Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущ-ть менедж-та, его место в общей теории уп-ния: объект и предмет мене-та как науки; цели и задачи менеджмента; принципы менедж..




Как система научных данных менедж. – это совокупность философий, моделей, стратегий, принципов, методов и стилей управления организацией, производством и персоналом в целях повышения ее эффективности и роста прибыли. Менедж. – это управл. людьми, работающими в одной организации, имеющей общую конечную цель. Но менедж.—не просто управление людьми, организацией, а особая его форма, это управление в условиях рынка, рыночной экономики, т.е. в условиях постоянных изменений, риска. Поэтому менедж. направлен на создание благоприятных условий (технических, экономических, психологических и др.) функц-ния организ., на достижение ею успеха. Совр. теория и практика менед. приобретают особое значение с двух точек зрения.Во-первых, переход рос-кой экономики на рыночные отношения требует изучения форм и методов управления на уровне основного хоз-ного звена — пред-тия, производ-ного отделения. Прак-кое использ. такого опыта на отечественных предпри. и объединениях — одна из первоочередных задач. Во-вторых, широкий выход отечественных предприятий и объединений на мировые рынки обусловливает необходимость изучения практики менед. в между-ных компаниях. Важно учитывать, что первостепенная задача менеджмента заключ. в создании организ-ной культуры, творческого инов-ного климата, стимулирующих раб-ков на нововведения. Руко-ли пред-тий призваны стать инициаторами в области реализации техно-ких и орган-ных перемен. Управление как особая разновидность труда отличается от труда, создающего материальные блага и услуги.Специфику управления составляют: 1)предмет труда, кот.Явл. труд других людей; 2)средства труда – организ-ная и вычисл-ная техника, информ, система ее сбора, обработки и передачи; 3)объект труда, в качестве кот. выступает коллектив людей в рамках опред. кооперации; 4)продукт труда, кот. Явл. Управл-кое решение; 5)результаты труда, выражающиеся в конечных результатах деят-ти колл-ва.Процесс управл. Вкл. следующие элементы: управляющую систему (субъект управл.), управл-ю систему (объект управл.), управляющее воздействие в форме управл-го решения, конечный результат, общую цель и обратную связь, кот. представляет собой передачу информ. о результ. управл. воздействия от объекта управления к его субъекту. Формы менеджмента. Мен-т можно рас-вать как организ. управл. фирмой и как проесс принятия управленческих решений. 1. Менедж как орган-я управ-я фирмой Фирма осущ. любые виды пред-ской деят-ти, направленной на получение прибыли. Цели фирмы предполагают преобразование ресурсов (капитала, материалов, технологии, информации, трудовых ресурсов) для достижения конечных результатов. Для их реализации необходимо осущ. различных видов деятельности – функций. Основной оценкой эф-ти и качества управл. служит степень достижения поставленных целей как на текущий период, так и на средне- и долгосрочную перспективу. Менед. как управл-е любой организ.. Сюда относятся государственные учреждения, армия, церковь, непредпринимательские корпорации, т.е. организации независимо от целей их деятельности. 2. Менедж. как процесс принятия управ-ских реш. Любая ситуация, возникающая в процессе управл., явл. задачей для рук-ля — менеджера — и требует от него принятия решений, в частности в отношении изменения целей и программы действий. Это касается всех уровней управления. Всякое управл. решение — это результат обратной связи с рынком и другими элементами внешней среды. Управл. решения принимаются на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решений.Принятие решения — прерогатива менеджеров всех уровней, имеющих соответствующие полномочия. Менед. Рассм-ет принимаемое решение с точки зрения лиц, отвечающих за доведение реш.ния до исполнителей, и лиц, обеспечивающих контроль исполнения. Это заставляет менеджера не только выбирай, меры воздействия и средства контроля, но и рассматривать варианты решений и отношении их практической осуществимости в данной конкретной обстановке. Понятие и классификация функций управления. Область деят-ти, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, кот. сосредоточены в трех основных группах: - общее управление (установл. Нормат-ных требований и политики управл., политики ин-ций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность); -управление структурой предприятия (правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация); - конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).Функция управления - вид деят-ти, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью. Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов. Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. - прогнозирование и планирование; - организация работы; - мотивация; - координация и регулирование; - контроль, учет, анализ.Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. - перспективное и текущее экономическое и социальное планирование; учет и отчетность; - экономический анализ; - техническая подготовка произв-ва; - орган-я произ-ва; - управл. Технологич-ми процессами; - оперативное уп-ние производством; - сбыт продукции; - орган-ция работы с кадрами; - орган-ция труда и заработной платы; - материально-техническое снабжение; - капитальное строительство; - финансовая деятельность. Цели и задачи менеджмента Конечная цель менед. состоит в обеспечении прибыльности, или доход-ти, в деят-ти фирмы путем рациональной организации произв-ного процесса, вкл.управл. производством и развитие технико-технологичес­кой базы, а также эф-ное использ. кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого раб-ка.Прибыльность фирмы свидетельствует об эф-сти ее производ-но-сбытовой деят-ти, кот. достигается путем минимизации затрат и максимизации доходов от результатов производства — выпуска продукции и услуг. В задачи менж-та входят: •обеспечение автоматизации произ-ва и переход к использ ра-ков, обладающих высокой квалификацией; •стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы; •постоянный контроль за эф-тью дея-сти фирмы, координация работы всех подразделений фирмы; •постоянный поиск и освоение новых рынков. К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также: •определение конкретных целей развития фирмы; •выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения; •разработка стратегии развития фирмы — хозяйственных задач и путей их решения.•установление контроля за выполнением поставленных задач.Выполнение задач менеджмента по регулированию, организации, координа­ции и контролю за производственным процессом и достижение намеченных целей получают оценку на рынке. Задачи управл. непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов — материальных, финансовых, трудовых и др. Важную роль в реализации поставленных целей и задач играет принципиально новое технологическое обеспечение производственных и управленческих процессов, ведение бизнеса на новой, более рациональной технологической основе. Это привело к усложнению менеджмента в связи с необходимостью ориентации на глобальную сферу деятельности фирм, быструю адаптацию к меняющимся условиям внешней деловой среды, стремительному научно-техническому прогрессу и постоянному процессу инноваций, объективно необходимому для развития компаний. Характерные черты и методы менеджмента Для современного менедж. характерны следующие черты.1. Целенаправленность управления — разработка целей, ориентированных на достижение эф-ти произ-тва: получение оптимальных результатов при минимальном использовании ресурсов. 2.Последовательность стадий управленческого процесса: стр-ское управл. оперативное управление, контроль.• Стр-ское упр-ие включает: выработку цели менеджмента; т прогнозирование как предвидение результатов развития, совершающегося под действием сущ-щих фак-в; перспективное план-е как систему мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленной цели. • Оперативное управление включает деятельность по реализации выше указанных мер, кот. подразделяется на: орга-ю как создание нужной структуры и необходимых ресурсов; рук-во как распорядительство (мотивация) в условиях созданной структуры.• Контроль включает анализ достигнутых результатов (обратная связь) и выступает как исходный пункт нового цикла уп-я.3. Специализация упр-я в зависимости от объекта управления: управление производством (произ-ный ме-т), управл. персоналом (мен-т персонала), управл. развитием компании (стр-й ме­неджмент), управл. финансами (финн. Мен.т), управл. инновациями (ин-ный менеджмент), управл. обеспечением техноло-ского процесса (техн-ский мен-нт),).4. Единство управл-го процесса посредством координации деят-и всех подразделений аппарата управл. и взаимоувязки функций управ-я — управл-ских действий, направ-ных на принятие и реализацию решений, связанных с достижением намеченных целей.5. Организация аппарата управления: распределение полномочий и ответственности между отдельными подразделениями; прав и обязанностей между управленческим составом в зависимости от поставленных целей, задач и организ-ной стр-ы фирмы.6. Саморегулирование деят-ти фирмы — ориентация упр-ния на разработку и контроль за соблюдением работ-ми ценностей фирмы, правил поведения (кодексов поведения), упр-ких процедур, функциональных обязанностей. 7. Непрерывность управл-кого процесса, соотв-ющего непрерывности произв-но-сбытового цикла: научные исследования —обеспечение ресурсами— производство — сбыт. 8. Приспособление к условиям внешней среды: экономическим; торгово-политическим; правовым; социальным.М етоды менедж. в зависимости от решаемых задач делятся на экономические, организационные, административные, социально-психологические. Эконом-е методы предполагают использ мер и средств, направл. на повышение эф-ти деят-ти фирмы: использ-ю коммерческого и внутрифирменного расчета; политики цен и ценообразования; финансовой политики. Орган-ные методы вкл. рациональную оценку ситуации и систематический отбор целей и задач. Административные методы предполагают выработку нормативов, регламентов, и должностных инструкций и контроль за их соблюдением; разработку мер и средств контроля за выполнением плановых показателей деятельности каждого подразделения. Социально-психологические методы характ. деятельность особой группы 1ИЦ по орган-и и руководству усилиями всего персонала фирмы для достижения поставленных целей. Сюда относится система власти, посредством кот. регулируются отношения между рук-лем и подчи-ми, а также социальная функция, в кот. Отраж-ся культура общества, его традиции, ценности и обычаи. Принципы менеджмента. Как и любая другая деятельность, управление осуществляется в соответствии с определенными принципами, т. е. правилами. Они могут быть общими для всех его видов или могут относиться к некоторой их части. Соблюдение принципоа обеспечивает успех, несоблюдение может привести к неудачам и убыткам.К основным принципам менеджмента можно отнести следующие. Научность в сочетании с элементами искусства. Научный подход необходим, поскольку сложным современным хозяйством фирмы практически не возможно управлять по наитию, без тщательной проработки решений. Целенаправленность. Менеджеры действуют не просто так, а ради решения конкретных проблем, стоящих в данный момент перед хозяйствующим субъектом. Специализация в сочетании с универсальностью. С одной стороны, для успеха управления необходим индивидуальный подход к каждому объекту, субъекту или процессу с учетом его особенностей.. Последовательность. Все управленческие шаги осуществляются в строго определенном порядке, как во времени, так и в пространстве. Нельзя, например, сначала принимать решение, а затем уже осмысливать ситуацию. Непрерывность. Она обусловлена соответствующим характером производственных и хозяйственных процессов. Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации. Субъекты на местах должны иметь возможность конкретизировать общие решения рук-ва в соответствии со складывающейся ситуацией и особенностями подразделения, а в определенных рамках — действовать самостоятельно. Учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей межличностных отношений и группового поведения. Это гарантирует нормальный морально-психологический климат, принятие взвешенных решений и их надлежа­ще исполнение. Обеспечение единства прав и ответственности каждого субъекта управления. Избыток прав приводит на практике к произволу; недостаток — парализует деловую активность и инициативу. Состязательность участников управления на основе личной заинтересованности. Она поддерживается с помощью материального поощрения, предоставления возможности продвижения по службе, самореализации, получения новых знаний и навыков сверху»

 

 



Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.