Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Материальное и процессуальное право, их соотношение и взаимодействие.






На каждом этапе развития общества государство устанавливает правовые нормы, которые регулируют общественные отношения в соответствии с задачами и функциями самого государства. Одновременно государство определяет и формы осуществления правовых норм, что необходимо для регулирования деятельности различных субъектов, применяющих и исполняющих эти нормы. В результате возникают процессуальные правовые нормы, которые имеют субъективный характер, служат формой реализации и проявления норм материального права.

Материальное и процессуальное право соотносятся как содержание и форма.

Нормы материального права прямо влияют на определенную сферу общественных отношений, регулируют ее, закрепляя исходные права и обязанности субъектов права в данной сфере,

обеспечивают регулятивные и охранительные функции права. К отраслям материального права относятся конституционное, гражданское, административное, трудовое, финансовое, уголовное, экологическое, земельное и семейное право. Нормы материального права (и соответствующие отрасли) закрепляют правовое положение лиц и имущества, отношения собственности и другие неимущественные отношения, определяют структуру, компетенцию и порядок деятельности различного рода государственных органов, учреждений, устанавливают основания и пределы ответственности за правонарушения и т. д. Материальное право имеет свои, присущие ему процессуальные формы. Оно устанавливает условия и основания возникновения процессуального права. Процессуальные нормы (институты, подотрасли, отрасли) регулируют общественные отношения, возникающие в процессе реализации норм всех отраслей права, определяют права и обязанности субъектов процессуально-правовых отношений, закрепляют порядок и процедуры применения норм материального права. В группу отраслей процессуального права входят гражданское процессуальное право, уголовное процессуальное право, административно-процессуальное и конституционно-процессуальное право.

Процессуальные отрасли отражают формы и методы осуществления материальных норм, содержащихся в не процессуальных отраслях, устанавливают порядок рассмотрения уголовных

и гражданских дел, разрешения конфликтных ситуаций. Необходимым условием эффективного действия всего права и реализации его регулятивной функции являются тесная связь и сочетание материального и процессуального права.

 

10 Билет – 27/1.Принципы и стадии правоприменения. Правоприменительная деятельность государственных органов и должностных лиц всегда осуществляется в соответствии с определенными, общепризнанными во всех странах принципами. Принципы правоприменения: - Принцип законности означает строгое и неуклонное следование государственных органов и должностных лиц закону в процессе правоприменительной деятельности.Требование соблюдения закона в правоприменительной деятельности - это следование букве и духу закона, который применяется; действие право­применительных органов и должностных лиц в рамках предоставленных им полномочий; строгое и неуклонное соблюдение установленной процедуры; принятие в результате правоприменительной деятельности юридических актов установленной формы (указ, приказ, решение, постановление и т.п.).- Принцип социальной справедливости означает деятельность правоприменительного органа и должностного лица в интересах не каких-либо граждан или групп, а в интересах всего общества. - Принцип целесообразности в правоприменительной деятельности означает учет конкретных условий применения того или иного нормативно-правового акта, принятие во внимание специфики сложившейся ситуации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в тех или иных конкретных обстоятельствах.

- Принцип обоснованности правоприменительной деятельности означает полное выявление, тщательное изучение и использование всех относящихся к делу материалов, принятие решения только на основе достоверных, хорошо проверенных, не подлежащих сомнению фактов. Данный принцип лежит в основе других принципов. Нарушение принципа обоснованности при принятии правоприменительного акта служит веским основанием для его отмены. Стадии правоприменительного процесса:

1. Установление фактических обстоятельств дела. Главной целью является выяснение объективной истины по делу, проведение осмотра места происшествия (исследование вещественных доказательств, экспертизы и т.д.), установления мотивов, выяснение причин, поиск истины. 2. Выбор нормы права и юридическая квалификация дела. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму. Необходимо, к примеру, решить какое преступление совершено, умышлено или неосторожно, установить прямой или косвенный умысел, неосторожность (самонадеянность или небрежность) 3. Проверка и толкование нормы права. Данная стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение противоречий, коллизий, пробелов. 4. Решение дела. В результате проведенных вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт (приговор по уголовному делу, решение по гражданскому делу) 5. Контрольно-исполнительная стадия. Заключительная стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения. 2.Отрасль права: понятие и виды. Основания деления права на отрасли.

Отрасль права - наиболее крупное подразделение системы права и она представляет собой совокупность однородных правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, например, нормы права, регулирующие земельные отношения, образуют отрасль земельного права.

Виды отраслей права: Конституционное, административное, финансовое, уголовное, гражданское, трудовое, земельное, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право. Международное право не входит ни в одну национальную систему права, поэтому ни одно государства мира не может считать его своим. Классификация отраслей права:

1 профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы; причем из них нужно выделить и поставить над всей системой отраслей – других профилирующих, специальных, комплексных – действительно базовую отрасль всей системы – конституционное право; затем три материальные отрасли – гражданское, административное, уголовное право, соответствующие им три процессуальные отрасли – гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право.

2 специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право, исправительно-трудовое право.

3 комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: хозяйственное право, сельскохозяйственное право, природоохранительное право, экономическое право, торговое право, право прокурорского надзора, морское право.

Право делится на отрасли и институты, исходя из двух критериев: - предмет правового регулирования, - метод правового регулирования. Предмет правового регулирования образует различные виды общественных отношений, на которые воздействует право. Предмет правового

 

регулирования является основным, ведущим критерием разграничения права на отрасли и институты. Структура предмета правового регулирования:

1.субъекты правового регулирования могут быть индивидуальными и коллективными;

2.объекты правового регулирования, в качестве которых выступают различные предметы и явления, по поводу которых субъекты вступают в общественные отношения; 3.содержание правового регулирования, т.е. конкретное поведение субъектов; 4.социальные факты, т.е. обстоятельства на основе которых возникают общественные отношения. Таким образом, предмет правового регулирования - сфера, на которую распространяется действие права. В литературе ее иначе именуют юридическим полем.

Метод правового регулирования - способ воздействия права на общественные отношения. Метод правового регулирования является дополнительным критерием разграничения права на отрасли и институты. Он производен от предмета правового регулирования и самостоятельного значения не имеет.

Однако, метод правового регулирования играет важную роль при выделении межотраслевых институтов. (К примеру, отношения собственности регулируются нормами гражданского и уголовного права, однако каждая из них отрасль имеет свой собственный способ воздействия.)

Билет – 28.

1.Правоприменение: понятие и отличие от других форм реализации права.

Правоприменение – это организационно – правовая форма государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь.

Правоприменение отличается от других форм реализации следующими признаками:

1. Применяют право только уполномоченные на то органы государства в пределах их компетенции. Это – одна из форм государственной деятельности.

В случаях, предусмотренных законом, нормы права применяют общественные организации (например, третейский суд, профсоюзный орган, комиссия по разрешению трудовых споров, избираемые трудовыми коллективами). 2. Правоприменительная деятельность носит властный, организационный характер. Она всегда обращена к другим субъектам, порождает для них права и обязанности, характеризуется обязательностью требований (обязательность явки в суд свидетеля, ответчиков, экспертов по вызову суда, представление документов по его требованию и т.п.).

3. Правоприменительная деятельность в определенных сферах регламентирована процессуальными нормами, определяющими последовательность и порядок совершения в ее ходе тех или иных действий. Так, уголовно – процессуальный кодекс и гражданский процессуальный кодекс регулирует порядок применения норм права судом.4. Правоприменение – это рассмотрение конкретного юридического дела, по которому выносится решение индивидуального характера. К числу правоприменительных актов можно отнести Указ Президента о награждении, приказ о назначении на должность, постановление о возбуждении уголовного дела, решение или приговор суда по конкретному делу и др.

5. Результат правоприменения – правоприменительный акт, является обязательным для субъектов, которым оно адресовано, и для тех органов, которые должны его исполнять.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.