенный между претендентом на трон Речи Посполитой Генрихом Валуа и шляхтой в 1573 году. Он содержал ряд обязательств, которые серьезно ограничивали власть монарха в пользу шляхтичского сословия, здесь определялись полномочия королевской власти и сейма. В случае нарушения монархом какой-либо статьи договора шляхта имела право на неповиновение, объявив о создании конфедерации, выступить с оружием против короля и великого князя. В отличие от «Пакта конвента», который составлялся для каждого претендента на королевский престол в отдельности и заключался с ним «Генриховские артикулы носили неизменный характер и каждый вновь избранный король обязан был их подтвердить. В связи с тем, что Генрих Валуа их не подтвердил они приобрели силу закона только при коронации Стефана Батория 30 мая 1576 года- короля польского и великого князя литовского-одного из самых деятельных руководителей РП)

3. Правовые основы деятельности короля Речи Посполитой.

В соответствии с законодательством Речи Посполитой во главе исполнительной власти стоял король, который с конца 16 века уже избирается. Правовое положение короля регулировалось общегосударственными актами - «Пактом конвента» и «Генриховскими артикулами». Полномочия короля на территориии ВКЛ дополнительно к названным актам определялись дополнительно Статутом 1588 года.

«Генриховские статьи» (или артикулы) - это договор, впервые заключенный между претендентом на трон Речи Посполитой Генрихом Валуа и шляхтой в 1573 году. Он содержал ряд обязательств, которые серьезно ограничивали власть монарха в пользу шляхтичского сословия, здесь определялись полномочия королевской власти и сейма. В случае нарушения монархом какой-либо статьи договора шляхта имела право на неповиновение, объявив о создании конфедерации, выступить с оружием против короля и великого князя. В отличие от «Пакта конвента», который составлялся для каждого претендента на королевский престол в отдельности и заключался с ним «Генриховские артикулы носили неизменный характер и каждый вновь избранный король обязан был их подтвердить. В связи с тем, что Генрих Валуа их не подтвердил они приобрели силу закона только при коронации Стефана Батория 30 мая 1576 года- короля польского и великого князя литовского-одного из самых деятельных руководителей РП.

 

4. Сенат и Посольская изба – высшие сословно-представительные органы власти Речи Посполитой.

После Люблинской унии утвердилось новое многонациональное государство – Речь Посполитая. Законодательная власть в стране принадлежала Вальному сейму. Сеймы были обычные и чрезвычайные. Обычные сеймы созывались королем, чрезвычайные – главой католической церкви. Они собирались в случае смерти короля или его отстранения от трона.

Для избрания нового короля созывались 3 сейма:

конвокационный (на нем определялось место и время выборов короля, вырабатывались условия договора с кандидатом на престол);

элекционный (на нем проводились выборы короля, и заключалось соглашение с ним);

коронационный (на нем проходила коронация короля, он приносил присягу).

Вальный сейм был двухпалатный и состоял из Сената и Посольской избы. Сенат являлся верхней палатой. Сюда входили высшие должностные лица государственного аппарата, верхушка католического духовенства, число сенаторов доходило до 150 человек. Сейм из числа сенаторов выбирал 28 человек в Королевскую раду сроком на два года, которая делилась на 4 группы по семь человек, каждая из которых работала по шесть месяцев.

Основной была нижняя палата – Посольская изба. В нее входили представители шляхты (послы), а также небольшое количество депутатов от наиболее крупных городов. Депутаты избирались шляхтой на поветовых соймиках. В посольскую избу входило 200 – 236 депутатов.

Вальный сейм созывался королем через каждые два года в Варшаве, а с 1673 г. каждый третий сейм стал собираться в Гродно. Начиналась работа сейма торжественным богослужением, затем проверялись мандаты депутатов, избирался маршалок (председатель). Если сейм проходил на территории Польши, маршалком избирался поляк, если в ВКЛ – литвин. После этого сейм заслушивал отчет Королевской рады о своей работе за два года, утверждал вопросы, которые необходимо было рассмотреть на сейме. Затем палаты заседали отдельно, за неделю до конца работы сейма снова проводилось совместное заседание. После утверждения королем законопроектов, принятых сеймом, они становились законом.

Компетенция вального сейма:

- он имел право решать практически любой вопрос государственного управления и законодательства. Например, избрание короля, созыв ополчения, объявление войны и заключение мира, установление налогов для шляхты в период войны, принятие законов. Однако следует отметить, что необходимо было единогласное решение. Если даже один депутат накладывал " вето" на какой – то законопроект, то этот проект не принимался. Злоупотребление этим правом послужило причиной того, что в период 1652 по 1763 гг. каждый второй сейм был сорван. Это затрудняло эффективное управление страной.

Постановления сеймов Речи Посполитой делились на 3 групы:

- решения, которые касались всей страны (избрание короля, высших органов власти, налоги);

- решения, которые касались Польши;

- решения, касающиеся ВКЛ.

Постановления сейма фактически утверждались поветовыми соймиками, которые дополняли и исправляли их решения. Более того, местные соймики самостоятельно решали все вопросы местного значения: финансовые, военные, назначение на различные должности.

 

5. Правовые основы деятельности Сейма Речи Посполитой.

Законодательная власть в стране принадлежала Вальному сейму. Сеймы были обычные и чрезвычайные. Обычные сеймы созывались королем, чрезвычайные – главой католической церкви. Они собирались в случае смерти короля или его отстранения от трона.

Для избрания нового короля созывались 3 сейма: конвокационный (на нем определялось место и время выборов короля, вырабатывались условия договора с кандидатом на престол); элекционный (на нем проводились выборы короля, и заключалось соглашение с ним); коронационный (на нем проходила коронация короля, он приносил присягу).

Вальный сейм был двухпалатный и состоял из Сената и Посольской избы. Сенат являлся верхней палатой. Сюда входили высшие должностные лица государственного аппарата, верхушка католического духовенства, число сенаторов доходило до 150 человек. Сейм из числа сенаторов выбирал 28 человек в Королевскую раду сроком на два года, которая делилась на 4 группы по семь человек, каждая из которых работала по шесть месяцев.

Основной была нижняя палата – Посольская изба. В нее входили представители шляхты (послы), а также небольшое количество депутатов от наиболее крупных городов. Депутаты избирались шляхтой на поветовых соймиках. В посольскую избу входило 200 – 236 депутатов.

Вальный сейм созывался королем через каждые два года в Варшаве, а с 1673 г. каждый третий сейм стал собираться в Гродно. Начиналась работа сейма торжественным богослужением, затем проверялись мандаты депутатов, избирался маршалок (председатель). Если сейм проходил на территории Польши, маршалком избирался поляк, если в ВКЛ – литвин. После этого сейм заслушивал отчет Королевской рады о своей работе за два года, утверждал вопросы, которые необходимо было рассмотреть на сейме. Затем палаты заседали отдельно, за неделю до конца работы сейма снова проводилось совместное заседание. После утверждения королем законопроектов, принятых сеймом, они становились законом.

Компетенция вального сейма:

- он имел право решать практически любой вопрос государственного управления и законодательства. Например, избрание короля, созыв ополчения, объявление войны и заключение мира, установление налогов для шляхты в период войны, принятие законов. Однако следует отметить, что необходимо было единогласное решение. Если даже один депутат накладывал " вето" на какой – то законопроект, то этот проект не принимался. Злоупотребление этим правом послужило причиной того, что в период 1652 по 1763 гг. каждый второй сейм был сорван. Это затрудняло эффективное управление страной.

Постановления сеймов Речи Посполитой делились на 3 групы:

- решения, которые касались всей страны (избрание короля, высших органов власти, налоги);

- решения, которые касались Польши;

- решения, касающиеся ВКЛ.

Постановления сейма фактически утверждались поветовыми соймиками, которые дополняли и исправляли их решения. Более того, местные соймики самостоятельно решали все вопросы местного значения: финансовые, военные, назначение на различные должности.

 

6. Разновидности Сеймов Речи Посполитой и их компетенция.

Законодательная власть в стране принадлежала Вальному сейму. Сеймы были обычные и чрезвычайные. Обычные сеймы созывались королем, чрезвычайные – главой католической церкви. Они собирались в случае смерти короля или его отстранения от трона.

Для избрания нового короля созывались 3 сейма: конвокационный (на нем определялось место и время выборов короля, вырабатывались условия договора с кандидатом на престол); элекционный (на нем проводились выборы короля, и заключалось соглашение с ним); коронационный (на нем проходила коронация короля, он приносил присягу).

Вальный сейм был двухпалатный и состоял из Сената и Посольской избы. Сенат являлся верхней палатой. Сюда входили высшие должностные лица государственного аппарата, верхушка католического духовенства, число сенаторов доходило до 150 человек. Сейм из числа сенаторов выбирал 28 человек в Королевскую раду сроком на два года, которая делилась на 4 группы по семь человек, каждая из которых работала по шесть месяцев.

Основной была нижняя палата – Посольская изба. В нее входили представители шляхты (послы), а также небольшое количество депутатов от наиболее крупных городов. Депутаты избирались шляхтой на поветовых соймиках. В посольскую избу входило 200 – 236 депутатов.

Вальный сейм созывался королем через каждые два года в Варшаве, а с 1673 г. каждый третий сейм стал собираться в Гродно. Начиналась работа сейма торжественным богослужением, затем проверялись мандаты депутатов, избирался маршалок (председатель). Если сейм проходил на территории Польши, маршалком избирался поляк, если в ВКЛ – литвин. После этого сейм заслушивал отчет Королевской рады о своей работе за два года, утверждал вопросы, которые необходимо было рассмотреть на сейме. Затем палаты заседали отдельно, за неделю до конца работы сейма снова проводилось совместное заседание. После утверждения королем законопроектов, принятых сеймом, они становились законом.

Компетенция вального сейма:

- он имел право решать практически любой вопрос государственного управления и законодательства. Например, избрание короля, созыв ополчения, объявление войны и заключение мира, установление налогов для шляхты в период войны, принятие законов. Однако следует отметить, что необходимо было единогласное решение. Если даже один депутат накладывал " вето" на какой – то законопроект, то этот проект не принимался. Злоупотребление этим правом послужило причиной того, что в период 1652 по 1763 гг. каждый второй сейм был сорван. Это затрудняло эффективное управление страной.

Постановления сеймов Речи Посполитой делились на 3 групы:

- решения, которые касались всей страны (избрание короля, высших органов власти, налоги);

- решения, которые касались Польши;

- решения, касающиеся ВКЛ.

Постановления сейма фактически утверждались поветовыми соймиками, которые дополняли и исправляли их решения. Более того, местные соймики самостоятельно решали все вопросы местного значения: финансовые, военные, назначение на различные должности.

 

7. Состав и компетенция Генерального Сеймика ВКЛ.

До середины 17 в. действовал учрежденный в ВКЛ новый орган – Генеральный сеймик, который проходил в Волковыске или Слониме. Он обычно созывался перед вальным сеймом Речи Посполитой. На Генеральном сеймике вырабатывалась инструкция послам, которой они должны были придерживаться на вальном сейме при решении вопросов.

С середины 17 в. Генеральный сеймик прекратил свое существование, а вместо него был учрежден Генеральный литовский съезд (Виленская конвокация), выполнявший те же функции.

 

8. Административно-территориальное деление Речи Посполитой.

Речь Посполитая представляла собой федеративную державу, складывающуюся из двух частей – Корона (Польское королевство) и Княжество или Литва (ВКЛ). Также на правах кондоминиума (совместного владения) Польши и ВКЛ в состав РП входила территория Инфлянт (Ливония – современная Латвия и Южная Эстония), а в качестве вассальных государств - Курляндское и Земгальское герцогства (территория современной Латвии).

Структура общества:

- магнаты (некоторые носили титулы князей и графов).

- простая шляхта (8-10% населения). Скортабелат – аноблированные не имели права до 3-го колена занимать государственные должности и избираться депутатами сеймов и соймиков.

- мещане (с 1775 г. могли приобретать земельные владения).

- зависимые крестьяне.

Мелкая шляхта – шныри магната. Рукодайные слуги – присяга скреплялась рукопожатием.

 

9. Законодательство Речи Посполитой во второй половине XVI – XVIII вв.

Что касается действующего законодательства рассматриваемого периода, то по прежнему основным источником права в Беларуси и в целом Великого княжества Литовского в соста­ве Речи Посполитой являлся нормативный акт, носящий различные названия: «Статут», «постановление», «гра­мота» и др. Самым главным нормативным актом, ре­гулирующим большинство общественных отношений, про­должал оставаться Статут 1588 года, хотя много раз де­лались попытки внести в него поправки и изменения. Но они отклонялись. Требовали внесения поправок в Статут представители Польши. Они считали, что статьи, кото­рые запрещали им занимать должности и покупать земли в Великом княжестве Литовском, противоречат акту Люблинской унии Вопреки их требованиям Статут оста­вался без коренных изменений. Вместе с тем принимались новые законы, которые частично дополняли Статут, даже вносили в него небольшие изменения. В 1668 г. был издан закон, по которому за отход от католической веры ви­новники наказывались конфискацией имущества и изгна­нием из государства. В 1689 г обвиненный в атеизме Ка­зимир Лыщинский был по приговору сеймового суда на­казан смертью. По Уложению 1733 г православные и про­тестанты были лишены прав быть депутатами вального сойма и судьями Главного трибунала.

Важнейшим источником права в XVIII в. стал сборник законов, сеймовых постановлений и других правовых ак­тов под названием «Книга законов» Первые б томов этой книги были изданы в Варшаве в 1732-1739 гг. В них было собрано все законодательство Речи Посполитой. Опреде­ленное значение имели акты, помещенные как дополнение к Статуту 1588 г. Они издавались на польском языке в 1648, 1693, 1744 и 1786 гг. В новом издании Статута» 1786 г. содержался закон об образовании Главного три­бунала, алфавитно-предметный указатель (реестр) и не­которые сеймовые постановления XVIII в.

Наиболее значительные изменения в праве произошли во второй половине XVIII в. В этом плане большую роль сыграл 4-х летний сойм Речи Посполитой, который утвердил Конституцию 3 мая 1791 г. В ней были отра­жены многие буржуазные принципы организации и дея­тельности государственного аппарата, прогрессивные по­ложения касающиеся основных отраслей права.

 

10. Предпосылки и результаты первого территориального раздела Речи Посполитой.

Предпосылки раздела:

1. Прежде всего, в обществе усилилось противостояние различных групп магнатов, магнатов и средней и мелкой шляхты, шляхты и мещан, крестьянства и привилегированных сословий, а также католического и православного духовенства. Шляхта, стремясь удержаться у власти, и не только сохранить, но и расширить свои привилегии, ущемляла права мещан, лишая некоторые города Великого княже­ства Литовского магдебургского права по постановлению Варшавского сейма в 1776 г. Шляхта как сословие под воздействием религиозной нетерпимости распалась на два противоборствующих лагеря - православного шляхту, с одной стороны, и католическую и униатскую шляхту, с другой.

2. В городах зарождение капиталистических отношений проявилось в развитии предпринимательской деятельности и мануфактурного производства. Так, в XVIII веке создается Несвижская суконная фабрика, Слуцкая фабрика поясов, фаянсовый завод князя Агинского, Гродненские королевские мануфактуры и т д. Эти экономические процессы содействовали более быстрому расслоению городского населения, обострению противоречий между городским патрициатом и остальной частью городского населения, которое несло на себе все тяготы войн и внутренних неурядиц. Центральная власть неоднократно принимала постановления, по которым на­селение городов ввиду их разорения во время войн час­тично либо полностью на определенное время освобож­далось от уплаты налогов.

3. Необходимость возрождения сельского хозяйства, пришедшего в упадок во время войн и восстаний, приве­ла к увеличению барщины и повинностей крестьян. Этот процесс коснулся не только частновладельческих, но и королевских (государственных) крестьян. При этом, как правило, барщина во многих имениях уже составляла в XVIII в. 6 дней в неделю. Но и в сельском хозяйстве ростки буржуазных отношении пробивали себе дорогу. Многие крупные магнаты, стремясь увеличить товарность своих имений, переводили крестьян с барщины на денежный оброк, что содействовало дифференциации крестьянства и по явлению рынка рабочей силы. Но помимо уплаты чинша крестьяне обязаны были своевременно платить государственные подати и сборы, содержать больницы, лекаря и аптеки, поставлять рек­рутов, чинить дороги, доставлять земскую почту, содер­жать общий страховой амбар, перевозить военные ко­манды и арестантов по требованию местных властей.

4. Духовенство, которое в сложное для государства и народа время должно было содействовать консолида­ции всех слоев населения, само погрязло в религиозных распрях, усиливая и без того социальную напряженность в обществе. Для решения религиозного вопроса в Речи Посполитой православное, униатское и католическое ду­ховенство прибегало к помощи иностранных держав, что давало повод последним вмешиваться во внутренние дела Речи Посполитой. Так, население православной веры ВКЛ неоднократно обращалось к русскому командованию и даже через посла русского к самой Екатерине II с просьбой оградить их от притязаний католического и униатского духовенства. Возникший в Речи Посполитой «дессидентский вопрос» послужил благовидным пово­дом для вмешательства России во внутренние дела Речи Посполитой.

В результате в связи с проведением ряда радикальных реформ участники движения за сохранение старого феодального порядка и неограниченной власти шляхты не найдя поддержки среди народа попросили помощи военными силами у имеющих свои корыстные интересы на счет РП монархических держав. Тем более, что на территории ВКЛ в это время развернулось широкое повстанческое народное движение, которое надо было срочно подавлять. Итак консервативная шляхта пошла на соглашение с Австрией и Пруссией и Россией, которые также стремились к подписанию договора о помощи шляхте, обосновывая его необходимость тем, что обстановка, сложившаяся на территории Великого княжества Литовского, имеется в виду те прогрессивные идеи, источником которых являлась французская революция, якобы угрожали спокойствию соседних государств. В таком положении обстановка, сложившаяся на территории Речи Посполитой противопоставлялась спасительному режиму абсолютизма, который гарантировал стабильность жизни своим авторитарным режимом. Таким образом, Речь Посполитая стала жертвой более мощных в тот период европейских держав.

После введения войск на территорию Речи Посполитой 5 августа 1772 года в Петербурге были подписаны 3 трактата между Россией, Австрией и Пруссией, по которым каждая из сторон получала часть территории разделенного государства. В состав России вошли восточно-белорусские земли (всего 92 тыс. кв. км.) и почти полутора миллионное население. Пруссия и Австрия в свою очередь - часть польских и украинских земель. В обстоятельствах фактической оккупации иностранными войсками Сейм РП в 1773 году вынужден был согласиться с захватом этих земель.

 

11. Государственно-правовые реформы Речи Посполитой во второй половине XVIII века.

В середине 18 в. в Речи Посполитой развернулась борьба между сторонниками и противниками реформ государственного строя, которые больше отвечали новым экономическим отношениям. Характерной чертой этого противостояния является вмешательство в него правительств соседних с Речью Посполитой государств: Австрии, Пруссии, России.

Деятельность сторонников реформ активизировалась после смерти в 1763 г. короля Августа 3. Конвокационный сейм 1764 г. издал постановление об ограничении права либерум вето в финансовых делах, об освобождении депутатов сейма от обязательств, принятых ими на поветовых сеймиках. В сентябре 1764 г. Сейм избрал новым королем Станислава Августа Понятовского. При поддержке России в 1767 г. в Слуцке и при поддержке Пруссии в Торуни были созваны конфедерации, которые потребовали от правительства уравнения в правах с католиками православных и протестантов. В ответ противники этого созвали в Радоме собственную конфедерацию. На Сейме 1767 г. была созвана комиссия для подготовки решения об уравнении в правах всех христиан. В результате деятельности комиссии в следующем году был заключен договор с Россией о свободе вероисповедания и расширении прав православных и протестантов.

На Сейме 1768 г. был принят свод основных государственно0правовых норм Речи Посполитой – Кардинальные права. В их основу были положены " генриковские артикулы" и другие подобные документы, издававшиеся в 15-18 вв. В Кардинальных правах провозглашалась нерушимость " шляхетских вольностей", вечность унии Польши и ВКЛ, территориальная целостность Речи Посполитой. Разрешался доступ некатоликов шляхетского звания к светским должностям.

В 1768 г. в Баре была созвана еще одна конфедерация, представители которой выступили за отмену равноправия православных с католиками. Поддержку конфедерации оказала Турция, объявившая войну России. В это время Австрия и Пруссия ввели войска на отдельные территории Речи Посполитой и стали вести с Россией переговоры об официальном разделе этой страны.

 

12. Деятельность четырехлетнего Вального Сойма Речи Посполитой.

Своего пика государственные реформы в Речи Посоплитой достигли в 1798-1792 гг., когда в Варшаве без перерыва заседал Четырехлетний сейм.

Ведущую роль в нем играла так называемая патриотическая партия, состоявшая из прогрессивной части шляхты и буржуазных кругов. Первоначально Сейм составляли 177 депутатов, из которых только 69 относили себя к сторонникам этого блока. Чтобы обезопасить себя от использования права либерум вето, Сейм провозгласил себя конфедерацией (в результате все решения принимались большинством голосов).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.