Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инфляция и стабилизационная политика в модели «новых кейнсианцев».






В новой классической модели заработная платы и цены считаются абсолютно гибкими по отношению к ожидаемым изменениям уровня цен, т.е. инфляционные ожидания вызывают немедленный рост заработной платы и цен с одинаковым темпом. Эти критики новой классической модели, названные новыми кейнсианцами, доказывают, что в экономике существует ряд факторов, препятствующих мгновенной реакции заработной платы и цен на рост ожидаемого уровня цен. Новые кейнсианцы не согласны с предположением новой классической модели о полной гибкости заработной платы и цен, они признают важность ожиданий для оценки объема совокупного выпуска и используют теорию рациональных

В новой кейнсианской модели ожидания считаются рациональными, однако заработная плата и цены — не абсолютно гибкими; вместо этого предполагается жесткость заработной платы и цен. Основной вывод новой кейнсианской модели: неожиданная политика сильнее влияет на совокупный выпуск, чем ожидаемая (как и в новой классической модели). Однако, в противоположность новой классической модели, в новой кейнсианской модели отсутствует постулат о неэффективности государственной политики: ожидаемая политика влияет на совокупный выпуск и колебания деловой активности.

Причины инфляции у новых кейнсианцев:

- Цены не гибки в сторону понижения из-за монополизма на рынках = государству надо регулировать цены;

- Инфляция вызывается вынужденной безработицей из-за жесткости зарплат и требованиями ее повышения со стороны профсоюзов;

- Политика государственных общественных расходов ведет к росту цен = госрасходы надо сокращать;

- Инфляция распространения из-за несовершенства информации.

 

 

27. Фискальная (от лат. fiscalis - казенный) политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от таких стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией

В рамках фискальной политики («линия доходов») государство изыскивает и другие, а не только налоговые поступления в бюджет. Это могут быть доходы от ценных бумаг иностранных государств и акционерных обществ, которыми владеет правительство, а также другие поступления, получаемые с «государственного капитала», размещенного в реальном секторе экономики.Фискальная политика государства есть целенаправленные мероприятия государства по мобилизации и рациональному использованию финансовых ресурсов, необходимых для выполнения соответствующих функций, на основе действующего законодательства.

В цивилизованной стране фискальная политика формируется и контролируется парламентом страны с учетом выработанной теоретической концепции, а реализуется правительством, в первую очередь министерством экономики и министерством финансов.

Вектора фискальной политики современного государства непосредственно зависят от:

а) состояния национальной экономики и фазы промышленного цикла;

б) принятой национальной концепции социально-экономического развития страны и сформулированных в ней задач;

в) имеющегося у правительства, в соответствии с действующим законодательством, правового коридора;

г) степени демократизации страны и уровня развития гражданского общества [1, с. 80].

Важнейшим условием проведения современной фискальной политики выступает отказ от принципа ежегодной сбалансированности государственного бюджета.

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета, поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:

1. стабильного экономического роста; 2. полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3. стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции)

Фискальная политика - это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство. Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно государственные закупки, налоги, трансферты

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.

Рис. 1.3. Виды фискальной политики

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 1.3 (а)), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают:

а) увеличение государственных закупок;

б) снижение налогов;

в) увеличение трансфертов [5, с. 91].

Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) (рис. 1.3 (б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются:

а) сокращение государственных закупок;

б) увеличение налогов;

в) сокращение трансфертов.

Кроме того, различают фискальную политику: дискреционную и автоматическую (недискреционную). Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.

К автоматическим стабилизаторам относятся:

) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций);

) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

) пособия по безработице;

) пособия по бедности [11, с. 128].

Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

Пособия по безработице и по бедности, их сумма выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов.Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 - за счет действия встроенных стабилизаторов.

Фискальная (бюджетно–налоговая) политика является составной частью стабилизационной экономической политики государства, цели которой заключаются в воздействии на экономическую конъюнктуру для обеспечения экономического роста при полной занятости и ограниченных темпах инфляции. Инструментами фискальной политики являются государственные расходы и налоговые ставки. Объектом фискальной политики является совокупный спрос.

В кейнсианской теории совокупного спроса бюджетно–налоговая политика, в зависимости от состояния конъюнктуры, может быть либо стимулирующей, либо сдерживающей (антиинфляционной). Стимулирующая фискальная политика необходима при наличии рецессионного разрыва (см. рис. 4.17–а), т.е. недостаточного совокупного спроса; в случае инфляционного разрыва (избыточного совокупного спроса, см. рис. 4.17–б) должна применяться сдерживающая бюджетно–налоговая политика.

Стимулирующая фискальная политика реализуется посредством увеличения государственных расходов ( ) и снижения налоговых ставок ( ). Рост государственных расходов непосредственно приводит к сдвигу кривой совокупного спроса вверх и соответствующему росту равновесного ВВП (с мультипликативным эффектом, см. рис. 4.19), а изменение налоговых ставок воздействует на совокупный спрос путем изменения объемов потребительских расходов домохозяйств и инвестиционных расходов предприятий: . Целью стимулирующей фискальной политики является достижение равновесного значения дохода на уровне (потенциального ВВП).

Сдерживающая фискальная политика направлена на снижение избыточного совокупного спроса ( ) путем сокращения государственных расходов и увеличения налоговых ставок, что приводит к сдвигу кривой совокупного спроса вниз: ; , в результате чего равновесное значение дохода снижается до неинфляционного уровня полной занятости.

Основные цели государственной стабилизационной политики образуют «золотой четырехугольник» (рис. 10.1), который наглядно иллюстрирует расхождение запланированных и фактических значений целевых показателей.

Рис. 10.1. «Золотой четырехугольник» целей стабилизационной политики государства (пунктирной линией – фактические, сплошной – запланированные значения)

 

Эффективность стабилизационной политики оценивается с помощью «золотого четырехугольника» путем сопоставления планируемых и фактических значений целевых показателей. По рисунку произошло улучшение экономической ситуации – четырехугольник сместился вверх и вправо (темп инфляции снизился, возросло значение чистого экспорта страны, увеличился темп экономического роста, снизился уровень безработицы).

 

Рис. 10.2. «Золотой четырехугольник» фактических показателей экономики в 2003 и 2004 гг.

 

Такие цели стабилизационной политики, как темп инфляции и безработица, являются взаимоисключающими (согласно кривой Филлипса, они находятся в обратной зависимости, т.е. снижение уровня безработицы ведет к росту цен, и наоборот).

 

28. «Рациональные ожидания» базируются на научных прогнозах, учитывающих функционирования реальной экономической модели: динамику цен, затрат, уровень ставки процента, последствия конкретно! «экономической политики, влияние правительственных решений на макроэкономические показатели и т.

Лаффер построил гипотетическую кривую (рис.10-2.), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т.е. логических рассуждений и теоретического умозаключения).

Используя налоговую функцию: Т = t Y, Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт.), при которой налоговые поступления максимальны (Т max.). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, и налоговые поступления сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного, и на прибыль корпораций).

Дело в том, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние этой меры на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер (рис.10.3), т.е. рост производства (от Y1 до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2).

Лаффер указал на необходимость определения оптимальной ставки налога, которая, по его мнению, зависит от экономической ситуации, размеров и структуры производственной сферы, национальных, культурных, психологических и других факторов.

Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов. Несбалансированность бюджета означает количественное неравенство между доходами и расходами бюджета. Величина превышения расходов бюджета над его доходами называется бюджетным дефицитом.

Бюджетный дефицит также можно представить следующим образом:

Бюджетный дефицит = Закупки товаров и услуг - Чистые налоги.

Величину чистых налогов можно определить так:

Чистые налоги = Налоговые поступления - Социальные выплаты.

На размер бюджетного дефицита оказывают влияние: спад общественного производства, неоправданно возросшие затраты на финансирование ВПК, значительные социальные программы, крупномасштабный оборот " теневого" капитала, непроизводительные расходы, потери, хищения и т.п.

Следует заметить, что несбалансированный бюджет может привести и к возникновению профицита, т.е. превышению дохода бюджета над его расходами.

Для финансирования бюджетного дефицита государство может использовать:

1. дополнительную денежную эмиссию;

2. кредиты ЦБ;

3. внутренние и внешние займы.

Преимущества первых двух способов заключаются в том, что их использование не дает возможности вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции.

В результате государственных займов формируется государственный долг.

Государственный долг - сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам, включая начисленные по ним проценты и выданные государственные гарантии.

Различают внешний и внутренний государственный долг. Внешний государственный долг - это обязательства, возникающие перед иностранными кредиторами.

Внутренний долг - это обязательства, возникающие перед внутренними кредиторами.

Экономические последствия государственного долга:

1. обслуживание значительного внешнего долга приводит к существенному сокращению уровня потребления населением данной страны;

2. долг может привести к вытеснению частного капитала, следовательно, и ограничению дальнейшего роста экономики;

3. увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга снижает экономическую активность в стране;

4. происходит перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Управление государственного долга - это совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выработкой условий и выпуском новых займов, выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсии и консолидации займов. К управлению государственным долгом относятся и мероприятия государства по погашению ранее выпущенных займов, срок действия которых истек.

Погашение государственных займов и выплата процентов по ним производятся либо из бюджетных средств, либо путем рефинансирования, т.е. выпуска новых займов, для того чтобы рассчитаться с держателями старого займа.

В процессе управления государственным долгом государство может изменять первоначальные условия займа. Изменение условий доходности займов называется конверсией, изменение сроков займа - консолидацией государственного долга.

Рикардианский анализ влияния бюджетной политики на государственный долг основывается на логике поведения потребителя, учитывающего интересы будущего. Логика равенства Рикардо Рассмотрим, какую реакцию может вызвать снижение налогов, которое предполагает провести Комитет по бюджету Сената, у думающих о будущем потребителей. Рассуждения потребителя могут быть такими: " Правительство снижает налоги, не планируя сокращения государственных расходов. Меняет ли эта политика мои возможности? Стану ли я более обеспеченным в результате снижения налогов? Следует ли мне увеличить потребление? Вероятно, нет. Правительство финансирует снижение налогов за счет увеличения бюджетного дефицита. Через некоторое время оно будет вынуждено поднять налоги, чтобы выплатить задолженность и накопленные проценты. Таким образом, на самом деле, политика нынешнего сниже ния налогов связана в будущем с их ростом. Снижение налогов просто дает мне временно дополнительный доход, который впоследствии придется возвратить. Я не получу никаких выгод и поэтому оставлю своп уровень потребления неизменным". Заботящийся о будущем потребитель понимает, что наличие в настоящее время государственного долга означает повышение налогов в будущем. При снижении налогов, финансируемом за счет роста государственного долга, сами налоги не уменьшаются: они просто перераспределяются во времени. Не увеличивается и постоянный доход потребителя, а следовательно, и потребление.

Теорема эквивалентности Рикардо-Барро: финансирование государственных расходов за счет долга равно финансированию государственных расходов за счет налогов.

По его мнению, фискальная экспансия не оказывает сколько-нибудь значительного влияния на текущее потребление. Да, действительно, снижение налогов, например, паушального налога (т. е. одинакового для всех домашних хозяйств) при неизменных государственных расходах увеличивает государственный долг (накапливаются бюджетные дефициты). Но потребление зависит не только от текущего дохода. Если даже снизятся налоги, то население не обязательно увеличит потребление и снизит сбережения.

Теорема эквивалентности Рикардо-Барро построена при определенных допущениях:

1. люди обладают абсолютным предвидением будущего налогового бремени, т. е. рациональны настолько, что способны дисконтировать ценность сегодняшних налогов и налогов, уплачиваемых в будущем; 2предполагается, что люди принимают решения в условиях бесконечного периода планирования; 3. во внимание принимается случай единовременного или фиксированного налогообложения (паушальный налог), которое, по крайней мере, теоретически, не вызывает искажения стимулов хозяйственной деятельности.

Оппоненты рикардианского равенства обращают внимание на то, что несоблюдение этих допущений нарушает теорему эквивалентности.Неполная рациональность, ограниченный горизонт планирования потребительских расходов домашними хозяйствами (люди - не бессмертные особи) и существующая на практике прогрессивная система налогообложения учитываются в многочисленных эмпирических исследованиях, посвященных теореме эквивалентности Рикардо-Барро.

Отсутствие бесспорных эмпирических доказательств правоты подхода Барро, однако, не делает его взгляды теоретически менее интересными.

 

 

29. Государственный долг - это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Внутренний долг - это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны. Он может иметь форму кредитов, государственных займов, других долговых обязательств, гарантированных правительством. В качестве положительного момента отмечают, что при внутреннем долге не происходит утечки товаров и услуг за границу. Однако при этом возникает ряд других проблем:

· выплата процентов по долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку покупка государственных ценных бумаг доступна только наиболее обеспеченным слоям населения, а налоги, за счет которых финансируются проценты, платят все;

· чтобы погашать долг и выплачивать проценты, правительство вынуждено поднимать ставки налогов, что уменьшает стимулы к инвестициям и замедляет развитие экономики;

· большой внутренний долг препятствует привлечению иностранных инвесторов и способствует появлению у населения страны неуверенности в будущем.

При неожиданном росте цен происходит сокращение реального процента по заимствованиям, следовательно, инфляция облегчает выплату государственного долга и уменьшает реальную величину бюджетного дефицита.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.