Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из комиссии Боярской думы по разбойным делам сформировался Разбойный приказ, который разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовными преступлениями. 3 страница






Продолжались различные запросы депутатов к правительству и отдельным министрам по поводу злоупотреблений и незаконных действий должностных лиц. Дальше терпеть такую Думу царизм не хотел. 1 июня 1907 г. председатель Совета министров Столыпин выступил на закрытом заседании Думы с сообщением об антиправительственном заговоре, в котором якобы приняли участие и члены Государственной Думы. 3 июня 1907 г. последовал высочайший Манифест о ее роспуске, члены социал-демократической фракции были арестованы.

Царь реорганизовал Государственный совет, наделив его полномочиями, которых Совет ранее не имел. Государственный совет стал выступать в качестве как бы второй палаты по отношению к Государственной Думе. Законопроект из Государственной Думы поступал в Государственный совет. Некоторые внешние признаки парламента у Думы имелись. Она могла направлять запросы правительству - реорганизованному Совету министров - и его отдельным членам.

Карательные органы. В годы реакции царизм для расправы с революционным движением ввел военно-полевые суды, которые в упрощенном порядке рассматривали дела и приговаривали главным образом к смертной казни (расстрел или повешение). Широко применялась и внесудебная репрессия. Ярким примером таких действий явился расстрел мирной демонстрации рабочих на ленских приисках в 1912 г. В годы реакции усилилась роль карательных органов, особенно департамента полиции и жандармерии. Создается также широкая сеть специальных охранных отделений. Каждое охранное отделение включало канцелярию, отдел наружного наблюдения и агентурный отдел. В отделе наружного наблюдения состояли филеры - специальные наружные сыщики, которые систематически тайно наблюдали за революционерами. Работа агентурного отдела проводилась через секретных сотрудников - осведомителей и провокаторов. Наиболее ценными с точки зрения охранки секретными сотрудниками являлись провокаторы. Они действовали непосредственно в революционных организациях, будучи их членами. Под давлением революционного и демократического движения царское правительство было вынуждено внести некоторые изменения в судебную систему. В 1912 г. пришлось восстановить институт мировых судей, земские начальники лишились права выполнять судебные функции.

 

№42

В июле 1914 г. Совет министров был наделен чрезвычайными полномочиями. Большинство дел стало решаться им самостоятельно от имени царя.

Правительство проводило курс на победу в войне и мобилизацию капитала. Государственное регулирование экономики приобрело чрезвычайные формы: административные методы регулирования, нормирование цен, продовольственная разверстка, реквизиции и т. д. Учреждалась военная цензура, устанавливался перечень сведений, за разглашение которых определялись различные виды ответственности. Значительная часть страны была объявлена на военном положении. В годы войны в составе правительства происходили частные смены как отдельных министров, так и председателя Совета министров. В мае 1915г. на Всероссийском съезде представителей промышленности и торговли было принято решение о создании военно-промышленных комитетов как новых форм управления промышленностью и финансами. В августе 1915г. правительством было принято Положение о военно-промышленных комитетах. В функции военно-промышленных комитетов входили: посредничество между казной и промышленностью, распределение военных заказов, регулирование сырьевого рынка и снабжение предприятий сырьем, регулирование внешней торговли, нормирование цен на сырье и др. К концу 1916г. было образовано более 200 областных и местных военно-промышленных комитетов, во главе которых стоял Центральный военно-промышленный комитет. В состав Центрального военно-промышленного комитета входили представители Совета торговли и промышленности, Всероссийских союзов, городских дум Москвы и Петрограда, Всероссийской сельскохозяйственной палаты, Комитета военно-технической помощи. В состав местных комитетов входили президиум, бюро и отделы. В августе 1915 г. был принят Закон об особых совещаниях. В соответствии с законом были созданы Особое совещание по обороне государства; Особое совещание для обсуждения и объ­единения мероприятий по обеспечению топливом путей со­общения, государственных и общественных учреждений и предприятий; Особое совещание для обсуждения и объедине­ния мероприятий по продовольственному делу; Особое сове­щание для обсуждения и объединения мероприятий по пере­возке топлива, продовольственных и военных грузов; Особое совещание по устройству беженцев. В компетенцию этих органов входило: распределение военных заказов на предприя­тиях, контролирование их выполнения, отстранение админи­страции государственных и частных предприятий, проведение ревизий, закрытие предприятий и др. В состав Особого совещания по обороне входили: председатели Государственного совета и Государственной думы; представители Центрального военно-промышленного комитета, представители всероссийских земского и городского союзов. Председателем Особого совещания по обороне был военный министр. Местными органами Особых совещаний были их комиссии и уполномоченные. Летом 1914г. прошли съезды представителей земств и городов, создавшие Всероссийский земский союз и Всероссийский городской союз.

Всероссийский земский союз объединил земские учреждения более чем 40 губерний. Возглавлял Союз съезд уполномоченных земств. В перерыве между съездами действовал главный комитет во главе с главноуполномоченным. В 1915 г. были созданы фронтовые комитеты Земского союза. Всероссийский городской союз состоял из съезда уполномоченных, главного комитета, городских и фронтовых комитетов. Осенью 1916 г. городской и земский союзы создали Главный комитет Всероссийского земского и городского союзов (Земгор). Основными задачами этого органа были: оказание помощи раненым, распределение заказов, снабжение фронта медикаментами, продовольствием и снаряжением.

 

№47

Октябрьская революция произвела коренные изменения в социальном строе России. Переход от общественно-экономической формации к социалистической. Исторически первым объектом национализации стала земля. Закон превращал в общенародную собственность не только имущество эксплуататоров, но и земли крестьян. Национализация земли имела принципиальное экономическое и политическое значение. Национализация земли облегчала коллективизацию сельского хозяйства, индустриализацию страны, укрепляла обороноспособность.

Обобществление средств производства в деревне уже в первый послереволюционный период пошло и по линии производственного кооперирования. Труднее происходило обобществление средств производства в городах. Чтобы овладеть производством, рабочим нужно было научиться им управлять. Поэтому национализация промышленности проходила постепенно и поэтапно. Переходной ступенью к национализации стал рабочий контроль. Уже в первый период существования Советского государства были национализированы и другие объекты - частные банки, частные железные дороги и пр. Коренные экономические и политические изменения неизбежно требовали и кардинальной перестройки классовой структуры общества.

Революция изменила и положение трудящихся масс. Она передала власть в руки пролетариата. Русская интеллигенция опасалась, что революция нанесет непоправимый ущерб культуре и пагубно отразится на жизни людей умственного труда. Советская власть не могла обойтись без интеллигенции, скоро стала принимать меры к тому, чтобы привлечь ее на свою сторону. Новая власть уже в ноябре 1917 г. издала Декрет о ликвидации всех прежних сословий и введении единого общего наименования - гражданин Российской Республики. Ликвидация сословий не привела к полному равенству и равноправию граждан нового государства. На смену прежнему делению пришло новое. 2 ноября 1917 г. была подписана Декларация прав народов России. Советское государство установило и равноправие полов. Равноправие женщины с мужчиной было одним из исторических завоеваний Октября, и женщины широко воспользовались им. Миллионы женщин активно включились в хозяйственную, политическую, культурную жизнь.

№43

900-е годы - годы интенсивной правотворческой деятельности. Часть законопроектов была утверждена, но многие так и остались в стадии разработки и обсуждения. Наибольшие изменения произошли в государственном, административном, земельном и уголовном праве.

В гражданском праве не произошло принципиальных преобразований. Нормы гражданского права содержались в основном в Своде законов гражданских. Обычай как источник права широко использовался. Торговые споры все суды при неполноте закона должны были решать на основании обычного права. Гражданское право особо пристальное внимание обращало на вещное право. В вещном праве выделялись институты права владения, права собственности, права на чужие вещи. Российское гражданское право ограничивало собственника и в области распоряжения своим имуществом, если это была родовая недвижимость. Родовые имения нельзя было подарить, ограничена была и свобода завещания. Проданное родовое имение могло быть выкуплено родственниками продавца в течение трех лет. К правам на чужие вещи относились право пользования вещью и ее плодами, право использования угодий в чужих землях. С 1912 г. к ним присоединяется и право застройки. Крестьяне получали хутора и отруба в полную собственность. Обязательственному праву были известны договоры мены, купли-продажи, запродажи, поставки, дарения, имущественного найма или проката. Особое место в гражданском праве занимало авторское и промышленное право. Объектом авторского права являлся продукт духовного творчества, выраженный во внешней форме (книги, речи, лекции и т.п.). К промышленным правам относились права изобретателя, право на фирму и товарный знак.

Наследственное право. Законом 1912 г. были расширены права женщин - наследниц по закону, уравняв дочерей с сыновьями в наследовании движимого имущества и недвижимости в городах.

Семейное право. Местожительство семьи определялось местожительством мужа. Внебрачный ребенок мог требовать от отца пропитания, получал некоторые права на наследование после матери.

Уголовное право. В России действовало несколько крупных уголовных кодексов: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, Устав о наказаниях, и Уголовное уложение. Помимо этих законов, применялись Воинский устав о наказаниях, Устав о ссыльных, Собрание церковных законов и др. Такая множественность создавала известные неудобства. Уголовное уложение 1903 г. выделяет три группы преступлений: 1) тяжкие преступления, за совершение которых в законе предусматривалась смертная казнь, каторга или ссылка на поселение; 2) преступления, за которые как высшее наказание определялось заключение в исправительном доме, крепости или тюрьме; 3) проступки, за которые высшим наказанием являлся арест или денежный штраф. Уголовное право обусловливало применение наказания и его тяжесть виновностью правонарушителя.

Самым тяжким наказанием по-прежнему являлась смертная казнь, в уголовном праве было сохранение телесных наказаний. Ссылка на каторжные работы являлась следующим по тяжести наказанием после смертной казни. В 1909 г. был принят закон о досрочном освобождении. В качестве дополнительного наказания Уголовное уложение знало три вида лишения прав: 1) лишение всех прав состояния; 2) лишение всех особенных прав и преимуществ, как личных, так и по состоянию присвоенных; 3) лишение некоторых прав и преимуществ, зависевшее от сословной принадлежности лица и выражавшееся главным образом в лишении избирательных прав в сословные учреждения.

Среди имущественных наказаний были распространены конфискация и штраф.

Особенная часть Уложения содержала нормы о преступлениях религиозных, государственных, против доходов казны, против общественного благоустройства, против жизни, здоровья, свободы, чести, имущества частных лиц и пр. Самым тяжким религиозным преступлением являлось богохуление. Наказание за него колебалось от ареста до каторжных работ сроком на 15 лет.

Наиболее опасным государственным преступлением по Уголовному уложению являлось " посягательство на жизнь, здоровье, свободу и вообще на неприкосновенность" императора, императрицы и наследника престола, а также на ниспровержение императора с престола, лишение его верховной власти или ее ограничение. Это преступление и приготовление к нему карались смертной казнью. К числу опасных государственных преступлений относились посягательство на жизнь членов императорской фамилии, государственная измена, " смута", пропаганда против существующего строя, призывы к совершению противозаконных действий.

В большем числе случаев преступления квалифицировались по статьям Уложения о наказаниях. Это преступления должностные, включавшие в себя превышение власти, присвоение вверенного имущества, неправосудие (в отношении этих составов действовали статьи Уложения 1903 г.), взяточничество, халатность и др. Особое место занимали преступления против жизни, здоровья и чести частных лиц. Уложение различало убийство простое, квалифицированное и " привилегированное". Достаточно большое число статей Уложения о наказаниях было посвящено имущественным преступлениям.

№44

В результате Февральской буржуазно-демократической революции произошли существенные изменения в государственном строе России. Прежде всего изменилась форма правления. На смену царской монархии пришла буржуазная республика. Официально республика в России была провозглашена только 1 сентября 1917 г. Временным правительством. Высшим органом государственного управления в стране стало Временное правительство. Возглавил Временное правительство князь Львов. На роль временного главы претендовал Временный комитет Государственной думы, созданный руководством Думы 27 февраля 1917 г., когда царь распустил ее (вроде бы временно). Однако Временное правительство высшим органом государственной власти в стране считало Сенат.

Часто изменялся состав Временного правительства. После Февральской революции движение народных масс стало мощным. Временное правительство делало усилия для сохранения царского государственного аппарата.

Упразднение Департамента полиции, Отдельного корпуса жандармов, охранных отделений. Кроме того, пришлось упразднить Особое присутствие Правительствующего сената, так как орган, который расправлялся с революционерами и демократическими деятелями, особенно ненавидели народные массы. Взамен Департамента полиции Временное правительство создало в системе Министерства внутренних дел новый орган, который сначала назывался Главным управлением общественной полиции, а затем Главным управлением по делам милиции. Многие чиновники бывшего Департамента полиции, в том числе и те, которые занимались политическим сыском, оставались работать в новом учреждении.

Временное правительство было вынуждено немедленно ликвидировать такие одиозные звенья старого режима, как Министерство императорского двора и Канцелярию царя. После свержения царизма бывший император Николай II с семьей содержался в роскошном дворце Царского Села, хотя народ требовал, чтобы его поместили в Петропавловскую крепость. Делались попытки отправить бывшего царя с семьей в Англию.

Временное правительство создало некоторые новые звенья центрального государственного аппарата. Министерства труда. Среди новых министерств создаются Министерство продовольствия и Министерство призрения. Обстановка вызывала озабоченность правительства состоянием народного хозяйства страны. В связи с этим учреждаются Экономический совет, Главный экономический комитет. Упразднены Святейший Синод и должность обер-прокурора Синода. Взамен возникло Министерство вероисповеданий, которое состояло из Департамента по делам православной церкви и Департамента по делам иноверческих религий. В марте 1917 г. при Министерстве юстиции образуется так называемая Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров.

Временное правительство не успело провести Учредительное собрание. Было лишь создано Особое совещание, подготовившее избирательный закон, и назначен срок выборов на ноябрь. 14 сентября 1917 г. было созвано Демократическое совещание. Совещание оказало существенную помощь буржуазному правительству, высказавшись за создание третьего коалиционного Временного правительства. Оно избрало постоянно действующий орган - Временный Совет Республики, или Предпарламент. Определенные изменения произошли и в местном управлении. Временному правительству пришлось упразднить должности генерал-губернаторов, градоначальников, становых приставов, земских начальников. Вместо них органами государственного управления стали губернские, городские и уездные комиссары Временного правительства. После победы буржуазно-демократической революции на местах возрастает роль местных земских и городских органов самоуправления. Некоторые изменения произошли в судебной системе. Временному правительству пришлось пойти на уступки и санкционировать создание революционных судов, возникших по инициативе трудящихся масс. В связи с ростом массового движения крестьян, Временное правительство создает в стране разветвленную систему земельных комитетов.

 

 

№45

Временное правительство разработало и утвердило Положение о выборах в Учредительное собрание, исходившее из принципов всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании, наиболее демократичное для своего времени.

Увеличился объем прав граждан. После победы Февральской буржуазно-демократической революции российские граждане получили широкие политические права: свободы слова, печати, собраний, демонстраций. 28 июля 1917 г. правительство предоставило военному министру и министру внутренних дел право не допускать и закрывать всякие собрания и съезды, " которые нецелесообразны по мотивам военной и государственной безопасности". Сохранялось сословное деление в обществе и связанные с этим привилегии. Временное правительство создало специальный орган - Юридическое совещание, на которое возлагалась выработка проектов наиболее важных законодательных актов, в том числе и к предстоящему, но все время откладываемому Всероссийскому Учредительному собранию. Первоначально Юридическое совещание занялось подготовкой Положения о выборах в Учредительное собрание, потом для этого был создан специальный орган - Особое совещание. Юридическое совещание собирало материалы, выясняло мнение различных общественных слоев, обсуждало в комиссиях отдельные вопросы, имеющие значение для законодательства.

Юридическое совещание образовало комиссию, состоящую из специалистов в области государственного права, для подготовки текста проекта конституции. Комиссия подготовила проект, которому не суждено было стать законом. По проекту Россия объявлялась республикой во главе с президентом, избираемым непосредственно Учредительным собранием. Предполагался также двухпалатный парламент. Права президента в проекте очень напоминали компетенцию царя, предусмотренную Основными законами Российской империи 1906 г. Верхняя и нижняя палаты были похожи на Государственный совет и Государственную думу. Комиссия Юридического совещания за основу взяла царское законодательство, но несколько изменила его.

По требованию масс Временное правительство 12 марта 1917 г. отменило смертную казнь с заменой ее срочной или пожизненной каторгой. С точки зрения буржуазии идеальными в области уголовного права и уголовного процесса являлись разработанные еще при царизме Уголовное уложение 1903 г. и Судебные уставы 1864 г. Некоторые изменения в уголовное законодательство Временное правительство все же внесло. В июле - августе 1917 г. усиливаются уголовные репрессии по ряду преступлений. К ним относились призывы к убийству, разбою, грабежу и другим тяжким преступлениям. 4 августа 1917 г. Временное правительство приняло еще один Закон об усилении уголовной ответственности (пожизненная или срочная каторга) за насильственное посягательство на изменение существующего строя в России.

№46

Революция была вызвана определенными объективными и субъективными причинами: классовые противоречия, национальные коллизии. Особое значение в числе предпосылок революции имела мировая война. Еще одной объективной предпосылкой революции была слабость Временного правительства и всего государственного аппарата. Наряду с объективными важное значение имели и определенные субъективные факторы. Среди них - широкая популярность в обществе социалистических идей. Другим субъективным фактором явилось существование в России большевистской партии. Важным субъективным фактором было наличие у большевиков сильного руководителя, авторитетного как в самой партии, так и в народе, - В.И. Ульянова (Ленина). В октябре именно личное участие Ленина в революционных событиях обеспечило успешное развитие и победу вооруженного восстания.

25 октября в 22.45 открылся II Всесоюзный съезд Советов (провозгласил себя высшим органом власти вРоссии). Осудив " военный заговор", организованный за спиной Советов, съезд покинули меньшевики, эсеры и бундовцы. Ленин предложил резолюцию " Вся власть Советам! "

После ухода меньшевиков, через два часа после ареста Временного правительства были ратифицированы " Декрет о. мире" и " Декрет о земле".

Декрет о мире — немедленно начать переговоры о справедливом демократическом мире без аннексий и контрибуции; отменить тайную дипломатию; опубликовать секретные договоры Царского и Временного правительств.

Декрет о земле — конфискация помещичьих земель; частная собственность на землю отменяется безвозмездно. Все земли передаются в распоряжение местных советов; аренда земли и применение наемного труда запрещены.

На съезде было сформировано временное (до созыва Учредительного собрания) советское правительство — Совет Народных Комиссаров (СНК), в которое вошли большевики и левые эсеры.

Был избран новый Центральный исполнительный комитет.

№48

Слом старых и создание новых государственных органов шли одновременно. В ходе октябрьского восстания было низложено Временное правительство и ликвидирован так называемый Совет республики. На смену свергнутым старым пришли принципиально новые высшие органы власти и управления - Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров. Верховным органом Советского государства стал Всероссийский съезд Советов. Впервые таким органом провозгласил себя II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Продолжал существовать и Центральный Исполнительный Комитет. В конце ноября 1917 г. ЦИК Советов крестьянских депутатов, слился с ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов. Все вместе они составили единый ВЦИК рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

В марте 1918 г. в Москве проходил Чрезвычайный IV Всероссийский съезд Советов. Центральным вопросом был Брестский мир. Главным решением V Всероссийского съезда Советов было принятие первой советской Конституции. На этом съезде представители левых эсеров выступили уже с ярыми нападками на Советское государство и его политику. Они требовали немедленного аннулирования Брестского мира, в чем сомкнулись с правыми эсерами. Другим предметом конфронтации стал вопрос о комитетах бедноты и продовольственной диктатуре. Левые эсеры выступили также против восстановления института смертной казни, применяемой против врагов Советской власти. Политика Советского правительства была полностью одобрена съездом, а проект резолюции левых эсеров об аннулировании Брестского мира отвергнут большинством голосов. Первым председателем ВЦИК стал видный большевик Л.Б. Каменев. Заседания ВЦИК могли проводиться в расширенном и узком составах. Высшим органом власти и общего управления стал Совет Народных Комиссаров (СНК) во главе с В.И. Лениным - Советское правительство, Высшими органами отраслевого управления в государстве стали народные комиссариаты. Слом старых и создание новых местных органов власти и управления проходили по мере распространения революции по территории страны. Власть на местах принадлежала областным, губернским, уездным и волостным съездам Советов, а также городским и сельским Советам. При местных органах власти создавались советы народного хозяйства, которые ставились в двойное подчинение - Высшему Совету Народного Хозяйства и соответствующим Советам. Большую роль в упрочении Советской власти в деревне сыграли волостные и сельские комитеты бедноты. В комбеды избирались не только бедняки, но и середняки, порой даже кулаки.

Огромную роль в строительстве нового аппарата, как и установлении Советской власти, сыграли военно-революционные комитеты. При ВРК было образовано семь отделов: следственно-юридический, отдел реквизиции, внутренней и внешней связи, информации, агитации и др. Военно-революционные комитеты были образованы при губернских, городских, уездных и некоторых волостных Советах. Основной задачей местных ВРК было упрочение Советской власти на местах, оказание помощи центральному Советскому правительству, ликвидация учреждений буржуазного Временного правительства и обеспечение революционного порядка. Комитеты боролись с различными антисоветскими организациями, для борьбы с голодом организовывались специальные отряды и комиссии, в обязанность которых входило налаживание продовольственного дела.

Одновременно шла демобилизация старой армии. В условиях стихийной демобилизации старой новая армия могла быть сформирована только на добровольной основе. Армия комплектовалась из наиболее сознательных представителей трудящихся классов, достигших 18-летнего возраста.

Органы охраны общественного порядка начала создаваться еще до Октября в виде рабочей милиции, основанной на идее всеобщего вооружения трудящихся. Рабочие несли службу поочередно в свое рабочее время, за ними сохранялся средний заработок на предприятиях. Они сами избирали своих руководителей - начальников отрядов, командиров и комиссаров.

Создание советского суда. Стихийное упразднение революционными массами старых судебных учреждений и создание новых судов, способных осуществлять правосудие в интересах трудящихся.

Особой формой антисоветизма явился чиновничий саботаж. Это послужило поводом для создания Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), что нашло отражение в постановлении СНК от 7 декабря 1917 г.

Органы управления народным хозяйством. Органы рабочего контроля имели право проверять все документы и книги предприятий, запасы сырья, продуктов и других материалов, наблюдать за производством, устанавливать его минимальный объем и т.д.

Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ) был учрежден Декретом ВЦИК и СНК в декабре 1917 г. как центральный орган Советского государства, на который возлагалось осуществление задач в области организации новой экономики и планового регулирования всего народного хозяйства.

№49

Решающим фактором, определившим верховенство высших органов Российской Советской Республики над всей территорией дооктябрьской России, явилась воля трудящихся основных районов страны к установлению Советской власти. Вскоре после Октября некоторые народы высказали пожелание реализовать свое право на самоопределение в форме отделения от России, опираясь на советские конституционные акты, среди которых центральное место занимает Декларация прав народов России..

В декабре 1917 г. право на самоопределение в форме отделения использовала Финляндия. Безоговорочно подтвердило Советское правительство и право польского народа на самоопределение. В первой половине июня 1918 г. съезд тувинского населения принял решение о самостоятельности Тувы. На иных политических и юридических основах провозгласила свою независимость Украинская республика. УССР явилась исторически второй независимой советской республикой. Установление Советской власти на Украине проходило в борьбе на два фронта. 11 декабря 1917 г. в Харькове открылся I Всеукраинский съезд Советов, который провозгласил создание Украинской Советской Республики.

В Закавказье революция победила только в Баку и его окрестностях. На остальной же территории власть оказалась в руках националистов, практически действовавших под эгидой иностранных держав - Германии, Турции, Англии, даже Франции. В мае 1918 г. в Грузии, Армении и Азербайджане было провозглашено создание так называемых независимых республик. Здесь тоже не пожелали юридически и цивилизованно оформить свой выход из России.

Создание Российской Федерации. Провозглашение Советской властью права наций на самоопределение создавало возможность изменения не только территории России, но и формы ее государственного единства.

В послереволюционном развитии административно-территориального устройства России можно отметить две взаимосвязанные тенденции: с одной стороны, стремление приспособить старую систему к новым условиям путем частичной, локальной перекройки границ губерний, уездов, волостей и т.п., с другой - попытки найти новые формы административного устройства территории государства.

Российская Советская Республика недолго оставалась унитарным государством. Очень скоро ее социалистический унитаризм сменился социалистическим федерализмом. Вслед за Марксом и Энгельсом В.И. Ленин исторически конкретно подходил к вопросу о приемлемости федерализма. До Февральской революции он считал лучшей формой государственного единства унитарное государство, допуская федерацию " лишь в отдельных, исключительных случаях. После Февраля 1917 г., анализируя историческую обстановку, В.И. Ленин приходит к мысли о допустимости федерации для России, а в ходе Октябрьской революции делает вывод о необходимости федеративного устройства Советской России.

В 1917 г. идеи федерации выдвигались самими трудящимися массами. Съезд безземельных Латвии в апреле 1917 г. в своей резолюции заявлял: " Мы боремся за введение демократически федеративной республики". Крестьянский съезд Тираспольского уезда в июне 1917 г. отметил: " Общие исторические судьбы народов, населяющих Россию, и сознание важности государственного единения настоятельно указывают на необходимость федеративной спайки автономных русских областей...".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.