Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Регулирование естественных монополий на транспорте






В сфере транспорта выделяются два сектора рынка — конкурентный рынок и рынок, где конкуренция явно ограничена или отсутствует совсем, что в свою очередь требует адекватного разделения принципов управления и регулирования.

К деятельности субъектов естественных монополий на транспорте относились железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов.

Регулирование деятельности монополий решается в каждом конкретном случае на основе авторитетного комплексного анализа. Если транспортная монополия относится к категории естественных, то ее деятельность жестко регулируется государством либо она является государственной собственностью. Если транспортная монополия не относится к естественной, то регулирование осуществляется с помощью рыночных методов (налоговое регулирование, разукрупнение предприятий, ограничения на слияния и пр.).

Ценовое (тарифное) регулирование и контроль - основной и сегодня практически единственный реализуемый блок в системе государственного регулирования. В стадии становления находится регулирование в таких сферах, как система внешнего аудита, нормативная и информационная база, инвестиционная политика, проведение структурной реформы и т.д.

Цель регулирования (ценовой политики) монопольных субъектов транспорта - установление обоснованных тарифов, обеспечивающих баланс интересов потребителей и производителей транспортной продукции при сохранении необходимого качества и эффективности ее производства. Обоснованными следует считать максимально низкие тарифы, которые обеспечивают норму прибыли на вложенный капитал, соответствующую аналогичным объектам, функционирующим в конкурентных условиях.

Принципы регулирования:

- справедливость по отношению к потребителю путем удержания цен на максимально низком уровне;

- справедливость по отношению к инвесторам (производителю) путем обеспечения " разумной нормы прибыли" - не ниже, чем у работающих в конкурентных условиях;

- эффективность использования ресурсов, сохранение качества продукции, создание стимулов к противозатратности ее производства.

Систему методических приемов регулирования тарифов, классифицированных по трем основным группам регулирования: жесткого, полужесткого и мягкого.

Ценовое регулирование Методы регулирования цен
Жесткое Установление фиксированных цен (индивидуальных, групповых, прейскурантных и др.) с соответствующей индексацией
Полужесткое 1. Установление предельных уровней цен (верхних и нижних пределов, " коридора цен") 2. Установление допускаемых отклонений цен от базового нормативного уровня (%) 3. Ограничение общего уровня цены по группе (" корзине") работ или услуг с индексацией по росту производительности  
Мягкое Установление индивидуальных тарифов с ограничениями: предельного уровня рентабельности (к затратам, фондам, капиталу); одного или нескольких структурных нормативов (зарплатоемкости, фондоемкости, энергоемкости, инвестиционной составляющей); параметрических соотношений цен; нормы прибыли, равной стоимости капитала

в 1996 году была создана Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте.

В январе 1999 г. ФСЕМТ преобразован в Департамент по регулированию деятельности естественных монополий на транспорте, который является структурным подразделением в составе Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).

Среди основных задач Департамент по регулированию деятельности естественных монополий на транспорте определены Положением, в котором следует выделить:

• государственное регулирование по вопросам ценообразования
и взаимоотношений с потребителями;

• либерализацию государственного регулирования цен (тарифов)
в условиях развития конкуренции на транспорте;

• создание условий для развития конкуренции на рынке транс
портных услуг, обеспечение равного доступа потребителей к инфраструктуре транспорта;

• регламентацию деятельности субъектов естественных монополий на транспорте в пределах компетенции, обеспечение возможности ознакомления с ценами (тарифами) и правилами их определения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.