Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность государственного управления






Общее понятие правления, соц. упр-е

Управление — это целенапр. и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта управления выступают различные явления и процессы: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы.

Управление как процесс воздействия субъекта на объект управления немыслимо без системы управления, под которой, как правило, понимается механизм, обеспечивающий процесс управления, т. е. множество взаимосвязанных элементов, функционирующих согласованно и целенаправленно. Участвующие в процессе управления элементы объединяются в систему с помощью информационных связей, конкретнее — по принципу обратной связи. В 60-х гг. XX в. сформировалось новое научное направление — кибернетика, предметом изучения которой стали процессы управления в различных областях.

Понятие «система», раскрывающее сущность управления, характеризуется наличием следующих признаков:

· задачи и цели;

· субъекты и объекты управления;

· функции;

· организационная структура;

· единство, самостоятельность и взаимозависимость элементов системы; определенные формы и методы деятельности.

 

Традиционно выделяются следующие виды управления:

1) механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами);

2) биологическое управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов);

3) социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями).

Социальное управление как особый тип управления представляет собой воздействие одних людей на других главным образом с помощью информации в целях упорядочения социально значимых процессов, обеспечения устойчивости, развития социальных систем.

Особенности.

1.Это управление людьми (отдельными индивидами, группами, обществом в целом), что является особым типом взаимоотношений людей.

2.Действия человека носят сознательный, целесообразный, волевой характер. Соц.упр. осуществляется путем воздействия на волю людей.

3.Высокая степень автономии, самостоятельности, свободы воли управляемых, которые способны к самоорганизации.

4.Управление людьми осуществляется сознательно.

5.Наличие индивидуальных устройств, т. е. специальных управляющих систем, технических средств, особых каналов связи, «языков» (кодов).

 

Сущность государственного управления

ГУ содержит объективные и субъективные предпосылки своего осуществления. ГУ субъективно, так как оно — плод мысли и действий людей (государственных служащих, должностных лиц).

К определению понятия «ГУ» можно подходить с разных точек зрения. Иногда управление определяется как такая государственная деятельность, которая не является ни правосудием, ни законотворчеством. Классическая же дефиниция определяет управление как деятельность государства или других субъектов государственной (публичной) власти, которая осуществляется вне границ законотворчества и правосудия.

Г. В. Атаманчук указывает на три обязательных свойства ГУ:

1) управленческое воздействие опирается на силу государственной власти;

2) распространенность ГУ на все общество (его всеобщность);

3) системность.

Теория административного права выработала два подхода к определению ГУ, учитывающих вышеизложенные положения.

1.ГУ в широком понимании — это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, исполнительных органов государственной власти, прокуратуры, судов и т. д.).

2.ГУ в узком понимании — это административная деятельность, т. е. деятельность исполнительных органов государственной власти на уровне как РФ, так и ее субъектов. В АП понятие ГУ рассматривается в узком понимании.

ГУ, понимаемое в узком смысле, имеет следующие признаки.

1. ГУ — это исполнительно-распорядительная деятельность по применению законов и иных (подзаконных) нормативных правовых актов.

2. ГУ наряду с правоприменением осуществляет административное правотворчество (правоустановление). Органы ГУ в пределах своей компетенции самостоятельно разрабатывают и утверждают обязательные для других субъектов права правила поведения, контролируют соблюдение этих правил и самостоятельно осуществляют административную юрисдикцию (правоохранительную деятельность).

3. ГУ осуществляется в важнейших сферах жизнедеятельности государства и общества — хоз-экон строительство, соц-культурная и адм-политическая сферы.

4. ГУ осуществляется специальными органами гос. ИВ, которые создаются государством как на уровне РФ, так и в субъектах РФ и образуют систему органов ГУ.

5. ГУ отвечает принципу законности.

6. ГУ строится на основе вертикальных (субординационных, иерархичных) и горизонтальных связей и отношений.

7. ГУ основывается на принципе организационности,

8.ГУ реализует полномочия юрисдикционного характера, т. е. обеспечивает административный (внесудебный) порядок осуществления органами исполнительной ИВ так называемого «принуждающего» управления.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.