Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Межгрупповые отношения и социальная идентичность.






межгрупповые отношения — совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп. Специфика межгруппового восприятия, объектом и субъектом которого являются социальные группы, заключается:

1) в объединении индивидуальных представлений в некоторое целое, качественно отличное от составляющих его элементов;

2) в длительном и недостаточно гибком формировании межгрупповых представлений, обладающих устойчивостью к внешнимвлияниям;

3) в схематизации и упрощении возможного диапазона сторон восприятия другой группы.

В целом межгрупповые представления отличаются яркой эмоциональной окрашенностью, резко выраженной оценочной направленностью, а потому весьма уязвимы в том, что касается их истинности, точности и адекватности. Наиболее типичным эффектом межгруппового сравнения является тенденция к завышенной оценке достоинств своей группы.

СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ - один из процессов социальной идентификации, который состоит в том, что по мере того как внутри группы отношения все более стабилизируются, идентификация ее членов становится более деперсонализированной, индивидуальные свойства становятся психологически относительно менее важными, чем общие групповые свойства. С. и. организует социальный мир в группы и определяет самого человека как члена одних групп, но не других.

Амер. психолог Джей Джексон считает, что многие индивидуально-психологические явления, сопутствующие С. и., м. б. рассмотрены в след. координатах: 1) рост привлекательности группы для ее члена, выражающийся в его позитивных чувствах по поводу пребывания в группе; 2) деперсонализация - размышление о себе больше в терминах неотъемлемого члена группы (" Мы") и меньше в терминах уникального индивидуума (" Я"); 3) восприятие зависимости себя от группы - вера в то, что собственное благополучие и благополучие группы связаны между собой, а также возникновение чувства собственного долга в построении позитивных отношений с членами группы; 4) ощущение межгрупповой конкуренции - восприятие др. группы как конкурирующей с собственной группой.

С точки зрения социологии, идентичность понимается как результат идентификации человека или группы людей с социальной общностью (В.Ядов, А. Тешфел, Бергер и Лукман и др). Многие исследователи, начиная от классиков - основателей теории социальной идентичности (А. Тешфел) рассматривают социальную идентичность как один из уровней Я-отнесенности. По сути, социальная идентичность в этом смысле - это форма самоописания, самопрезентации, тот самый ярлык, который человек навешивает на себя, оценивая свою отнесенность к внешнему миру. Она выступает в качестве мыслительной структуры, в которой соединены те связи, отношения, оценки, которые структурируют место данного конкретного человека в социуме. И среди видов социальной идентичности неизбежно представлены те социальные группы, принадлежность к которым имеет ту или иную ценность для социума - половая (гендерная) идентичность, этническая, профессиональная. С другой стороны, каждый из этих видов идентичности выступает не только и не столько " внутренним рубрикатором", сколько регулятором деятельности человека. В зависимости от того, какая у человека идентичность, можно с той или иной степенью достоверности прогнозировать его поведение, принимаемые и отвергаемые ценности и нормы, интересы и принципы, стереотипы и установки. Поскольку социальная идентичность - это осознание своей принадлежности к социальной группе, то, следовательно - это и принятие значимых в данной группе ценностей, установок, стереотипов и норм. Принятие своей принадлежности к определенной социальной группе означает самоопределение в качестве члена данной группы, вызывает необходимость определить соотношение личностных особенностей с особенностями, которые, характеризуют всех членов данной группы. Это самоопределение может привести к различным моделям идентичности, от полного принятия до радикального отвержения групповых особенностей; последнее, в свою очередь, может спровоцировать как поиск новой социальной идентичности, так и попытки изменить социальную группу, с которой данная личность себя идентифицирует. Можно предположить, что для конкретного индивида в каждый момент времени разные виды идентичности актуальны в разной степени, - то есть в данный конкретный момент наиболее выпуклой, главной, " ведущей" является одна какая-то идентичность. Значит, в этот момент индивид актуализирует, вместе с осознанием своей принадлежности, всю систему норм, ценностей и т. п. То есть иерархия ценностей не является константной, она перестраивается во времени в зависимости от актуальной на данный момент идентичности, так же, как и реализуемые поведенческие модели. При таком ракурсе рассмотрения актуальная социальная идентичность является одним из механизмов, генерализующим, переструктурирующим поведение и внутренние схемы, критерии оценки и категоризации, механизмом, тесно связанным с объективными социальными связями и отношениями. Более того, становится доступным прогнозирование поведения, и что не менее важно, когнитивных процессов конкретного индивида, на основе знания его актуальной идентичности


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.