Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и формы систематизации нормативных правовых актов.






Систематизация нормативных правовых актов – это деятельность по упорядочению и совершенствованию действующих нормативных актов, приведению их в согласованную систему для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им.

Осуществлять систематизацию нормативно-правовых актов необходимо для:

- устранения противоречий между нормативными актами;

- повышения качества и эффективности законодательства;

- обеспечения доступности его использования гражданами, государственными органами, общественными организациями.

Различают три формы систематизации нормативно – правовых актов:

- кодификация;

- инкорпорация;

- консолидация.

Кодификация – способ (форма) систематизации законодательных актов, который состоит в их совершенствовании путем изменения содержания (переработки, согласования) юридических норм, связанных общим предметом правового регулирования, и объединения в новый единый нормативно-правовой акт. Иными словами, кодификация выражается в подготовке и принятии новых актов, в которые помещаются согласованные между собой как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания.

Кодификации чаще всего подвергаются нормы, насчитанные на продолжительный промежуток времени. Более динамичные сферы регулируются законодательством.

Кодификация способствует усилению стабильности законодательства. Кодексы, которые разрабатываются, представляют собой новые законодательные акты, заменяющие ранее действовавшие законы и акты, регулирующие тот же круг общественных отношений. При всей обширности содержащегося в кодексе круга норм. Он характеризуется цельностью, внутренним единством и собственной системой.

Кодификационные акты призваны быть основой законодательной деятельности. В отличии от инкорпорации кодификация всегда имеет официальный характер.

Инкорпорация – способ систематизации законодательства, который состоит во внешнем упорядочении (расположении в том или ином порядке) уже имеющихся нормативных актов без изменения содержания заключающихся в них норм права. Результатом инкорпорации являются сборники, где нормативные акты располагаются в хронологическом или алфавитном порядке, по предметному признаку, с учетом юридической силы объединяемых актов и т.п. Особенность инкорпорации состоит в том, что какие-либо существенные изменения в содержание помещаемых в сборники актов обычно не вносятся и содержание правового регулирования по существу не меняется. Инкорпорация может быть: - официальной – осуществляется от имени компетентных государственных органов (например, «Ведомости Верховной Рады Украины»); - неофициальной – осуществляется издательствами, научными или учебными заведениями, практическими органами, отдельными специалистами.Если в первом случае издаваемые сборники являются официальной формой опубликования и на них можно ссылаться при рассмотрении юридических вопросов, то во втором они имеют только справочно-информационный характер. По характеру расположения материала инкорпорацию разделяют: - хронологическая - форма систематизации, по которой упорядочение нормативно-правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу.- систематическая – форма систематизации, по которой упорядочение нормативно-правовых актов производится по предметному признаку: по отраслям права, по институтам, сферам государственной деятельности.

Консолидация – форма систематизации, которая состоит в объединении нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же сфере общественных отношений, в единый нормативно-правовой акт, как правило, без изменения содержания. Иначе: консолидация выражается в подготовке и принятии укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу.

Она используется там, где отсутствует возможность кодификации; представляет собой унификацию нормативных актов; устраняет их множественность; избавляет их от чрезмерной раздробленности; способствует объединению общих положений текущего правотворчества в родственные группы; является промежуточным звеном между текущим правом и кодификацией.

В примечаниях может содержаться информация об актах, которыми были внесены изменения и дополнения, дата вступления в законную силу, срок действия акта.

12 1.Особенности форм реализации права. Билет – 33.

Реализация права - процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений и иных участников общественных отношений. Принимая соответствующие нормативные акты, правотворческие органы рассчитывают на их реализацию в общественных отношениях.

Формы реализации права:

1.Соблюдение

2.Исполнение

3.Использование

4.Применение

При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, соблюдают требования правовых норм. Поведение индивида может быть правомерным, неправомерным, юридически безразличным. Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения, таким образом, право реализуется, претворяется в жизнь.

Особенности данной формы реализации права заключаются в следующем:

-это в основном пассивная форма поведения субъектов - воздержание от совершения неправомерных действий

-наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех субъектов от гр. до президента

-она касается главным образом правовых запретов

-осуществляется вне конкретных правоотношений

-происходит естественно, обычно, незаметно

При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, тем самым реализуя правовые нормы.

Спецификой данной формы является то, что:

-распространяется на обязывающие формы

-предполагает активные действия субъектов

-отличается императивностью, властностью

-в большинстве случаев правоисполнительные действия фиксируются и оформляются

При использовании субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою праводееспособность. Характерный признак данной формы - добровольность. Никто не может заставить гражданина использовать свое право. В повседневной жизни люди постоянно совершают юридически значимые, дозволенные законом действия, вступают в правоотношения с организациями и друг с другом. (продают, покупают, увольняются) Это они могут делать сами по себе. Но иногда гражданину необходимо содействие органов (получение пенсии, выдача паспорта, оформить завещание)

В процессе реализации нормы права не только соблюдаются, исполняются, используются, но и применяются уполномоченными на то органами к субъектам, событиям, фактам.

В системе форм реализации права особое место занимает применение норм права. Его называют особой формой реализации права, прежде всего, потому, что оно имеет место тогда, когда первые три (соблюдение, исполнение, использование) не срабатывают и оказываются недостаточными для реализации норм права. Применение норм права – это государственно-властная, организующая деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и вынесения властного решения, выраженного в специальном акте.

Применение это способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц.

Применять нормы права - значит применять власть, а нередко и принуждение, санкции, наказание.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.