Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сбалансированность бюджета. Причины дефицита бюджета и методы его покрытия






Экономическая теория определяет три состояния бюджета: Доходы = расходам - баланс б.; Доходы < расходов - дефицит б.; Доходы > расходов - профицит б.

Причины возникновения дефицита бюджета:

1. Войны. Они требуют использования ресурсов экономики на вооружение и содержание армии. Финансирование этих расходов осуществляется за счет увеличения налогов (что ограничивает стимулы к труду и развитию производства), денежной эмиссии (которая ведет к инфляции) и выпуска государственных долговых обязательств (что ведет к росту государственного долга). При этом напряжение экон-и возникает не только в период военных действий, но и в результате расходов на военные нужды в мирное время.

2. Стихийные бедствия, которые вызывают резкое возрастание расходов государства.

3. Другим фактором, порождающим дефицит, являются спады производства, стагнация и периоды депрессии производства. В годы, когда ВВП и НД сокращаются, автоматически снижаются и налоговые поступления. В то же время расходы бюджета сохраняют тенденцию оставаться на прежнем уровне. В результате возникает или увеличивается разрыв между расходами и доходами бюджета, растет дефицит.

4. Рост дефицита бюджета может быть связан и с неоправданным, не учитывающим финансовых возможностей государства ростом расходов и их неэффективностью (в частности, с высокими расходами на оборону и оборонное производство, на содержание управленческого персонала и др.).

5. Слабость национальной валюты, ее недостаточность для экономического оборота приводят к развитию бартерных операций, появлению денежных суррогатов (вексель), неплатежам хозяйствующих субъектов друг другу и в бюджет и, как следствие, к его дефициту.

6. Нерациональная налоговая поли тика, превышение нормальной налоговой нагрузки также могут привести к росту дефицита бюджета вследствие сокращения хоз-ой деятельности и деловой активности.

В экономической теории различают несколько концептуальных подходов к проблеме бюджетного дефецита и бюджетной политики. 1 концепция. Основывается на том, что бюджет ежегодно должен быть сбалансирован. Но при более глубокои изучении данной проблемы стало очевидно, что такое состояние бюджета исключает (уменьшает) эффек-ть фискальной политики гос-ва. 2 концепция. Бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Предполагает, что Правит-во осуществляет антициклич.воздействие и одновременно стремиться сбалансировать бюджет. (Для того чтобы противоять спаду, правит-во снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дифицит бюджета). Проблема: спады и подъемы в эконом-ом цикле могут быть не одинаковы по глубине и продолжит-ти. 3 концепция. Это концеп-я функцион-х финансов, т.е. целью гос.финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение МЭ стабильности может сопровождаться как устойчивым полож.сальдо, так и устойчивым дефицитом.

Различают два вида дефицита бюджета: структурный и циклический дефицит.

Дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета, называется структурным. Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого в странах с рыночной экономикой является спад производства. Он приводит, с одной стороны, к сокращению доходов предпринимателей, населения, что уменьшает налоговые поступления в казну, а с другой - к росту выплат по безработице и другим социальным программам, что увеличивает расходы государства. Разность между реальным и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом бюджета. Если же реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного, разница между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком. Уровень дефицита государственного бюджета определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВНП.Нужно помнить, что дефицит бюджета считается естественным явлением для экономики, если его уровень не превышает 2-3 % от ВНП. Можно сделать вывод, что основными последствиям большого бюджетного дефицита являются рост государственного долга, налогов, инфляция, поглощение инвестиционного капитала, уменьшение покупательной способности спроса, снижение уровня жизни населения и обострение социальной напряженности.

способы финансирования (покрытия) дефицита государственного бюджета, а именно: 1). За счет государственных займов;

2). За счет денежной эмиссии (в соответствии с Бюджетным Кодексом в РФ данный способ использоваться не может); 3). Применение мер фискального характера, связанных с увеличением доходов (путем увеличения налогов) или снижением расходов бюджета (режим секвестра - пропорциональное сокращение расходов по всем статьям бюджетной классификации, кроме закрытых).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.