Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, виды и структура правосознания.






Правосознание - совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций и переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву и к другим правовым явлениям. Речь идет о том, как люди понимают и воспринимают право, как его осознают и каким хотят видеть в идеале.

Структура правосознания состоит из двух элементов:

-идеологии - система правовых идей, взглядов, теорий. Особенность правосознания в том, что оно отражает право во всех его состояниях в проявлениях, что и отличается от других видов идеологии.

-психологии-чувства, эмоции, переживания связанные с восприятием права и всех производных от него явлений. Психологические моменты пронизывают весь процесс реализации права, механизм правового регулирования, юр. практику. Субъекты права-люди, им свойственны все психологические состояния.

Виды правосознания:

По степени общности правосознание подразделяется на:

-массовое, когда определенные правовые взгляды получают широкое распространение.

-групповое, отражает правосознание определенных социальных слоев населения (студенчества, школы)

-индивидуальное, представляет собой суждение о праве отдельной личности. У каждого конкретного человека представления о праве могут быть неверными, отсталыми или деформированными. Впрочем и групповое сознание, как правило не идеальное.

По глубине отражения правосознание делится на:

-научное (доктринальное), наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, т.к. о правовой систем квалифицированно судят ученные, приводя аргументы, статистику, обоснование.

-профессиональное, близко к научному. Это суждение о праве юристов (судей, прокуроров, т.е. с высшим образованием), ценность их мнений в доказательности, компетентности, убедительности.

-обыденное, первичный уровень правосознания, знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой информации. В тоже время вырабатываются правовые привычки, субъект соблюдает законы потому, что так воспитан.

Взаимосвязь права и правосознания: Сам термин правосознание состоит из права и сознания. Понятие " правосознание" прямо отвечает на вопрос: как право воспринимается, осознается, оценивается субъектом, как субъект к нему относится. Не будь права, не было бы правосознания. Правосознание в российском обществе неоднородно, противоречиво, во многом деформировано.

14 Билет – 37/1.Субъекты и объекты правового регулирования

Правовое регулирование осуществляется действиями определенных субъектов, состав и численность которых зависят от его стадий и форм реализации права. В осуществлении правового регулирования на всех его стадиях в государственно организованном обществе участвуют самые разнообразные субъекты, численность которых измеряется от единиц (законодатели) до десятков, сотен тысяч и миллионов лиц (правоприменители, исполнители и т.д.), выступающих в разных значениях. Можно говорить о единичных и множественных, единоличных и коллегиальных субъектах правового регулирования в сочетании этих их качеств. Все субъекты правового регулирования обладают определенным правовым статусом, выражающим закрепленные за ними правовыми нормами правомочия (функции), права, обязанности и меры ответственности, применяемые к ним, совокупность которых относится к их компетенции. Правовой статус данных субъектов показывает их место и роль в жизнедеятельности государственно организованного общества и в самом ее правовом регулировании. В теории права вопрос о субъектах правового регулирования обычно не рассматривается особым образом, что вряд ли правильно, особенно с точки зрения системы (механизма) правового регулирования, в которой эти субъекты признаются ее значимыми элементами. В частности, не существует обстоятельно разработанной и широко признаваемой классификации именно субъектов правового регулирования в целом. Имеются лишь отраслевые исследования данных субъектов применительно к стадиям правового регулирования, например правотворчеству, правоприменению и правоохранительной деятельности. Субъектами правового регулирования являются, так или иначе, все члены и институты гражданского общества, органы государства, их должностные лица. На начальной стадии правового регулирования — в правотворчестве (включающем в себя законотворчество, подзаконное правотворчество, муниципальное и локальное правотворчество) существует определенный ряд его субъектов. Прежде всего, субъектом законотворчества, как отмечено, является весь народ в лице составляющих его дееспособных граждан (в демократических государствах). Другим субъектом законотворчества выступает высший законодательный орган государства (парламент, конгресс, Федеральное Собрание и т.д., а также монарх и, может быть, президент государства), а в федерациях как форме государственного устройства — еще и законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, наделенные законодательными правомочиями в пределах предмета (вопросов) ведения этих субъектов Федерации. Субъектами подзаконного правотворчества в масштабах всего общества являются государственные органы исполнительной власти (президент, правительство, кабинет министров, министерства и ведомства, органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах их компетенции, в том числе правотворческой).

К субъектам муниципального правотворчества относятся органы местного самоуправления в пределах их компетенции, а также население муниципальных образований, принимающее на местном референдуме или сходе нормативные правовые акты по вопросам местного значения. К субъектам локального правотворчества относятся органы управления юридических лиц (например, общие собрания акционеров или участников обществ с ограниченной ответственностью, членов кооператива), принимающие уставы этих юридических лиц либо нормативные положения, регулирующие вопросы внутренней организации и внутренних отношений этих юридических лиц. Кроме того, здесь правотворческими субъектами выступают и особые субъекты трудовых отношений — администрации предприятий (работодатели) и органы представительства их трудовых коллективов (работников), принимающие коллективные договоры, нормативно и в то же время локально конкретизированно регулирующие социально-трудовые отношения в этих предприятиях. Для всех субъектов правотворчества характерно наличие у них определенной правотворческой компетенции, в пределах которой они законно могут осуществлять правовое регулирование. Исключением здесь можно считать народ как субъект правотворчества и единственный источник власти в демократических государствах. В этом значении у народа не должно быть компетенционных ограничений в правотворчестве, т.е. он должен быть вправе свободно принимать законы по любым вопросам жизнедеятельности государственно организованного общества, включая и конституционные. Но это не всегда и не везде в современном мире осуществляется таким образом; в этом вопросе существуют определенные и порой не бесспорные с точки зрения определения народа как единственного источника власти ограничения, например, в отношении организации и оснований проведения общенародного референдума. На стадии правореализации, как отмечено ранее, выявляется громадное разнообразие и множественность участвующих субъектов правового регулирования. К таким субъектам относятся как государственные органы исполнительной и судебной власти, особо контрольно-надзорные органы, например органы прокуратуры, санэпидемнадзора, так и юридические лица в виде коммерческих и некоммерческих организаций, включая общественные и религиозные организации, учреждения, фонды, политические партии, а также физические лица — дееспособные граждане данного государства, апатриды (а иногда и бипатриды) и иностранные граждане на территории этого государства.

На стадии правозащиты субъектами правового регулирования являются государственные правоохранительные органы (органы внутренних дел, надзорные органы, например органы прокуратуры, Госгортехнадзора, санэпидемнадзора, а также органы государственной безопасности и судебные органы). К числу этих субъектов относятся также и граждане данного государства, апатриды, иностранные граждане,

 

религиозные и общественные объединения граждан, а также юридические лица, подпадающие под уголовную и/или административную юрисдикцию данного государства. Для субъектов правового регулирования в целом, как уже отмечалось, характерно наличие определенного правового статуса именно для названных стадий, особенно для стадии правозащиты, на которой субъекты наделяются и имеют особый — процессуальный — статус (истца, ответчика, третьего лица, заявителя жалобы, подсудимого, потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, обвинителя, защитника и т.д.). Данная стадия и ее субъекты во многом совпадают со стадией правореализации в форме правоприменения, особенно судебного, и ее субъектами.

Названные субъекты правового регулирования осуществляют его на всех стадиях в отношении определенных объектов, которые отличаются от предмета правового регулирования — общественных отношений, нуждающихся в таком регулировании. Это отличие заключается в том, что данные объекты правового регулирования являются материальными либо духовными, иными благами, по поводу чего или в связи с чем конкретно возникают и реализуются общественные отношения. И эти объекты имеют свою форму объективного существования — материальную (телесную) или духовную (идеальную). В этом качестве они входят в предметы отраслевого праворегулирования. В связи с этим они и называются нами отраслевыми предметными объектами правового регулирования. Предметными объектами гражданско-правового регулирования являются материальные блага в виде имущества (движимого и недвижимого), нематериальные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловая репутация, личная и семейная тайна, неприкосновенность личности, свобода передвижения и выбора места жительства и места пребывания, имя и др.), результаты интеллектуальной деятельности (произведения науки, литературы и искусства, изобретения, полезные модели и промышленные образцы, селекционные достижения), информация (служебная и коммерческая, иная тайна, ноу-хау), работы с их результатами и услуги. Иначе эти объекты называются объектами гражданских прав.

Предметными объектами уголовно-правового регулирования являются также материальные и нематериальные блага и иные объекты, например общественный порядок, порядок управления, банковская или врачебная, адвокатская тайна и т.д. в соответствии с уголовными кодексами (законами) определенных государств. Предметным объектом земельно-правового регулирования я вляются земельные участки и земли, налогового праворегулирования — доходы и расходы, имущество в их денежной и натуральной формах и взимаемые с их учетом налоги и сборы, а также, соответственно, другие отраслевые предметные объекты.

Сами по себе объекты составляют самостоятельный элемент механизма правового регулирования. Так или иначе, они участвуют в правовом регулировании и оказывают на него существенное влияние, например, в выборе способов правового регулирования и даже определении его пределов.

2.Понятие и признаки правового государства. Возникновение и историческое развитие идеи правового государства. Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве Конституции, демократических законов и равенства всех перед законом. Признаки правового государства:

-приоритет права -правовая защищенность человека и гражданина -взаимная ответственность государства и личности -высокая правовая культура граждан -ограниченность деятельности государственных органов правом. -наличие развитого гражданского общества -провозглашение и действие принципа разделения властей. -единство права и закона. -возвышение роли суда как гаранта прав человека и гражданина. -верховенство закона в системе норм-ных актов. Возникновение и ист-ское развитие идеи правового гос-ства.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Цицерон, Демокрит, Аристотель, Платон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. Там, где отсутствует власть закона, - писал Аристотель, - нет места и (какой-либо) форме государственного строя. Цицерон говорил о государстве как о деле народа, как о правовом общении и общем правопорядке.

Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних учений о правовом государстве.

Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

Наиболее известные идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснил принципы политики, осмыслил движущие политические силы. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Ж. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные ученые Б. Спиноза, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.

Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоже нашли свое отражение. Они излагались в трудах П.И. Пестеля, Н.Г. Чернышевского, Г.Ф. Шершеневича. Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства: 1) для устранения произвола необходимо установление норм общественного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации, - отсюда идет идея господства права в управлении; 2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субъективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы.

В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении власти в руках партийно-государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и, в конечном счете, к установлению тоталитарной

государственности.

Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовым концепциям государства.

Билет – 38/1.Правовая характеристика состава правонарушения и его значение.

Состав правонарушения - ряд обязательных признаков правонарушения, которое влечет правовые последствия в виде юридической ответственности. Элементы состава правонарушения: субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона. СУБЪЕКТ - это праводееспособное лицо, совершившее правонарушение. Не могут быть субъектами малолетние дети, душевнобольные, невменяемые. Не могут также быть субъектами некоторых преступлений иностранцы (гос.ая измена, дезертирство) ОБЪЕКТ - это то, на что посягает правонарушитель, чему причиняется непосредственный вред, ущерб. Различают общие и специальные объекты. Общие объекты - правопорядок, интересы государства и общества, политический строй. Специальный объект- блага, ценности, жизнь, честь, здоровье, собственность, имущество.

ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА правонарушения это совокупность его внешних признаков, отвечающих на вопросы, что, где, когда произошло. К таким признакам относится: деяние (действие или бездействие), вина, противоправность, вредный результат, юридическая ответственность. Также принимаются во внимание время, место, способы совершения деяния.

СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА правонарушения - это психическое отношение субъекта к своему деянию и его последствиям. Имеются в виду цели, мотивы, установки, которыми руководствовался правонарушитель, замышляя и осуществляя правонарушение. К субъективной стороне также относится предварительный сговор, корысть, поведение после преступления. Субъективная сторона правонарушения отвечает на вопрос: Как субъект относится к своему деянию, главное не что произошло, а почему? Это выражается понятием вина.

Вина - это психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям.

Вина бывает: умышленная и неосторожная

Умысел (умышленная вина) может быть:

1.прямым. Прямой умысел, это когда субъект сознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность или неизбежность наступления опасных последствий, не желал, но сознательно допускал эти последствия либо относился к ним безразлично.

2.косвенным. Косвенный умысел - это когда субъект осознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность наступления опасных последствий и желал их наступления.

Неосторожность делится:

1.Преступная самонадеянность или легкомыслие. Самонадеянность (легкомыслие) - когда лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

2.Преступная небрежность или халатность. Небрежность (халатность) - когда лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.