Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, принципы и методы гос-го регулирования ВЭД.






Целью гос-го регулирования ВЭД является стимулирование национальной экономики. Гос-ное регулирование внешнеторговой деятельности в РБ осуществляется с учетом следующих основных принципов:

· реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики РБ;

· обеспечения национальной безопасности РБ;

· единства таможенной территории РБ;

· приоритета экон-х мер гос-го регулирования внешнеторговой деят-ти;

· невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деят-ти, за исключением случаев, когда такое вмешательство осущест-ся на основании правовых норм в интересах нац. безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;

· обеспечения выполнения обязательств, принятых РБ по межд-м договорам, и реализации прав, возникающих из межд-х договоров РБ;

· применения в отношении другого гос-ва (группы гос-в) мер гос-ного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности;

· выбора мер гос-ного регулирования внешнеторговой деят-ти, явл-ся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффек-го достижения целей, преследуемых данными мерами;

· обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

· гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

· гласности в применении мер гос. регулир-я внешнеторговой деят-ти.

Гос. регулирование внешнеторговой деятельности в РБ осуществляется посредством следующих методов:

· таможенно-тарифного регулирования;

· нетарифного регулирования;

· запретов и ограничений внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности;

· мер эк-го и админ. хар-ра, содействующих развитию внешнеторговой деят-ти (сбор, обработка, хранение и распространение внешнеторговой информации; конкретные гос-е мероприятия по развитию внешней торговли; создание объединений, содействующих внешнеторговой деят-ти).

 

 

18. Таможенный тариф представляет собой систематизированный свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам при перемещении через таможенную границу. Целями прим. там. тарифа: рационализация тов. структуры ввоза товаров в страну; поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на тер. государства; защита нац. производителей от нежелательной ин. конкуренции; создание условий для прогрессивных изменений в структуре пр-ва и потребления товаров; пополнение доходов гос.; обеспечение условий для облегчения доступа нац.экспортерам на рынки др. стран.

Виды тарифов. Автономный тариф – таможенный тариф, который устанавливается правительством страны в законодательном порядке. Для автономного тарифа характерны более высокиеставки в отличие от договорного тарифа.

Гибкий тариф – таможенный тариф, используемый для выравнивания цен на отечественные и импортные товары.

Двойной таможенный тариф – таможенный тариф, предусматривающий минимальные и максимальные ставки таможенных пошлин по каждой товарной позиции. Выбор той или иной ставки зависит от торгово-политических отношений с конкретной страной.

Дискриминационный тариф – тариф, при котором на импортируемый товар назначаются разные таможенные ставки в зависимости от страны происхождения товара.

Договорный (конвенционный) тариф – таможенный тариф, ставки которого определяются на основе межправительственного соглашения и не могут изменяться в течение срока действия без обоюдного согласия сторон.

Запретительный тариф или тарифный барьер – таможенный тариф, применяемый с целью ограничения, недопущения ввоза на внутренний рынок страны или вывоза с него определенных товаров.

Интегрированный тариф – таможенный тариф, который помимо ставок таможенных пошлин содержит применительно к каждому товару информацию обо всех нормативных актах, регулирующих режим перемещения этого товара через таможенную границу.

Льготный тариф – таможенный тариф, предусматривающий минимальные ставки таможенного обложения ввозимых товаров для импортеров из стран, имеющих режим наибольшего благоприятствования в торговле.

Дифференцированный тариф – таможенный тариф, дающий возможность в зависимости от страны изготовления создавать льготные таможенные условия для тех или иных товаров.

Функции: Принято считать, что балансировочную функцию выполняют только экспортные пошлины, устанавливаемые с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых. В Беларуси балансировочную функцию выполняют пошлины на продукцию машиностроения, химической промышленности и АПК. Предполагается, что снижение в перспективе их тарифной защиты не повлечет единовременного массового высвобождения рабочей силы, а приведет к перераспределению между растущими отраслями промышленности.

Таможенный тариф выполняет защитную функцию, когда ограничивает предложение импортных товаров на внутреннем рынке и тем самым создает условия для конкуренции отечественных и импортных товаров.

Стимулирующая функция тесно связана с защитной функцией таможенного тарифа. Там. тариф выполняет стимулирующую функцию, когда наблюдается рост импортозамещающего производства. Если действующие ставки таможенных пошлин не стимулируют рост производства и при этом сдерживают импорт, то таможенный тариф выполняет только защитную функцию. Следовательно, для стимулирующей функции необходимы два условия: эффективный уровень тарифной защиты внутреннего рынка и наличие промышленного потенциала.

Контрольная функция таможенного тарифа позволяет оперативно отслеживать объем и структуру импорта, препятствовать экономическим преступлениям, ввозу некачественных и опасных для здоровья и жизни людей товаров.

Информационная функция Ставки таможенных пошлин информируют торговых партнеров о существующих в стране тарифных барьерах и позволяют принять решение о целесообразности поставки товара.

Регулирующая функция таможенных пошлин выполняет широкий спектр экономических мер от протекционистской защиты внутреннего производителя до либерализации внешнеторговых отношений с целью насыщения внутреннего рынка товарами, пользующимися спросом. Регулирующее воздействие импортных пошлин не ограничивается соответствующим удорожанием импортируемого товара. Кроме того, повышаются цены на товары внутреннего производства до уровня цены импортных товаров, увеличенного на величину взимаемых пошлин.

Фискальная функция таможенных пошлин является основной. Выполняя фискальную функцию, таможенные пошлины служат одним из основных источников наполнения доходной части бюджета.

Основными элементами таможенного тарифа являются тамо­женная пошлина, ставки таможенных пошлин, таможенная сто­имость товара, тарифные преференции.

19. Таможенная пошлина представляет собой налог, взимаемый государством с провозимых через национальную границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.

Импортные пошл. – налагаются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Импортные пошл. являются преобладающими пошлинами во всех странах. Экспортные пошлины налагаются на экспортируемый товар.

Существуют еще транзитные пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Однако транзитные пошлины вводятся крайне редко и используются как средство торговой войны.

Основными видами таможенных пошлин являются конвенциональные и автономные. Конвенциональные пошлины применяются к вещам, происходящим из стран и их союзов, пользующихся в данном государстве режимом наибольшего благоприятствования в торговле. Их размеры устанавливаются в соответствии с международными договорами и являются мин .. Автономные таможенные пошлины, применяются к вещам, которые происходят из стран и их союзов, не пользующихся в стране режимом наибольшего благоприятствования. Они являются одним из основных инструментов защиты национальной экономики от неблагоприятного воздействия внешних экономических факторов и по размеру являются максим.

Специальные пошлины носят автономный характер, отличаются повышенными размерами ставок и применяются в качестве защитной меры для отечественных производителей от иностранных конкурирующих товаров либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других стран.

Преференциальные таможенные пошлины отличаются пониженным размером ставок и применяются в отношении вещей, происходящих из государств, заключающих договоры о взаимном снижении размеров таможенных пошлин на определенные товары, образующих там. союз или зону своб. торговли, обращающихся в приграничной торговле, происходящих из развивающ. государств.

По инициативе конкурирующих с импортом фирм в случае доказательства факта демпинга может быть установлен антидемпинговый тариф.

Демпинг —это международная дискриминация в ценах, при которой товары на внешнем рынке продаются по ценам ниже цен на аналогичные товары на внутреннем рынке страны-экспортера.

При классификации таможенных пошлин по времени действия автономные считаются постоянно действующими, временные вводятся на определенный период времени, сезонные используются в определенное время года сроком, как правило, не более 4 месяцев.

При взимании таможенных пошлин обычно применяются три способа. Основной из них — в проценте от стоимости товара. Такие пошлины называются адвалорными. Другой способ предполагает, что таможенный тариф устанавливается в стоимостном выражении за определенную количественную единицу товара, чаще всего за единицу веса, объема или количества. Эти пошлины называются специфическими. Классификация ставок таможенных пошлин.

• адвалорные, или ценовые (устанавливаются в процентах к таможенной стоимости товаров);

• специфические, или твердые (устанавливаются в фиксированном размере за единицу облагаемых товаров);

• комбинированные (представляют собой сочетание адвалорной и специфической ставок).


 

20. Порядок определения таможенной стоимости– это последовательность конкретных методов определения таможенной стоимости товара. Порядок применения системы определения таможенной стоимости ввозимого товара устанавливается Советом Министров, а вывозимого – Президентом Республики Беларусь.

Определение таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию, производится путем применения следующих методов:

– по цене сделки с ввозимым товаром;

– по цене сделки с идентичным товаром;

– по цене сделки с однородным товаром;

– на основе вычитания стоимости;

– на основе сложения стоимости;

– резервного метода.

Практическое применение таможенного тарифа и эффектив­ность мер тарифного регулирования зависят от декларируемой в таможенной декларации стоимости товара, которая используется в качестве базы таможенного обложения.

Под таможенной стоимостью товара понимается цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на мо­мент пересечения им таможенной границы. Правовые принципы и нормы определения таможенной стоимости ввозимых товаров определены Соглашением по применению статьи VII («Оценка в таможенных целях») Генерального соглашения по тарифам и тор­говле (ГАТТ). Определение таможенной стоимости ввозимых то­варов производится с использованием следующих методов.

Первый метод. Таможенная стоимость определяется по счету-фактуре, т.е. по цене сделки. В цену включаются расходы по доставке товара (если они не были включены раньше) до места ввоза, расходы, понесенные покупателем, лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собствен­ности, стоимость вещей, работ и услуг, которые были предостав­лены покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для использования при производстве или продаже на экспорт оце­ниваемых товаров, в том числе сырья, материалов, комплектую­щих, инструментов, вспомогательных материалов, затраты на ин­женерную и конструкторскую проработку.

Второй метод. В качестве базы для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки с идентичными това­рами. Под идентичными понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами по следующим парамет­рам: назначение и характеристики, качество, наличие товарного знака и репутация на рынке, страна происхождения, производи­тель. Этот метод используется при условии, если товар продается в одну и ту же страну, ввозится одновременно или почти одновре­менно с оцениваемым товаром, на тех же коммерческих условиях и в тех же количествах. При наличии различий в количестве или других коммерческих условиях цены корректируются с учетом этих различий.

Третий метод. По цене сделки с однородными товарами он аналогичен второму, но в качестве базы принимается однородный товар. Под однородными понимаются товары, которые хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, но имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары.

Четвертый метод основан на вычитании стоимости. Он ис­пользуется в случаях возникновения у экспортера расходов на территории импортера и включения этих расходов в контракт­ную цену.

Пятый метод основан на сложении стоимости. В качестве ба­зы цены применяется цена, рассчитанная путем сложения издер­жек производства, общих затрат, связанных с доставкой товара до места таможенного оформления, прибыли, обычно получаемой эк­спортером в результате поставки таких товаров в данную страну.

Шестой метод — резервный. Он применяется в случаях, ес­ли таможенная стоимость не может быть определена декларантом в результате последовательного применения пяти указанных ме­тодов. В этом случае учитывается мировая таможенная практика. При этом могут использоваться цены СИФ и ФОБ. Большинство стран при таможенной оценке применяют цены СИФ.

21. Страна происхождения товара определяется с целью применения тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию страны и вывоза товара с этой территории, а также обеспечения учета товаров в статистике внешней торговли. Определение страны происхождения товара осуществляется на основании принципов международной практики. Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными законодательными актами страны. При этом под страной происхождения товара могут пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если есть необходимость их выделения с целью определения происхождения товара. Ставка таможенной пошлины устанавливается в зависимости от страны происхождения товара.

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке). При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.

Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.

Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам.

Сертификат о происхождении товара – документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру.

При обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров.

Если в производстве товаров участвуют две или более страны, для определения страны происхождения используется критерий достаточной переработки, согласно которому страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров,


 

22. К там. платежам относятся: 1) ввозная там. пошлина; 2) вывозная там. пошлина; 3) НДС, взимаемый при ввозе товаров на там. тер. Там Союза; 4) акцизы, взимаемые при ввозе товаров на там. терр.

Там. пошлина – обязат.платеж в респ..бюджет, кот. взимается там. орг.РБ в связи с перемещ. товаров и транспортных средств через там границу.

Там. платежи уплачиваются в безналичном порядке на счета респ. бюджета, открытые для соответствующего таможенного органа, осущ.таможенное оформление, либо нал. деньгами в кассу там. органа, либо через банк или почту. Они также могут уплачиваться путем зачета в счет предстоящих таможенных платежей излишне уплаченных сумм.

Там. платежи уплачиваются по выбору как в бел.рублях, так и в ин. валюте по курс Нац. банка на дату подачи декларации либо (когда уплата там. платежей не связана с подачей там. декларации), на день их уплаты.

В некоторых случаях может потребоваться обеспечение уплаты там. платежей.. Способами обеспечения там. платежей могут быть залог имущества, банковская гарантия, внесение ден. средств на счет там. органа, поручительство (по выбору плательщика).

Авансовыми платежами признаются ден. средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, и др.

Ден.средства, уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, и не могут рассматриваться в качестве там.платежей либо ден. средств, внесенных в качестве обеспечения уплаты там пошлин, налогов и др, до тех пор, пока лицо не сделает распоряжение об этом там. органу либо там. орган не обратит взыскание на авансовые платежи.

По требованию плательщика там. орган представляет отчет о расходовании ден. средств, уплаченных в качестве авансовых платежей. Отчет представляется в письменной форме в порядке и сроки, которые определены законодательством.

Ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды: 1) адвалорные – установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; 2) специфические – установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик); 3) комбинированные – сочетающие виды, указанные в подпунктах 1) и 2) настоящей статьи.

Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза.Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств – членов Таможенного союза. Размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор. Таможенные органы РБ могут взимать следующие таможенные сборы: 1) за таможенное оформление 2)за таможенное сопровождение товаров 3)за выдачу квалификационного аттестата специалиста таможенного оформления 4)за принятие таможенными органами предварительного решения 5)за выдачу марок, выдачу знаков для обозначения товаров и т.д. 6)за включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей и т.д.

НДС – один из основных налогов в РБ, который представляет собой форму изъятия в бюджет некоторой части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. объектом НДС является ввоз товаров на таможенную территорию РБ и иные обстоятельства, с которыми законодательство РБ связывает возникновение налогового обязательства по уплате НДС.

Акциз – косвенный налог, который входит в состав цене отдельных товаров (подакцизные товары). Акциз может взиматься как с отечественных, так и с иностранных товаров.

Под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: 1) тарифные преференции; 2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); 3) льготы по уплате налогов; 4) льготы по уплате таможенных сборов.


 

23. Нетарифное регулирование – метод гос. Регулир. внешней торговли товарами, осущ. путем введения, прекращения действия количественных ограничений и иных мер гос. регулирования внешнеторговой деятельности, отличных от мер там.-тарифного регулирования.

Нетарифные методы регулирования внешнеэконом.деят. - совокупность методов гос. регулирования внешнеэконом. деят., имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэконом. деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам гос. регулирования.

В соответствии с межд. соглашениями нетарифные методы применяются в виде искл. из общего правила свободной торговли в следующих случаях: 1.Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка 2.Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, кот. могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность гос., жизнь или здоровье граждан, имущество физ. или юр. лиц, гос. или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений. 3.Выполнение междунар. обязательств 4.Введение исключит. права на экспорт или импорт отдельных товаров 5. Введение спец. защитных, антидемпинговых и компенсационных мер 6. Защита общ. морали и правопорядка 7. Защита культурных ценностей 8.Обеспечение национальной безопасности

Нетарифные меры гос. регулир. внешнеэконом. деят. отличаются большим разнообразием. насчитывается более 50 различных способов нетарифного регулирования. В соответствии с классификацией ЕЭК ООН всё многообразие нетарифных методов гос. регулирования внешнеэконом. деятельности можно разделить на три группы1.Меры прямого ограничения 2. Таможенные и административные формальности3. Прочие нетарифные методы.

1. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необх. получать у соответств. гос. органа спец. разрешение.

Квотирование (контингентирование).Квота — это ограничение в стоимостном или физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды). В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые «добровольные» ограничения экспорта. Добровольные ограничения экспорта означает обязательство одного из государств-партнеров, или взаимное обязательство, ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.. Глобальные квоты (на их долю приходится 2/3 всех квот) ус­танавливают объем импорта на определенный период без распре­деления по странам, т.е. для всех стран вместе. Двусторонние квоты предусматривают размер импорта для конкретных стран. Они устанавливаются при наличии между двумя странами договоренности о встречных обязательствах. Сезонные квоты устанавливают ограничение импорта сельхозтоваров на определенное время года.

Тарифные квоты разрешают ввоз определенного количества товаров по сниженным тарифным пошлинам или беспошлинно, при этом выпадая из понятия мер нетарифного ограничения.

2.Импортные налоги и сборы

Импортные налоги: пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы; сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества; другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т. п.).Особой разновидностью импортного налога являются скользящие импортные сборы, широко применяемые в ЕС в качестве протекционистской меры в аграрном секторе. Импортные депозиты представляют собой денежный залог, под оплату таможенных пошлин который импортер должен внести в местной или иностранной валюте в уполномоченный банк, перед закупкой иностранного товара.

Сертификация ввозимых товаров и услуг. Ввозимые товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в рб.

3.Валютные ограничения и валютный контроль.Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.

Регулирование курса национальной валюты

Меры поддержки экспорта.Среди мер финансовой поддержки экспорта практически во всех развитых странах государством созданы и действуют специальные экспортно-кредитные агентства.

Антидемпинговые меры. Согласно определению комиссии ЕС, критериями демпинга являются стоимостной и размер эконо­мического ущерба. По ценовому критерию демпинг констатиру­ется в случаях, если цены ввезенных товаров ниже их «нормаль­ной стоимости». Величина демпинга определяется в виде разни­цы между экспортной ценой и «нормальной» стоимостью», т.е. ценой, принятой за базу сравнения.

 

24. Лицензирование во внешней торговле - форма государственного контроля за внешнеторговой деятельностью, рациональном использованием экспортных ресурсов и сбалансированностью импорта.

Виды лицензий:

1.генеральная (предоставляет право на экспорт и импорт отдельного лицензируемого вида лицензируемого товара и его количества.не более 1 года)

2.исключительная (предоставляется участнику ВТД на экспорт и импорт отдельного вида товара зависимости от решения органа не более 1 года)

3. разовая (выдаётся участнику ВТД на основании сделки, предметом которая является лицензируемый товар и предоставляет право на экспорт и импорт. Не более 1 года)

Документы для получения лицензии:

1.заявление о выдаче лицензии

2.экспертная копия заявления в формате утверждённом Еэк

3. копия внешнеторгового договора + приложения к нему

4.копия лицензии на осуществление лицензированного вида деятельности

5.документ подтверждающий уплату госпошлины

Основания отказа в выдаче лицензии:

1.предоставление неполноценных документов, предоставленных заявителем

2.прекращение или приостановление действия документов

3.в случае нарушения требований законодательства, связанных с их несоблюдением.

4.в случае исчерпания квоты.

Внесение изменений в выданные лицензии не допускается, в том числе по причинам технического характера.

В случае если внесены изменения в учредительные заявитель обязан обратиться с просьбой о прекращении действия выданной лицензии и оформлении новой лицензии с приложением заявления и документов, подтверждающих указанные изменения.

Основания при которых действие лицензии прекращается:

1.когда лицо обращалось письменно.

2.внесение изменений в учредительные документы заявителя, зарегестрированного в качестве ЮЛ или изменения паспортных данных заявителя если в качестве такого выступает ФЛ

3.в случае выявленных недостатков сведения документов, предоставленных заявителем в целях получений лицензии

4.в случае прекращения или приостановления действия первого или нескольких документов, на сновании которых была выдана лицензия.

5.когда исполняется договор (контракт) на основании которого была выдана лицензия

6.в случае отзыва лицензии на осуществление лицензированного вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара в отношении которого вводится лицензирование

7.в случае несоблюдения владельцем лицензирования установленных международных документов, а так же национальным законодательством государств участников ТС условий выдачи лицензии

8.в случае невыполнения владельца лицензирования требований предоставления отчётов уполномоченными органами

Действие лицензии приостанавливается с даты принятия уполномоченным органом решения об этом.

Действие приостановленной лицензии может быть возобновлено уполномоченным органом после устранения причин, вызвавших приостановление ее действия. При этом приостановление действия лицензии не является основанием для ее продления.

В случае утраты лицензии уполномоченный орган выдает, по письменному обращению заявителя и уплаты государственной пошлины, дубликат лицензии, оформляемый аналогично оригиналу и содержащий запись «Дубликат».

Владельцы генеральных и исключительных лицензий обязаны ежеквартально, до 15-го числа месяца, представлять отчет о ходе исполнения лицензии. Владельцы разовых лицензий в течение 15 дней по истечении срока действия лицензии обязаны представлять справку об исполнении лицензии.


 

25. Специальные защитные меры применяются, если установлено, что импорт товара осуществляется в Республику Беларусь в таком возросшем количестве и на таких условиях, что причиняет серьезный ущерб отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный или непосредственно конкурирующий товар, или создает угрозу его причинения.

В качестве специальных мер Законом определены:

– введение специальной импортной квоты в объеме среднегодового объема импорта за трехлетний период, предшествующий подаче заявления о применении специальных защитных мер;

– введение специальной и временной специальной пошлин, которые взимаются с данного товара сверх установленных таможенных пошлин. Такие меры вводятся на срок, определяемый с учетом интересов национальной экономики и всех обстоятельств дела, однако не более четырех лет со дня введения мер или со дня их последнего пересмотра.

Антидемпинговые меры применяются, если установлено, что демпинговый импорт товара причиняет материальный ущерб отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный товар, или создает угрозу его причинения. Такие меры могут быть применены в отношении товара, являющегося предметом демпингового импорта, или производителей данного товара соответствующего иностранного государства с учетом практики применения антидемпинговых мер в торговых отношениях с этим иностранным государством.

Компенсационные меры применяются, если установлено, что импорт товара, при производстве (экспорте) которого использовались специфические субсидии иностранного государства, причиняет материальный ущерб отрасли белорусской экономики, производящей аналогичный товар, или создает угрозу его причинения.

При этом в ходе расследования должно быть установлено, что:

– субсидия, предоставленная иностранным государством, является специфической;

– размер специфической субсидии превышает 5 % стоимости

товара;

– специфическая субсидия была направлена на возмещение расходов производителя или экспортера, связанных с осуществлением основной деятельности, и предоставлялась неоднократно.

Исходя из национальных интересов в Республике Беларусь могут вводиться специальные меры, если они:

– необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка, для охраны жизни или здоровья человека и окружающей среды;

– относятся к экспорту или импорту золота или серебра;

– применяются для защиты культурных ценностей;

– необходимы для предотвращения исчерпания невосполнимых

природных ресурсов и применяются одновременно с ограничением

внутреннего производства или потребления таких ресурсов;

– необходимы для приобретения или распределения товаров

при общем или местном их дефиците.


 

26. Понятие и виды внешнеэкономических сделок

Внешнеэконом. Сделка- в которой хотя бы одной из сторон является иностр. лицо (физ. или юр.), а содержанием - операции по ввозу из-за границы или по вывозу за границу товаров либо какие-нибудь подсобные операции.

Основной разновидностью внешнеэконом.сделок является договор внешнеторговой (международной) купли-продажи товара. Кроме купли-продажи, к внешнеэконом. сделкам относят договор подряда, договор мены, договор лизинга, договор комиссии, договор страхования, а также получившие в последнее время широкое распространение договоры на предоставление разл. услуг по оказанию технич. содействия в сооружении пром. объектов и выполнении строит., научно-исследовательских, проектных работ, передаче различной документации и т.д.

Внешнеэкономические сделки подразделяют на:

- односторонние (выдача доверенности иностранному юридическому или физическому лицу на совершение действий от имени доверителя);

- двусторонние (договоры международной купли-продажи, бартерные контракты и т. д.);

- многосторонние (договор о совместной деятельности, учредительный договор и т.д.).

Внешнеэконом. сделки могут закл. под опред. условием, при наступлении кот.сделка либо вступает в силу, либо прекращает свое действие.

В качестве средства платежа, как правило, используется иностранная валюта. Причем стороны сделок могут выбрать валюту третьей страны.

В правовом регулировании внешнеэкономических сделок большую роль играют международные договоры регионального и универсального характера. Важное значение при заключении и исполнении внешнеэкономических сделок, а особенно договоров международной купли-продажи товара, играют и международные обычаи.

Форма сделки в отношении недвижимого имущества подчиняется праву страны, где находится это имущество, а в отношении недвижимого имущества, которое зарегистрировано в РБ, - праву Республики Беларусь.

любая внешнеэкономическая сделка характеризуется тем, что в этой сделке всегда на одной стороне выступает иностранный элемент, т.е. иностранное юридическое или физическое лицо.

Предметом данной сделки могут быть такие операции, как поставка товаров за границу, ввоз товаров из-за границы, перевозка грузов, оказание других услуг внешнеэкономического характера.

Внешнеэкономические сделки носят имущественный и возмездный характер.

Специфика внешнеэкономических сделок проявляется в наличии определенной системы регуляторов, в которую входят внутреннее (национальное) законодательство, международные правовые акты, обычаи, судебная (арбитражная) практика, договорные условия.

Характерной особенностью внешнеэкономических сделок является и то, что возникающие здесь отношения подчинены регулирующему воздействию со стороны тех государств, юридические и физические лица которых являются участниками этих сделок. В частности, это выражается в выдаче компетентными органами соответствующих государств разрешения (лицензии) на экспорт и импорт товаров, а также на совершение некоторых других операций.

Внешнеэкономические сделки могут обладать и другими особенностями:

Ø в правовом регулировании внешнеэкономических сделок большую роль играют международные договоры (многосторонние, двусторонние, региональные), например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.;

Ø внешнеэкономические сделки носят имущественный и возмездный характер, поэтому в качестве средства платежа, как правило, используется иностранная валюта;

Ø т. к. товары, услуги пересекают границы государств, требуется выполнение определенных таможенных правил;

Ø для торговых внешнеэкономических сделок существует система квот и лицензирования (на ввоз или вывоз определенной продукции);

Ø во внешнеэкономических сделках существует больший риск их неисполнения в силу форсмажорных обстоятельств, политических событий, введения ограничительных мер государством;

Ø споры по внешнеэкономическим сделкам в основном рассматриваются третейскими судами (в рамках МКА).


 

27. По действующему ГК права и обязанности сторон по внешнеторговой сделке определяются по законам места ее совершения (ч. 1 ст. 561 ГК). Место совершения сделки определяется законодательством РБ.

Т.о., действующий ГК исходит из свободы выбора сторон в определении права, применимого к заключенной ими сделке. Согласно п. 1 ст. 1124 ГК, стороны могут при заключении договора или в последующем избрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по договору.

Соглашение сторон о выборе подлежащего применению права должно быть явно выражено или должно прямо вытекать из условий договора и обстоятельств дела, рассматриваемых в их совокупности. Стороны договора могут избрать подлежащее применению право как для договора в целом, так и для отдельных его частей.

ГК устанавливает, что при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к этому договору применяется право страны, где имеет основное место деятельности сторона, являющаяся:

1) продавцом - в договоре купли-продажи; 2) дарителем - в договоре дарения; 3) арендодателем (наймодателем) - в договоре аренды (имущественного найма); 4) ссудодателем - в договоре безвозмездного пользования имуществом (ссуды); 5) подрядчиком - в договоре подряда; 6) перевозчиком - в договоре перевозки; 7) экспедитором - в договоре транспортной экспедиции; 8) заимодавцем (кредитодателем) - в договоре займа (кредитном договоре); 9) поверенным - в договоре поручения и т.д.

К правам и обязанностям по договору, предметом которого является недвижимость, а также по договору о доверительном управлении имуществом применяется право страны, где это имущество находится, а в отношении имущества, которое зарегистрировано в РБ, - законодательство РБ.

При отсутствии соглашения сторон договора о подлежащем применению праве применяется:

1) к договорам о совместной деятельности и к договорам о выполнении строительных, монтажных и других работ по капитальному строительству - право страны, где такая деятельность осуществляется или создаются предусмотренные договором результаты; 2) к договору, заключенному на аукционе, по конкурсу или на бирже, - право страны, где проводится аукцион, конкурс или находится биржа.

При невозможности определить основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания такого договора, применяется право страны, где данная сторона учреждена, имеет место постоянного жительства. При невозможности определить исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан.

Согласно ст. 1127 ГК, право, применяемое к договору, охватывает, в частности:

1) толкование договора; 2) права и обязанности сторон; 3) исполнение договора; 4) последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договора; 5) прекращение договора; 6) последствия ничтожности или недействительности договора; 7) уступку требований и перевод долга в связи с договором.

В отношении способов и процедуры исполнения, а также мер, которые должны быть приняты в случае ненадлежащего исполнения, кроме применимого права, принимается во внимание и право страны, в которой происходит исполнение.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.