Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Маркетинговая деятельность. Анализ рынков. Выбор ценовой стратегии. Виды коммерсантов.

Внешнеэконом связи РБ и тенденции их развития. Стратегически важной целью для РБ явл опред ее внешнеторгового потенциала, места в международном разделении труда и обеспечении плавности вхождения в мирохозяйственные связи. Внешнеторг потенциал представ собой комплексную характеристику, отраж мат и интеллектуальные возможности участия гос в торговом сотрудничестве с др. странами. РБ располог большим внешнеторг потенциалом. Его основу составляет промышленность (66 % валового общественного продукта), в том числе на долю машиностроения, химию и нефтехимию приходится более 40 % валовой продукции. Среди стран СНГ республике принадлежит значительная доля в производстве химических волокон и нитей — 40 %, фотоаппаратов — 30 %, тракторов — 20 %, минеральных удобрений — 20 % и т. д. В то же время структура экономики в республике долгие годы складывалась в рамках внутрисоюзного разделения труда и имеет ярко выраженный характер высокого удельного потребления энергоресурсов, металла, комплектующих и других завозимых товаров. На долю бывших союзных республик приходится около 90 % вывозимой из Беларуси продукции и 77 % ввозимой. Беларусь получает из бывших союзных республик примерно 95 % необходимых ей чёрных металлов, 97 % — цветных металлов, 81 % — продукции химических отраслей, 91 % — строительных материалов. Из республики в бывший Союз направляется около 89 % продукции машиностроения и металлообработки, 97 % — продукции лёгкой промышленности и т. д. В наиболее жёсткой зависимости экономика Беларуси находится от Российской Федерации. Россия обеспечивает потребности производственного потенциала Беларуси в сырьё, материалах и полуфабрикатах более чем на 60 %, потребляя более 70 % промышленного производства республики.

Иностранные инвестиции в экономике РБ. Иностран инвестицииэто фин и мат средства, а так же права на имущественную и интеллектуальную собственность, вывезенные из одного гос и вложенные в предприятия (или дело) на территории другого гос с целью получ прибыли или достиж соц эффекта. Объекты иностран инвестиций опред законодательством страны заемщика. Ими могут быть: предпр, здания, сооруж, земля, акции и т.д. Иностран инвестиции подразд: 1. По форме собственности – товарные, денежные, интеллектуальные. 2. В зависимости кто предостав-ляет: частные, гос, международных организаций 3. По целевому назнач: на связанные (строго целевое назначение), финансовые (используемые на любые цели). 4. В зависимости от срока предоставления: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. 5. По степени контроля за вложенным капиталом: портфельные, прямые. Под прямыми инвестициями поним капиталовлож в создаваемые за рубежом предпр (Виды: совместные предпр, открытие филиала, новое строите-льство, лицензионное соглашение, владение контрольным пакетом акций). Под портфельными поним капиталовлож, кот не дают права контроля над вложенным за рубежом капиталом. Осн видами иностранных инвестиций на территории РБ явл совместные предпр, иностранные предпр и кредиты. В созд предпр с иностран инвестициями приним участие более 70 стран мира. Наибольшее кол предпр создали партнеры из России, Польши, Германии. В рамках межправите-льственных соглашений открыты и действуют кредитные линии России, Германии, США, Японии. Практически все кредиты, поступ в РБ носят товарный или связанный характер. Кредиты международных финн организаций целевые и предоставлены правительству РБ для реализ гос Программы экономических реформ, на поддержку платежного баланса, для обеспечения импорта энергоносителей, медикаментов. Приним реш о капиталовлож в какую-либо страну иностранный инвестор оценивает ее инвестиционный климат. Исследования инвестиц климата проводит ряд международных финансовых и экономических организ: Междунар валютный фонд (МВФ), Организ эконом сотрудничества и развития (ОЭСР). По методике Мирового банка проводится оценка кредитоспособности стран, их возможности по погашению внешнего долга. Для опред коммерческого риска инвестирования в зарубежные страны могут быть использованы индексы БЕРИ. Привлечение новых инвестиций связано с с передачей новых технологий, созд раб мест, развитие экономики страны заемщика, расшир ассортимента экспортной прод и т.д. (3)

Создание и развитие СЭЗ. В самой общей форме принято опред СЭЗ как район или часть страны, обладающий выгодным экономич-географическим положением (ЭГП), в кот устанавл беспошлин-ный или льготный режим ввоза и вывоза тов, определенная обособленность в торговом и валютно-фин отнош от остальных районов. Главные признаки СЭЗтесная связь с мировым хозяйством, мировым рынком и активное привлечение иностранного капитала. Использование выгод ЭГП реализуется, прежде всего, в том, что СЭЗ, как правило, создаются вблизи морских и речных портов, международных аэропортов, обеспечивающих хорошую связь с мировым рынком. Общими принципами для всех разновидностей СЭЗ явл: 1. Отсутствие таможенных пошлин (или их фикса-ция на мiн уровне) на ввоз и вывоз оборуд, исходных или промежуточных мат и гот прод при мах упрощении всех процедур, связанных с экспортно-импортными операциями; 2. Льготный режим налогооблож; 3. Гарантии от конфискации иностранной собственности и предоставление функцио-нирующим в СЭЗ компаниям широкого круга льгот и привилегий. СЭЗ могут иметь самые разные организационные формы и различное целевое назначение. Среди них выдел: А) свободные таможен-ные и беспошлинные зоны; Б) транзитные зоны, расположенные на перекрестках транспортных путей; В) зоны экспортного пр-ва, ориентирующиеся, прежде всего, на внешние рынки, имеющие наиболее важное значение среди всех видов СЭЗ. В настоящее время в эконом литературе имеет место четкая классиф СЭЗ: 1. торгово-складские зоны: - зоны внешней торговли, - свободные таможенные зоны, - свободные беспошлинные зоны, - свободные порты. 2. экспортно-производ-ственные зоны: - зоны совместного предпринимательства, - зоны свободного предприниматель-ства, - предпринимательские зоны, - специальные экономические зоны. научно-исследовательс-кий парк: - инновационные центры, - исследовательский парк, - научный парк. 4. комплексные или комбинированные СЭЗ. Терминология " свободных Э зон” (СЭЗ) получила широкое распростран в мировой практике в теч последних 25 лет. Они возникли в начале 70-х годов в странах азиатского региона. Вскоре эти страны приобрели название “ азиатских тигров ” благодаря их экономическому прыжку за счет достиж наиболее высоких в мире темпов развития их хозяйств. Особенно привлекательным явл создание СЭЗ в приграничных регионах, так как в этом случае в пределах зоны можно также успешно решить практически все специфические проблемы трансгра-ничных территорий. СЭЗ, расположенные в странах с благоприятным инвестиционным климатом, основной упор делают сегодня не на разнообразие льгот, а на привлекательность и прибыльность вложений. Страны с высоким уровнем инвестиционного риска (как Россия) делают ставку на широкий диапазон и масштабность льгот. Сегодня в мире насчитывается свыше тысячи СЭЗ. (4)

Бизнес-планирование ВЭД. Основная масса успешно работающих предприятий явл экспортноориентированными. Каждое из них стремиться войти в международные технологические цепочки изготовления и реализации прод. Свою стратегию поведения предприятие вынуждено строить на основе бизнес-планирования. Осн цель бизнес-плана (БП) – достижение компромисса между тем, что фирма хочет и что может сделать. Успехи во ВЭД неразрывно связаны с ответами на вопросы: где находится фирма, куда она движется, какие инструменты нужно задействовать для достижения поставленных целей. Но для этого во ВЭД предприятия нужно пройти 3 этапа в бизнес-планировании: анализ, оценка целей и ресурсов, составление собственного стратегического плана. Начинать анализ надо с внешней среды в кот дейсвует предпр. К внешней среде относ: рынок, перспектива, конкуренты и потребители. Цель анализа: определить сильные и слабые стороны субъекта рынка, выявить сферы где еще не достигнуты успехи. Опыт западных фирм показ, что при регулярном проведении анализа (не реже 2 раз в год), успех как правило гарантирован. К внутренней среде относ: маркетинг, менеджмент, финансы, пр-во, персонал. Ключевыми явл план маркетинга и план управления бизнесом. Предугадать потребности мирового рынка и пройти жестокую конкур борьбу поможет период планирования бизнеса (планы: долгосрочные (до 25 лет), среднесрочные (до 5 лет) и краткосрочные (до 2 лет)). В разработке БП ВЭД заинтересованы менеджеры, инвесторы. Традиционно БП разраб для банков-инвесторов. Большинство западных банков треб предоставления БП для получ кредита. Эффективное управление ВЭД предпр в рын условиях зависит от качества составления и реализации БП.

Технология разработки БПП (рис.1):

           
   
 
   
 


.

Коммерческие предложения продавца (оферта). Коммерческие предложения покупателя (заказ, запрос). Деловая корреспонденция. Оферта (предложение)докум, кот содержит все осно условия предстоящей сделки: наимен тов, кол, цена, условие поставки, срок поставки, условия платежа, характер тары и упаковки, порядок приемки-сдачи, общие условия поставки. Фирма, пославшее предложение, назыв оферентом. Различ 2 вида оферты: твердая и свободная оферта. Твердая офертаэто письменное предложение на продажу опред партии товара, кот посылае-тся оферентом одному возможному покупателю. В нем указывается срок, в теч кот продавец явл связанным своим предложением и не может сделать аналогичное предлож другому покупателю. Если покуп согласен с условиями оферты, он посылает продавцу письменное подтвержд. Акцепт вступает в силу в момент, когда согласие покупателя получено оферентом. Если покупатель не согласен с одним или несколькими усл оферты, он посылает продавцу ответ на предлож или контроферту с указанием своих условий и срока для ответа. Свободная оферта обычно делается одновременно нескольким возможным покупателям на одну и ту же партию тов. Она не устанав-ливает срок для ответа и поэтому не связывает оферента своим предложением. Согласие покупате-ля с условиями, изложенными в такой оферте, подтвержд твердой контрофертой. После подтвержд контроферты продавцом сделка считается заключенной. Коммерческий запрос – это докум, представл собой обращение лица, желающего заключить сделку, с просьбой дать подробную информац о тов или направить предлож на поставку тов. В запросе указывают, наимен тов и усл, на кот импортеру желательно получить тов, на пр. кол и качество тов, его модель, марку, цвет, сроки поставки и условия платежа. Коммерческий запрос такого типа входит в группу контракт-ных докум и использ в операциях по подготовке и заключ сделки. При ответе за запрос, если продавец не может сразу выслать покуп необход предлож, он направл ему письмо, в кот сообщает необходимую информац: - о принятии запроса к рассмотрению; - о выяснении возможностей поставки тов; - об отказе поставить тов; - об измен условий запроса. В странах с рыночной Э, деловые бумаги явл неотъемлемой частью соц-экономич отнош. Выдел 3 типа коммерческой переписки: 1. Запрос 2. Предложение (оферта) 3. Рекламация (претензия) Всю корреспонден можно разделить на: Формальные письма –для отправки, фирмой другой фирме и кот носят гласный характер. Неформальные письма - складываются после официального знакомства, после установ-ления партнерских взаимоотнош раб одного уровня (пр. менеджером по сбыту одной фирмы аналогичному менеджеру др фирмы) с предлож о личной встрече дабы обсуждения деловых вопросов, обмена информацией. Содерж письма находится в зависимости целей его написания. Требования: уравновешенность; краткость; доступность и однозначность понимания; (6)

Маркетинговая деятельность. Анализ рынков. Выбор ценовой стратегии. Виды коммерсантов.

Организация и технология маркетингового управления включ: 1) комплексное изучение рынков для пр-ва и реализ прод предпр, а также для развития новых форм внешнеэконом связей, поиск потенциальных партнеров среди зарубежных организ и фирм для налаживания прямых конта-ктов; 2) сбор, предварительная проработка и взаимная увязка коммерческих предлож отечествен-ных предпр, зарубежных организ и фирм; 3) операции по экспорту тов и работ; 4) операции по импорту тов и работ за счет собственных и заемных валютных средств. Осн задача маркетинга во ВЭДопред того, с чем и как выходить на внешний рынок. Отсутствие новых реш будет постоянно воспроизводить роль гос как сырьевого придатка развитых стран. Факторы, опред альтернативы вхождения компании на зарубежный рынок: 1. Требуется скорость вхождения на рынок. Если требуется войти на рынок достаточно быстро, то возможны след варианты: создание собственной зарубежной дочерней компании, продажа лицензий или использ агента. 2. Издержки, кот включ в себя прямые и косвенные издержки. Субъективность менеджмента может привести к ошибкам, увеличивающим прям издержки. Ожидаемая экономия может быть сведена на нет косвенными издержками. След, должны приниматься в расчет издержки за счет вероятных простоев. 3. Учет применяемого законод. В каждой стране сущ законод, защищающее нац интересы в области бизнеса. 4. Факторы риска. Рассматриваются как политич, так и конкур риски, то есть риск создания себе конкурента при продаже, напр, лицензий. Такой конкур риск может быть снижен через созд совместного предпр с местным партнером. 5. Периоды окупаемости инвестиций. Более короткие периоды окупаемости достиг через посредство лицензионных соглаш. Стороны внешнеторговых сделок относ к особой категории предприним, именуемых коммерсан-тами. Признание статуса коммерсанта налагает на них опред обязанности по ведению предприним деятельности: регистрацию в торговом реестре, ведение спец финн отчетности для налогооблож, открытие р/счета. Для ведения междунар коммерческой деятельности предприним образуют фирмы. Сущ международная классиф фирм: по правовому положению, характеру собственности, принадлежности капитала. Коммерсанты могут быть: 1. Индивидуальные – объединение предпри-ним, образ частное индивидуальное и частное совместное предпр (сфера обслуживания, мелкой торговли). 2. Коллективные – это различного рода фирмы представ собой объед лиц и капитала. Фирмы классиф: 1. По правовому положению: А) объед предприним; единоличное предпр. Б) полное товарищество; коммандитное товарищество В) объединение капиталов, ООО. 2. По хар-ру собственности: частная, гос, кооперативная 3. По принадлежности капитала: иностранная, нац, смешанная 4. По целям объединения: картель, синдикат, пул, трест, концерн, пром холдинг. (7)

Способы обеспеч исполнения обязательств. Под способами обеспеч исполнения обязательств поним конкретный источник погашения имеющегося долга и юридическое оформление права кредитора на его использование. Наибольшее распространение получили след способы обеспеч выполн обязательств: неустойка, залог; поручительство; страхование риска непогашенного кредита; уступка права требования долга; факторинг и форфейтинг; оговорки в контрактах о резервировании права собственности о задатке и авансе, о форме расчета; страхование валютных рисков; принудительный порядок выполнения обязательств. Неустойка (штраф, пеня)это определенная законом или договором денежная сумма, кот должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения (просрочке исполнения) обязательства. Неустойка может быть: 1. Нормативной (предусмотренной законом) 2. Зачетная 3. Исключитель-ная 4. Альтернативная. Залогэто способ обеспеч исполнения обязательств, при кот кредитор имеет право получить удовлетворение своего требования из стоимости заложенного имущества в случае невыполнения должником обеспеченного залогом обязательства. Предметом залога может быть любое имущество. Выдел 2 осн вида залога: 1. Движимого имущества 2. Недвижимого. По договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение должником своего обязательства полностью или в части. Бывает: 1.Простое 2. Солидарное. Страхование риска непогашенного кредита: по договору страхования страховщик за опред денежную сумму, уплаченную страхователем, приним на себя риск в отнош тех последствий, кот могут наступить для имущества страхователя при наступлении непредусмотренного в договоре страхования случая. Осн видом страхования явл страхование экспортных кредитов. Факторингэто передача денежных требований поставщика к покупателю банку или специализированной факторинговой компании за опред вознаграждение. Суть факторинга: банк или факторинговая фирма покупает у своих клиентов-экспортеров их платежные требования к импортерам, оплачивает поставщикам 80-90% стоимости сделки, а оставшуюся часть – в строго опред сроки, независимо от поступления платежа от покупателя. Возможный риск неплатежа со стороны покупателя переходит к фактор-фирме. (8)

Внешнеторг операции купли-продажи тов. Содержание и особенности контракта. Данная группа операций явл наиболее распростран для междунар торговли. Сделки по купле-продаже тов предполагают, что продавец обязуется передать тов, в собственность покуп в согласованные сроки, и на опред условиях, а покуп обязуется принять тов и уплатить за него цену. Операц купли-прод тов подраздел: экспортные, импортные, риэкспортные, реимпортные, встречной торговли. Экспортные – предполагают продажу и вывоз за границу тов для передачи их в собственность иностранному контрагенту. Импортные – закупка и ввоз иностранных тов для последующей реализации их на внутреннем рынке своей страны. Реэкспортные и реимпортные операц явл разновидностью экспортно-импортных. Реэкспортная – это вывоз за границу ранее ввезенного тов, не подвергшегося в реэкспортной стране какой-либо переработке. Такие сделки чаще встречаются при продаже тов на аукционах и тов биржах. Большое кол реэкспортных сделок проводится на территории СЭЗ. Реимпортные – предполагают ввоз из-за границы ранее вывезенных отечествен-ных тов, не подвергшихся там переработке. Это могут быть тов не проданные на аукционе, забракованные покупателем. Договор купли-продажи тов в мат-вещ форме в международной коммерческой практике назыв контрактом. Контракт купли-продажи представ собой коммер-ческий док, оформляющий внешнеторговую сделку, в кот содержится письменная договоренность сторон о поставке тов: обязательство продавца передать опред имущество в собственность покупателя и обязательство покупателя принять это имущество и уплатить за него опред ден сумму, или обязательства сторон выполнить условия товарообменной сделки. Применяемые во внешней торговле контракты содержат различные условия, характериз тов, служащий предметом купли-продажи, опред коммерческие особенности сделки, права и обязанности сторон, обеспечи-вающим исполнение контракта. Все условия контракта можно классиф след образом: 1. с точки зрения их обязательности для продавца и покуп; 2. с точки зрения их универсальности. С точки зрения обязательности условия контракта делятся на обязательные и дополн. К обязательным относ: наимен сторон - участников сделки; предмет контракта; качество и кол базисные условия поставки; цена условия платежа санкции и рекламации (штрафы, претензии); юрид адреса и подписи сторон. Дополн условия: сдача-приемка тов; страховка; отгрузочные док; гарантии; упаковка и маркировка; форс-мажорные обстоят; арбитраж; прочие условия. Обязательными эти условия назыв так потому, что, если одна из сторон не выполняет эти условия, то другая сторона вправе расторгнуть контракт и требовать возмещ убытков. С точки зрения универсальности условия контракта делятся на индивидуальные и универсальные. К индивидуальным, то есть тем, кот присущи только одному конкретному контр, относ: наимен сторон в преамбуле; предмет контр; качество тов; кол тов; цена; сроки поставки; юрид адреса и подписи сторон. К универсальным относ: сдача-приемка тов; базисные условия поставки; условия платежа; упаковка и маркировка; гарантии; санкции и рекламации; форс-мажорные обстоят; арбитраж. (9)

Внешнеторг операции купли-продажи услуг. Содержание и особенности контракта. В последние годы отрасли услуг составляют все более значительную часть Э стран и приобретают международ-ный хар-р. К числу стран с наибольшим числом международных позиций в отраслях услуг относ: США, Англия, Швейцария, а среди развив стран: Мексика, Корея. Оценить широту и разнообра-зие междунар рынка услуг сложно, т.к.: 1. Не существует общепринятой систематизации услуг 2. Многие междунар сделки в сфере сервиса остаются неучтенными, поскольку не происходит перемещения тов через границу. 3. Сделки касающиеся одновременно тов и услуг, обычно относят-ся к товарным. Рост объема и перечня оказываемых услуг обусловлен рядом факторов: 1. Растущей потребностью в услугах, многие из кот становятся разнообразными, сложными и высокими по качеству. 2. Трансформацией услуг: фирмы и частныли лица чаще наним специа-листов для оказ услуг, кот раньше делали сами. 3. Приватизацией сектора гос услуг. Важной причиной роста рынка услуг явл развитие информации. Показатели международных операций купли-продажи услуг подраздел на: основные, обеспечивающие, оказываемые. 1. К основные относ: операции по оказ производственно-технических услуг (инжининг); арендные операции; операции по оказанию соц услуг (международный туризм); предоставление информации, консультационные услуги по управлению. 2. Операции обслуживающие междунар товарооборот включ: транспорт-ные; транспортно-экспедиторские; хранение грузов; международные расчеты; ремонт и техни-ческое обслуживание; страхование грузов; рекламирование; прочие. 3. Услуги оказываемые: в бытовой сфере; ведение домашнего хозяйства; воспитание детей; организация за рубежом химчисток; организация за рубежом прачечных; прочие. Международный инжиниринг – предоставление комплекса или отдельных видов инженерных, коммерческих и научно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством, разраб новых технологий, обслуж процесса пр-ва. Междунар арендные операции – сдача тов внаем иностранному контингенту. Международный туризм – вид деятельности, предполагающий предоставление различного рода туристических услуг и тов с целью содействия удовлетворению широкого круга потребностей иностранного туриста. Междунар рынок информации – совокупность экономических, правовый и организационных отношений по торговле (продаже и покупке) луг между их продавцами и покупателями – характеризуется опред номенклатурой, ценами услуг, условиями и механизмом их предоставления. (10)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос №60. Валютный курс как инструмент регулирования платежного баланса. Понятие валютного курса. Факторы, влияющие на валютный курс. Виды валютного курса. | Сложный процент. ,где P – первоначальный капитал,




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.