Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос №15. Рынок: понятие, условия возникновения. Функции рынка. Классификация рынков. Рыночная инфраструктура.






РЫНОК — это система экономических отношений в сфере обмена товаров и услуг между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями), опосредуемых через спрос и предложение. Схематично эти отношения представлены на рис. 4.1.

Условия возникновения рынка:

1 общественное разделение труда, которое возникло в глубокой древности. Разделение труда с неизбежностью требует обмена.

2 экономическая обособленность производителей. Товарный обмен предполагает стремление к эквивалентности.

3 самостоятельность производителя, свобода предпринимательства.

Функции рынка:

1. формирование конкурентной среды и воздействие на экономические интересы субъектов хозяйствования;

2. установление пропорций в общественном хозяйстве между различными его звеньями. Колебания цен вокруг стоимости неизбежно приводят к тому, что перспективные, хорошо организованные производства остаются " на плаву" и даже расширяются, а неэффективные " тонут" и исчезают с хозяйственной арены;

3. обеспечение восприимчивости экономики к техническому прогрессу;

4. эффективное сведение всех элементов производительных сил общества в единую систему. В условиях рынка рабочая сила, орудия труда, сырье и энергетические ресурсы природы, научный потенциал и другие элементы производительных сил безболезненно объединяются и взаимодействуют через куплю-продажу;

5. создание условий для реализации преимуществ кооперации труда на всех уровнях и во всех сферах деятельности;

6. обеспечение реализации экономических интересов субъектов хозяйствования и стимулирование эффективности их экономической деятельности;

7. ценообразование и оценка результатов деятельности огромного количества производителей стоимостью произведенных ими товаров.

Рыночные структуры классифицируют по следующим основным признакам:

1. по экономическому назначению рыночных объектов:

потребительских товаров и услуг; факторов производства; финансовые; интеллектуального продукта;

2. по территориальному (пространственному) положению: местный (локальный) рынок; региональный рынок внутри страны; национальный рынок; региональный рынок по группе стран; мировой рынок:

3. по механизму функционирования: свободный рынок; государственно-регулируемый рынок; монополизированный рынок.

4. по степени насыщенности: равновесный рынок; де­фицитный рынок; избыточный рынок;

5. по степени зрелости: рынки с развитой инфраструк­турой; рынки с формирующейся инфраструктурой;

6. по правовому статусу: официальный (легальный) ры­нок; теневой (нелегальный) рынок.

Любой рынок может полноценно функционировать лишь в том случае, если для него создана соответствую­щая инфраструктура. Под ИНФРАСТРУКТУРОЙ рынка понимают совокупность рыночных институтов, обеспечи­вающих продвижение товаров и услуг от производителя к потребителю. К ней относят: биржи; ярмарки и аукционы; торговые дома; брокерские и другие посреднические орга­низации; аудиторские фирмы; страховые компании; ин­формационные службы и др.

Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются товарные биржи, фондовые биржи, биржи труда.

Товарная биржа представляет собой регулярно функцио­нирующий, организационно оформленный оптовый ры­нок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли-продажи крупных партий товаров.

Фондовая биржа представляет собой учреждение, в ко­тором осуществляется купля-продажа ценных бумаг.

Биржа труда — это учреждение, осуществляющее по­средничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.