Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законодательство РБ в области ИС. Цели и задачи управления ИС






В формальном смысле под источником права понимается вне­шняя форма выражения и закрепления норм права. Источниками права в Беларуси являются: международные правовые акты, национальные нормативные правовые акты, правовые обычаи.

Основным ис­точником права в Республики Беларусь является нормативный пра­вовой акт. Соответственно совокупность нормативных правовых актов Беларуси и иных источников права (таких как, международные акты Беларуси и правовые обычаи) различной юридической силы, содержащих нормы, регули­рующие порядок управления ИС, составляет национальное законодательство ИС.

В Республике Беларусь данные вопросы регулируются Граждан­ским кодексом, законами и постановлениями различных Мини­стерств и комитетов.

Важнейшим источником права ИС является Конституция Республики Беларусь, нормы которой закрепляют принципы правового регулирования хозяйствен­ной деятельности, гарантии предпринимательства в сфере управления ИС. Статья 51 Основного Закона гарантирует охрану ИС законом.

Основным кодифицированным актом, применяемым в сфере ИС, является Гражданский кодекс от 7.12.98 г. (ГК). Кодексом предусмотрен Раздел V «Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность)» (ст.ст. 979-1028), содержащий нормы об основаниях возникновения прав на объекты интеллектуальной собственности, личные неимущественных и имущественных правах на объекты интеллектуальной собственности, исключительных правах на объекты интеллектуальной собственности, переходе исключительных прав к другому лицу, договоре о создании и использовании результатов интеллектуальной деятельности, соотношении исключительного права и права собственности, сроке действия исключительных прав, способах защиты исключительных прав и др.

Помимо ГК в указанной сфере применяются также, Уголовный кодекс от 9 июля 1999 г. (УК), Гражданский процессуальный кодекс от 11 января 1999 г. (ГПК), Хозяйственный процессуальный кодекс 15 декабря 1998 г. в ред. от 6 августа 2004 г. (ХПК) и другие.

Важное значение имеют также законы Беларуси: Закон Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. «Об авторском праве и смежных правах», Закон от 16.12.2002 «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы», Закон Республики Беларусь от 5.02.1993 " О товарных знаках и знаках обслуживания" и др.

Среди источников следует указать акты нормотворчества Президента Республики Беларусь, т.е. дек­реты и указы. Они призваны восполнять пробелы в решении законом тех или иных вопросов. Такую задачу решили, напри­мер, Указ Президента Республики Беларусь от 26.05.2011 N 216 " О мерах по повышению эффективности использования объектов интеллектуальной собственности". Постановления Правительства Беларуси, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к источникам хозяйственного законодательства. Акты Правительства издаются в развитие и во исполнение зако­нов, указов и декретов. Среди них можно назвать те, которые имеют наиболь­шее значение в сфере ИС: постановление Сове­та Министров Беларуси от 2.02.2011 N 121 " Об утверждении Положения о порядке составления заявки на выдачу патента на промышленный образец, проведения по ней экспертизы и вынесения решения по результатам экспертизы", Значительную роль в регулировании хозяйственных отноше­ний играют нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, и в первую очередь органов, дей­ствующих непосредственно в сфере управления ИС, в частности, Комитета по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь. Например, действует постановление Комитета по науке и технологиям от 25 апреля 2003 г. N 15 «Об управлении имущественными правами авторов на коллективной основе»,

Систему хозяйственного законодательства кроме перечислен­ных дополняют также акты Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, реше­ния органов местного управления и самоуправления, локальные нормативные акты, принимаемые субъектами хозяйствования в целях регулирования своей предпринимательской деятельности. Следует упомянуть Разъяснение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 30 марта 2009 г. N 02-43/777 «О нарушении авторского права и смежных прав» и др.

Национальный центр интеллектуальной собственности (НЦИС) Республики Беларусь обеспечивает охрану прав на объекты интеллектуальной собственности, осуществляет определенные законодательством функции патентного органа.

Первостепенной задачей в области управления интеллектуальной собственностью является принятие ряда мер, направленных на поддержку инновационной деятельности, повышение общественно-экономической значимости изобретательской инициативы. Необходима концентрация имеющихся ресурсов для повышения эффективности технологического менеджмента и его составляющей – патентно-лицензионного регулирования. Управление интеллектуальной собственностью должно стать ключевой составляющей торгово-промышленной политики.

Цели управления интеллектуальной собственностью:

утверждение новых, основанных на управлении качеством, методов хозяйствования, для обеспечения конкурентоспособности приоритетных секторов экономики;

информационное обеспечение, развитие научно-инновационного предпринимательства;

содействие внешнеэкономической деятельности субъектов научно-инновационной сферы, подготовке кадров для обеспечения инновационного процесса, организационному обеспечению;

гармонизация национального законодательства с международными нормами.

Направления совершенствования системы государственного управления интеллектуальной собственности:

Преодоление непонимания руководителями министерств, концернов, организаций, и предприятий вопросов значимости интеллектуальной собственности (ИС) через семинары, обучение.

Совершенствование инфраструктуры – совершенствование (создание) патентных служб (служб по управлению ИС) в министерствах, концернах, организациях, на предприятиях; повышение статуса патентных работников.

Оказание помощи государственным предприятиям в зарубежном патентовании (выделение валютных средств).

Информационно-методическое обеспечение:

разработка, издание и обеспечение предприятий методическими рекомендациями;

создание и обеспечение работы региональных, консультационных (информационно-методических) центров (на базе областных филиалов РНТБ, БОИР, ЦНТИ);

Сокращение сроков экспертизы (изобретения, товарные знаки).

Организация ускоренной экспертизы товарных знаков, изобретений (предварительный поиск).

Повышение качества подготовки, переподготовки и повышение квалификации специалистов в сфере ИС.

Обеспечение охраны прав авторов через Белорусское авторское общество:

в области публичного исполнения;

при гастрольно-концертной деятельности;

в сфере эфирного и кабельного вещания;

Предотвращение (пересечения) обращения контрафактной продукции, в том числе в рамках международного сотрудничества.

Таким образом, основная задача в сфере управления ИС: научить предприятия, организации не только охранять объекты ИС, но и извлекать из их охраны (т.е. из монопольного права на объекты ИС, которые содержит выпускаемая и продаваемая продукция) прибыль (сверхприбыль).

3. Осн. положения авторского права. Субъекты, объекты

Основные источники: ГК, Закон от 17 мая 2011 г. «Об авторском праве и смежных правах»

Законодательством большинства стран мира охраняются права творческих работников на результаты их труда. Основная цель охраны авторских прав – это содействие обога­щению и распространению национального культурного наследия. Высокий уровень охраны является стимулом для твор­чества и одной из главных предпосылок социального, экономического и культурного прогресса.

Согласно Закону от 17 мая 2011 г. «Об авторском праве и смежных правах» автор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

На произведение, созданное совместным творческим трудом двух либо более лиц (соавторство), авторское право принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения. Если произведение соавторов образует неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных на то оснований запретить другим соавторам использование произведения.

В Беларуси для возникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдение каких-либо формальностей, оно возникает в силу факта создания произведения [2]. При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения (презумпция авторства) 2.

При опубликовании произведения без обозначения имени (анонимно) или под вымышленным именем (псевдонимом), за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности, издатель, имя или наименование которого обозначены на этом произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.