Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос №11 Институты: формальные и неформальные. Экономические институты.






Под институтами понимаются правила, устанавливающиеся для субъектов экономики. Они могут иметь формальный характер в виде законов и законодательных актов либо неформальный характер в виде традиций и обычаев.

Преимущества формальных институтов:

- формализация правил позволяет расширить их нормативную функцию, дает возможность индивидам экономить на информационных издержках, делает понятнее санкции за нарушение этих правил, устраняет содержащиеся в них противоречия;

- формальные правила представляют собой механизмы решения проблемы безбилетника. Если отношения не являются постоянно повторяющимися, то их участников невозможно принудить неформально к исполнению правила, поскольку механизмы репутации не работают. Чтобы такие отношения были эффективны, требуется вмешательство третьей стороны. Третьей стороной и являются формальные правила;

- формальные правила могут противодействовать дискриминации. Как показывает опыт, неформальные институты сетевой торговли и финансов способствуют экономическому развитию лишь до определенного уровня, а далее только формальные институты могут обеспечить отдачу от масштаба, ибо только они способны создать атмосферу доверия и дать возможность новичкам свободно входить на рынок.

Преимущества и недостатки неформальных институтов:

К преимуществам неформальных институтов можно отнести, во-первых, возможность адаптации к меняющимся внешним условиям, предпочтениям внутри сообщества и иным экзогенным или эндогенным изменениям. Во-вторых, возможность применения разных санкций в каждом конкретном случае (ведь кому-то достаточно строгого предупреждения, а кого-то приходится исключать из группы). Недостатки неформальных институтов являются продолжением их достоинств. Неформальные институты часто характеризуются неоднозначностью трактовки правил, снижением эффективности санкций, возникновением дискриминационных правил.

Важность институтов состоит в том, что они являются рамками, в которых происходят взаимоотношения между людьми. Если существует цель развития определённых направлений, то государству необходимо вначале создать правила будущего взаимодействия.

Основные институты экономики: собственность, деньги, банки, торговля, производство.

Функции экономических институтов:

- интегрирующая способствует реализации индивидов как субъектов общественного производства и существенно

облегчая налаживание экономических связей, обеспечивая экономию на транзакционных издержках.

- информационная заключается в накоплении, селекции и передаче информации в пространстве и во времени. Выполняя информационную функцию, экономические институты обеспечивают непрерывность общественного воспроизводства.

- регулирующая направляет деятельность экономических субъектов в русло, наиболее полезное экономике в целом и

пытается приостановить деятельность субъектов, приносящую отрицательные последствия.

- негэнтропийная функция проявляется в обеспечении устойчивости, повышения уровня организованности национальной экономики, способности в определенной мере гасить возникающие флуктуации.

 

Вопрос №12. Понятие собственности. Субъекты и объекты собственности. Типы и формы собственности. Современные теории собственности. Реформирование собственности. Преобразование отношений собственности в Республике Беларусь.

С экономической точки зрения СОБСТВЕННОСТЬ -это отношения между людьми по поводу присвоения средств производства и создаваемых с их помощью мате­риальных благ. Характер производства, распределения, обмена и потребления материальных благ зависит от того, в чьих руках находятся средства производства.

Объектом собственности всегда выступают вещи. В системе экономических отношений объектом собственности являются средства производства.

Субъектом собственности могут выступать: государст­во, граждане, коллективы.

Отсюда можно выделить три типа собственности:

- частная собственность обозначает, что права на объект собственности для субъекта гарантирует не только свободу его использования, но и защиту от вмешательства других субъектов или государств;

- коммунальная собственность (общая или корпоративная) отличается от частной совместным использованием права собственности;

- государственная предполагает, что весь учёт прав собственности принадлежит одновременно всем гражданам страны.

В рамках этих типов собственности могут существовать их формы: государственная, семейная, акционерная, со­вместных предприятий, фермерская и др. Порядок функ­ционирования той или иной формы собственности в госу­дарстве определяется соответствующими юридическими законами.

В западной экономической науке широкое распространение получила теория прав собственности, родоначальниками которой были Р. Коуз и А. Алчиан.

Особенность этой теории в том, что, во-первых, в ней используется не понятие " собственность", а " право собственности". Не благо само по себе является собственностью, а пучок или доля прав по его использованию - вот что составляет собственность.

Реформирование государственной собственности состоит в том, чтобы произвести в значительных масштабах разгосударствление собственности - превращение государственной формы присвоения в разнообразные иные формы хозяйства. Однако реформирование государственной собственности не должно вести к полной ее ликвидации, т.к. общее нераздельное имущество везде используется в национальных интересах. Поэтому речь идет о правильном определении границ разгосударствления и установлении нормальных соотношений между государственными и негосударственными секторами экономики страны.

Во всех странах реформирование государственной собственности именуют приватизацией, что означает разгосударствление собственности.

Одними из главных инструментов реформирования собственности в Республике Беларусь являются разгосударствление и приватизация.

Разгосударствление и приватизация в Беларуси проводится по двум направлениям – «малая» (приватизация торговли и сферы услуг, мелких предприятий промышленности и строительства) и «большая» (приватизация крупных предприятий). Приватизация — это реформа отношений собственности, направленная на преобразование государственных и муниципальных предприятий в частные. Нужно отметить, что крупные белорусские предприятия не приватизируются, т. к. они являются основой нашей экономики, лидерами технического прогресса в отраслях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.