Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Н. Гоголь. Ж – восьмая буква современного русского алфавита, обозначающая звонкий согласный звук и произносимая как «же»






 

Ж – восьмая буква современного русского алфавита, обозначающая звонкий согласный звук и произносимая как «же». В праславянской философической азбуке несет в себе смыслы жизни: Жизнь, Жизнепорождающий, Лоно, Источник. Числового значения в кириллице не имела. В русский язык буква была введена Кириллом и Мефодием.

Жадность (ц.-слав. – желание, стремление) – качество личности, характеризующее ее нравственное развитие. Выражается жадность как непреодолимое желание и настойчивое стремление владеть чем-либо или кем-либо. Объектом жадности могут быть любые жизненные реалии, как правило, материализованные: деньги, богатство, власть, люди, продукты питания и т.д. Жадный человек неразборчив в средствах достижения цели присвоения. Поэтому в нем всегда можно найти и другие пороки – алчность, зависть, скаредность, стяжательство, эгоизм, скупость, корыстолюбие и др. Вся эта группа качеств личности относится к безнравственности, отражающей низкий уровень духовности человека. По православному вероучению жадность относится к числу пороков, порождающих массу грехов – чревоугодие, прелюбодеяние, сребролюбие и др. Жадных людей называют жадинами, жадюгами. Вместе с тем, у «жадности» есть и другой, вполне нравственный смысл, если ее объект достоин уважения: жадность на работу, жадность на знания.

Жажда (ц.-слав. – голод) – острое чувство, выражающее потребность человека в чем-либо. Когда-то жажда обозначала лишь потребность в воде, не более. Уже в XIX в. это понятие стало использоваться шире – применительно и к социальным потребностям: жажда знаний, любви, борьбы, счастья, удовольствий и т.д. Жажда возникает при острейших жизненных противоречиях, при долгом ожидании предмета жажды, от воспитания той или иной потребности как жизненной ценности. Появление жажды возбуждает человека, побуждая к активному поиску способов достижения цели. Так, жажда знаний побуждает ученика много читать, задавать вопросы, подолгу просиживать над рефератами и т.д. Жажда – мощнейший стимул деятельности.

Жалость (др.-рус. – печаль, скорбь) –нравственное качество личности, выражающееся как сострадательное, соучастливое отношение к людям, животным, растениям и даже вещам, попавшим в беду, подвергшимся разрушению. Жалость – это чувство соболезнования, сожаления, печали по поводу горя и неприятностей, кого бы то ни было. Жалость на Руси почиталась как основа любви и уважения («жалеет, значит любит»). Вместе с тем, чрезмерное проявление этого качества вредно обеим сторонам. Жалостливого человека размягчает до слезливости, а жалеемого человека расслабляет и вызывает в нем самосожаление, упадок воли. Не зря говорят: «жаль до смерти». Нельзя зажаливать, это ведет к духовному расслаблению, умиранию, унижению человеческого достоинства.

Жар-птица (др. инд. – огонь) – чудесная мифическая птица, по изображению очень похожая на павлина. Это воплощение яркого огня, огненно-световой стихии, силы, покоряющей красоты, непостижимой («заморской») сущности. Перья птицы, по представлениям предков, отливают золотом и серебром, глаза ее светятся. Изображается она в золотой клетке, пища ее – золотые яблоки. «Заморская» птица прилетает (или добывается героем) из-за «синя моря» «тридевяти земель», «тридесятого царства»; она не сидит где попало, не показывается всякому. Видеть ее – надо заслужить. Счастье она приносит лишь достойному человеку, к другим же холодна, безразлична и даже враждебна. В русской культуре Жар-птица – символ недосягаемой красоты, трудно добываемого счастья и успеха, удачи, недолговечного счастья, света истины и правды.

Желание (ст.-слав. – жалеть) – эмоционально-волевое свойство личности, выражающееся в стремление человека достичь какую-либо цель. Желание – это хотение, стремление, влечение, отражающие потребности личности. Объектом желаний может быть все: какой-то предмет, человек, действие (исправиться, подражать, помочь, трудиться, учиться, бороться). Желающий (возжелавший) чего бы то ни было человек начинает действовать. Различают желания благородные и неблагородные, т.е. безнравственные, правомерные и неправомерные, т.е. превышающие права человека. Православная педагогика советует иметь желания и достигать их лишь для поддержания нормальной жизни духа и тела, как его обиталища. Во всем ином рекомендует научиться царствовать над неблагородными и неправомерными желаниями, избавляться от рабства желаний.

Желание трудиться – мотивационная составляющая психологической готовности к труду, выражающаяся как сильное чувство удовлетворения от занятий трудом и стремление к трудовой деятельности. Показатели желания трудиться, как мощного мотиватора деятельности, могут быть самые разные: трудовая активность, инициативность, творческое отношение к труду, скорость выполнения трудовых операций, терпение и хорошее настроение. Все это проявляется при поиске и объекта труда, равно и при организации рабочего места, а также в процессе труда. Желание трудиться – это воспитуемое чувство, стимулируемое как внутренними, так и внешними факторами. Оно воспитывается с самого раннего детства.

Желание учиться – мотивационная составляющая психологической готовности человека к учению, выражающаяся как сильное чувство удовлетворения от умственного труда и стремление им заниматься. Показатели желания учиться, как мощного мотиватора самостоятельного учения, следующие: учебная активность, инициатива в выборе источников и средств организации собственной познавательной деятельности, творческое отношение к выполнению учебных заданий и поручений, терпение в решении учебных проблем и при всем этом сохранение хорошего настроения, удовлетворение от преодоления трудностей и самого познавательного процесса. Учащийся, желающий учиться, сам ищет источники познания, пытается сам понимать получаемую информацию, применить ее и т.д. Желание учиться должно воспитываться и поддерживаться всю жизнь, особенно в школьные годы. Именно со школьных лет оно переходит в черту личности, в привычку, в образ жизни.

«Желтая» пресса (ст.-слав. – желчь) – газеты и журналы низкопробного, бульварного качества, рассчитанные на низкие вкусы, разнузданные низменные инстинкты людей. «Желтая пресса», как правило, за деньги служащая интересам какого-либо узкого круга людей, продажна. В ее задачи входит манипуляция сознанием людей, их зомбирование. Ее антисоциальная направленность выражается в стремлении увести граждан от злободневных проблем, сместить интересы, отвлечь внимание, преувеличить или преуменьшить оценки пороков. Эта пресса не брезгует искажением фактов, открытой клеветой, она падкая на сенсации, на интерес к интимной стороне жизни героев передач. Отнесение конкретной газеты или журнала к разряду «желтой прессы» происходит чаще всего через механизм общественного мнения, выступающего главным экспертом прессы.

Желтый цвет (лит. – золотой) – это цвет солнца, речного песка, золота, яичного желтка, осенних листьев. По утверждению психологов – это цвет середины между двумя полюсами эмоций, он укрепляет нервную систему, увеличивает выделение желудочного сока и улучшает пищеварение. Но в этом цвете многое зависит от его оттенка. Если это красно-желтый цвет, то он и олицетворяет, и способствует человеческой мудрости, усиливает радость, бодрость, нежность. Желтый цвет с золотистым оттенком – это цвет облачения священнослужителей на Рождество, Сретение, Преображение Господне, Вознесение, а также в воскресные дни и дни памяти апостолов и святителей. Но если в желтом цвете есть бледный оттенок, то он символизирует коварство, агрессию, может вызвать досаду. В христианской литературе желтый цвет связывается преимущественно с негативными смыслами, ведь цвет одежды Иуды был желтым, отчего иудеи в средние века должны были носить желтые одежды и желтую «Звезду Давида» (при фашизме). Дешевая и продажная пресса – это «желтая пресса», продажные соглашательские профсоюзы – «желтые профсоюзы», «желтая сборка» техники так называлась не только потому, что ее собирали люди «желтой расы», но и потому, что она была менее качественна, чем «белая сборка» европейцев. Известны «желтые» болезни – желтуха, желтая лихорадка. В русском народе желтый цвет связывается с завистью, ревностью, изменой. Иногда он символически связывался с луной и звездами ночи.

Желчный человек (ст.-слав.) – нравственно-этическая характеристика человека раздражительного и злого, зло-насмешливого и мелкого. Желчность – безнравственное качество личности. Название свое оно получило от «желчи» –желто-зеленой, неприятной на вид и горькой на вкус жидкости, вырабатываемой железистыми клетками печени. В народе считается, что всякое нарушение выработки желчи организмом непосредственно влияет на характер человека.

Жеманство (ст.-слав. – жать, ужимки) – отрицательное нравственно-этическое качество личности, выражающееся как манерность, искусственность, неуместно используемые мимика и пантомимика, неестественность голоса. Жеманство – это всегда подражательность, желание произвести впечатление, представить себя более тонким человеком, чем есть на самом деле. Человек при этом как бы надевает на себя маску, берет не свою роль. Жеманство – это поведение, лишенное естественности и простоты.

Жемчужная свадьба – 30-летний юбилей совместной жизни супругов после заключения гражданского или церковного брака. По семейным традициям справляется узким домашним кругом, иногда с повторением свадебного путешествия, взаимными подарками супругов или общей семейной покупкой. «Жемчужная» свадьба символизирует твердую надежную «двустворчатую» семью, в которой, как в раковине, вырастает новое потомство, новое поколение. Слово «жемчуг» заимствовано из турецкого языка в XI веке.

Жена (ст.-слав.) – это женщина, состоящая в законном гражданском или церковном браке с мужчиной, по отношению к нему, как мужу. Веками складывающиеся в русской культуре патриархальные семейные отношения закрепостили жен как «мужнину собственность». Ей отводилась роль хранительницы домашнего уюта, домохозяйки и матери – воспитательницы детей. В России сложилась так называемая «женская традиция» поведения «мужней жены», запрещающей ей многое из того, что позволялось и прощалось мужу. Такая жесткость по отношению к правам жены в семье оправдывалась поддержанием нравственности в обществе и более высоким уровнем духовно-нравственного состояния детей. Изменение положения жены началось в советское время, когда общественно-экономические обстоятельства заставили пойти на производство почти всех трудоспособных женщин с сохранением за ними всех сложных семейных функций. Этим были ослаблены семейные традиции в русской культуре. Положение женщины как жены сегодня продолжает оставаться проблематичным. Возрождение православия и православного отношения к семье показало лишь один из путей решения этой проблемы.

Женевская школа генетической психологии – одно из направлений исследований процессов развития ребенка, изучения прежде всего интеллекта, формирования базисных понятий. В ее рамках изучаются механизмы познавательной деятельности человека, переход от одних форм мыслительной деятельности к другим. Огромное значение в развитии познавательного процесса придается внешним предметным действиям, а также связям этого развития с общебиологическими способностями жизнедеятельности организма. Под влиянием и на базе этих исследований была разработана концепция учебного заведения, где на основе строгой научной диагностики умственного развития специальной методикой обучения ускоряется формирование понятий и понятийного мышления. Такие школы созданы в Швейцарии, Австрии, Франции, Германии. Современные технологии развивающего обучения очень близки по своим идеям Женевской школе генетической психологии.

Жених (ст.-слав.) – это состояние и социальная роль мужчины, намеревающегося жениться и создать семью. Женихом юноша или мужчина становятся и могут так называться, если они совершают своего рода обряд инициации: имеют невесту, делают предложение женщине, сватаются к ней. Как только мужчина женится, он уже не жених, а муж, зять и шурин по отношению к своей жене, бывшей невесте, и ее родне. Женихи, как правило, делают добровольный выбор сменить свободу на узы брака, и потому они почти всегда выглядят счастливыми, радостными. Отсюда на Руси слово «жених» используется еще и как нарицательное («светишься как жених»).

Женская школа – общеобразовательное учебное заведение, ведущее воспитание и обучение детей женского пола – девочек и девушек. Это особый тип образовательного учреждения, наряду с мужской школой, создаваемой в рамках идеи «раздельного обучения». В задачу женских школ входит воспитание девочек в духе женских традиций и идеалов, господствующих в обществе. Здесь ведется нравственное воспитание будущих жен, матерей, способных создавать и вести семью и домашнее хозяйство. Все это параллельно с выполнением образовательных нормативов, обеспечивающих социальную защиту женщины и ее последующее профессиональное обучение. Женские школы, а чаще женские гимназии, в дореволюционной России были массовым типом образовательных учреждений. В советское время велось совместное обучение, за исключением 1944-1954 годов, когда в крупных городах были вновь созданы женские школы. В настоящее время есть попытки возродить женское образование путем создания женских гимназий на частной основе, обучения жен фермеров в НПО и др. Общественная практика убеждает в целесообразности и эффективности женских школ, как средства повышения уровня нравственности народа.

Женские традиции в воспитании – это принцип половозрастного подхода к воспитанию девочек и девушек в семье и школе. Согласно принципу, воспитание «женской половины» человечества должно вестись с учетом не только особенностей пола, но и тех культурологических факторов, которые определяют место женщины в обществе и семье, обеспечивают гармонию общественного и семейного устройства, способствуют преемственному национальному сохранению и развитию. В русской христианско-православной культуре представление о женщине определяется Библией и историческим опытом. Женщина, сделанная из ребра Адама, подчинена мужчине по своей социальной роли в семье, но равна с ним перед Богом и законом. В естественных условиях их отношения иерархизированы, а функции поделены. Испокон веков за женщиной сохраняется ее естественная роль матери, жены, воспитательницы маленьких несовершеннолетних детей, кормилицы, хранительницы и устроительницы домашнего очага и уюта. Это и есть русская народная женская традиция. Система воспитания обязана ее поддержать. С детских лет девочек следует обучать умению ухаживать за младшими детьми, обихаживать дом, готовить пищу, стирать, рукодельничать. Но главное – воспитывать национальную женскую психологию: скромность, терпение, целомудрие, уважение к мужчине, разумное послушание, доброту, эстетический вкус, трудолюбие, выносливость. Это основные качества русской женщины, благодаря которым она получила признание во всем мире. Безграничное равенство во всем мужчины и женщины ведет к общественной и половой дисгармонии, падению нравственности, распаду самого святого на земле – семьи. Раздельное воспитание девочек и мальчиков в школе, конечно, способствует реализации этого принципа в женской школе. Есть способы это делать и при совместном обучении.

Женский вопрос – совокупность проблем уравнивания женщин и мужчин в политических, гражданских, экономических, культурных и иных правах. Решение этого вопроса происходит медленно, как процесс преодоления традиционной патриархальной морали, закрепляющей иерархию полов, измерения стереотипов сознания, принимающего мужской тип поведения в качестве стандарта. Как самостоятельный женский вопрос возник во Франции в конце XVIII в. в рамках демократических идей эпохи Просвещения. Там же возникло первое женское движение феминисток – сторонниц равноправия мужчин и женщин. Во второй половине ХХ столетия возникло движение суфражисток как более радикальное, добивающееся равноправия во всех областях и сферах жизнедеятельности. Известно также женское неофеминисткое движение, более глубоко поднимающее женский вопрос, борющееся за ликвидацию эксплуатации женщин в условиях дома и семьи, в личных сексуальных отношениях; за равноправное количественное представительство женщин в органах власти и др. Женский вопрос сегодня решается в новой концепции «смешанного», а не полоразделенного общества и власти, «социального сознания полов», преодоления всех видов насилия над женщиной. Предполагается приход новой эпохи – эпохи Женщины, победы «женского начала».

Женщина – лицо, противоположное мужскому полу, выходящее за мужчину замуж, рожающее детей. Особенность женской природы состоит в ее глубине, повышенной чувствительности, способности созидать семью, создавая «семейный очаг», склонности к воспитанию детей, расположенности к вере и нравственности, нескончаемом трудолюбии. Созидательная, охранительная и направляющая роль женщины в обществе столь велика и очевидна, что она находится в противоречии с реальным положением женщин как в обществе, так и в семье. Веками накапливающиеся противоречия между мужчиной и женщиной вылились в так называемый «женский вопрос», решаемый через организацию женских движений. Наступающая эпоха отводит женщине почетную роль, как созданию божественному и священному. Символически женщина всегда связывалась с идеями продолжения рода и жизни: это носительница, дарительница, защитница и кормилица.

Женственность – присущее только женщине качество собирательного характера. Женственность проявляется как мягкость, нежность, искренность, скромность, преданность, доброжелательность, покорность, терпение, покой. Все это проявляется в особо тонком стиле мышления, речи, чувств и поведения. Женственность – это высокое нравственно-этическое качество. Оно способно покорять и сильного. Благодаря этому качеству женщина способна нравиться мужчинам, создавать и «держать» вокруг себя семью, «согревать» детей. Женственность – это изящество как эстетическое качество, украшающее женщину любого возраста и любого внешнего вида.

Жертва (ц.-слав. – хвала) – так называют то, что добровольно и сознательно отдают кому-то, вопреки своим потребностям, желаниям и отношению к тому, что передается. Жертва – это отнятие у себя очень дорогого, нужного и передача его тому, кого любим, бережем, уважаем. Такими являются жертвы Богу, любимым людям, друзьям и близким. В православии различают умилостивительные, очистительные и благодарственные жертвы, в зависимости от их назначения. Жертвы, их приношения, во всех религиях входят в культ и почитаются не менее молитвы. В языческих культах в качестве жертв богам приносили животных, куски мяса и даже людей, все это с целью усиления действия молитвы. Это так называемые кровавые жертвы. Но были и бескровные – зерно, питье, ткани. Жертвы воспринимались как средство установления нормальных взаимоотношений с миром сверхъестественного. В христианстве были запрещены кровавые жертвы. В то же время слово «жертва» употреблялось и в обыденной речи при обозначении человека, пострадавшего от чьего-либо воздействия. И тогда говорили о жертвах произвола, драк, фанатизма, фашизма.

Жертвоприношение – религиозный обряд принесения даров Богу, ангелам и святым. Цели жертвоприношения менялись: первоначально это делалось только ради Бога, чтобы умилостивить Вседержителя, из чувства особой любви к нему и благодарности. Затем у жертвоприношения появился дополнительный смысл – за грехи наши. Жертва стала символом той жертвы, которую принес сам Христос за грехи людей. С помощью жертвы человек хочет сделать себя видимым Всевышнему, услышанным Им. Жертвоприношение есть способ общения человека с Богом. Виды жертвоприношений тоже были разными. В дохристианскую эпоху это были животные и растения. В ветхозаветные времена, если кто-нибудь согрешал, а затем раскаивался и искал прощения у Бога, должен был привести животное без порока, молоденького козленка или ягненка (агнца), к жертвеннику в храме, возложить руку на голову его и убить перед Богом. Такие «кровные» жертвоприношения учили людей понимать, как дорого, часто и жизнью, приходится платить за грех, что грех – это очень дорогое «удовольствие». Новый Завет запретил живые жертвы. В современном христианстве в качестве жертв используются свечи, ладан, денежные взносы, материальная поддержка церкви и нуждающихся. Такая смена жертвоприношений произошла потому, что людские грехи выкупил Иисус Христос, став «Агнецем Божиим» на кресте. Он взял на себя грех мира и показал нам, что Господь может прощать наши грехи. Жертвоприношения есть почти во всех религиях, начиная с язычества. Делалось и делается это всегда ритуально. Жертвоприношение есть символ памяти о Боге и средство преодоления человеческого эгоизма и жадности.

Жестокость (др.-рус. – суровость) – нравственное качество личности, характеризующее излишне строгое, суровое и даже агрессивно-разрушительное отношение к людям и животным. Это отношение, причиняющее физическую и душевную боль и страдания. Жестокость проявляется в излишней прямолинейности, неоправданности и упрямстве, открытом недружелюбии, злой насмешливости, коварстве, в гневе, а также в равнодушии и бесчувствии. Всему этому нередко сопутствует раздражительность и нетерпимость к ошибкам и слабостям других. Крайние формы жестокости – садизм и мазохизм. В отдельных ситуациях жестокость может проявляться как сила воли, целеустремленность и принципиальность. Чаще же жестокость становится средством проявления бескомпромиссности, авторитарности и прямого диктата. Но в любых формах жестокость разрушительна, а потому по сути безнравственна, питающаяся и, свою очередь, подпитывающая бездуховность личности. Жестокость в детском возрасте преодолевается воспитанием.

«Живая этика» (см. Агни-Йога).

Жизнедеятельность – это процесс телесно-душевно-духовного становления и развития человека в конкретных общественно-исторических, экономических и прочих внешних условиях и под влиянием выполняемой им конкретной деятельности. Это система способов его общественного бытия в органичном единстве с индивидуальным. Это понятие обозначает целостность человеческой жизни в единстве личностного и деятельностного начал. Жизнедеятельность индивида реально складывается в конечном итоге из познания, общения и труда при очень разнообразных способах их связи.

Жизненная позиция личности – наиболее важные идеи, выражающие отношение личности к различным жизненным реалиям, которыми добровольно руководствуется человек в своей жизнедеятельности. Эти ведущие по жизни идеи выражаются в самых различных формах: убеждении, принципах, ценностных ориентациях, установках. Жизненная позиция личности характеризует ее направленность и определяет мотивы деятельности.

Жизненный опыт – совокупность жизненных событий в пределах биографии одного человека. По обилию прожитых и глубине пережитых ситуаций определяется жизнеемкость человека. Жизненный опыт – это социальная биография индивида, индивидуальная история человека на Земле. Он определяется наличием повторяемых и поворотных событий, «сменой вех», жизненной позицией и способами ее реализации. Основой жизненного опыта является духовная жизнь человека. Этот опыт вырастает из страданий, из победы воли над желаниями. Только такой опыт приводит к мудрости. Жизнь дается человеку для приобретения жизненного опыта – в этом состоит цель земного существования. Именно для приобретения опыта человек погружается в жизнь и испытывает ее бури, в ней он находит ответы на многие свои вопросы. Жизненный опыт есть основа профессионализма, педагогического мастерства, он – и источник, и средство, и результат духовного развития человека.

Жизнерадостность – нравственно-этическое качество личности, выражающее оптимистическое отношение человека к жизни и жизненным обстоятельствам, бодрость, выносливость трудностей без уныния. Жизнерадостный человек весел, активен, улыбчив, как правило, добр и открыт. Он умеет довольствоваться малым, не сетует на неудачи, умеет поддерживать других в горе и разделить радость. Жизнерадостность – это способность человека испытывать возвышенные чувства самому и способствовать их появлению у других.

Жизнеспособность – степень приспособленности человека к жизни, к резким колебаниям условий жизнедеятельности. Жизнеспособность проявляется как стойкость, оптимизм, мобильность, адаптация к новым условиям, как способность сохранять здоровье и хорошее настроение, продолжать свой род согласно национальной культуре, сохранение на протяжении всей жизни интереса к ней. Жизнеспособность иногда называют «живучестью», хотя этот термин носит более био-физический смысл, чем социальный или психологический. Есть также слово «жизненность». Его исходный смысл – биологический, показывающий состояние популяции особей, количественное и качественное состояние их развития. Однако и «жизненность» расширила границы применения: она стала означать значимость идей и поступков в жизни общества на данный момент («жизненно важные решения», «жизненность открытий»).

Жизнь (др.-рус.) – это процесс телесно-душевно-духовного становления человека от рождения до смерти. Жизнь человека умещается в 7 возрастов: младенец, дитя, отрок, юноша, муж, средовик, старик. Жизнь – это упорядоченное развитие организма во всех его потенциальных возможностях. Не зря она характеризуется с самых различных сторон: как индивидуальная, коллективная и общественная; как прошлая, повседневная, текущая и будущая; как культурная и практическая, трудовая; как добродетельная и безнравственная; как духовная и бездуховная; как гармоничная и противоречивая и т.д. Существует редко употребляемое понятие «жизнеемкость», означающее количество и значимость проживаемых и переживаемых человеком событий за какой-то период своей жизни. Различают также понятие «жизненность», характеризующее устойчивость занятых человеком жизненных позиций, адаптивность человека к среде. Когда-то, в древние времена жизнь на Руси называли «животом», включая сюда не только самого живого человека, но и его богатство, имущество. Согласно христианскому учению со смертью кончается лишь земной путь человека и начинается вечная жизнь его души. Жизнь всегда индивидуальна, это состояние индивида, как житие отдельной личности. С точки зрения образования человека его жизнь – это вечный процесс учения как движения к Истине.

Житейские понятия (ст.-слав. – жито – хлеб) – это суждения и представления, выработанные народом практикой своей долгой жизни и деятельности. Сюда входят жизненные аксиомы, типа «железо в воде тонет», «вода не горит», «человек растет» и т.д. Сюда также входят жизненные правила, веками проверенные на незыблемость: «виновные должны быть наказаны», «детей следует воспитывать», «хлеб всему голова» и др. Эти и другие правила принимаются как руководства к действию. Интересно, что к житейским понятиям относятся детские клички («Енька-Володька», «Жадина», «Ванька-встанька»). Житейские понятия вырабатываются человеческим опытом, они не являются научными. Вместе с изменением опыта некоторые из них тоже меняются. Примером может служить понятие о домовом (полтергейст), появление новых («выбросить товар», «загрузить», «крутой»).

Жития святых – жизнеописания святых – подвижников Церкви, создаваемые и собираемые в целях воспитания потомков и для памяти об их жизненных подвигах. Основы собирания были заложены с самых первых лет строительства христианской церкви. К святым относятся мученики и аскеты, канонизированные христианской церковью. На сегодня сложилось четыре типа сборников о житиях святых: патерик (отечник) – изборник, куда входят краткие повести о подвижниках и их нравоучениях; синаксарь – краткие рассказы о подвигах святых и страданиях мучеников, изложенные для чтения на церковных собраниях; Четьи-Минеи (месячные чтения) – рассказы, расположенные в хронологическом порядке по календарю, согласно дат рождения или свершения подвига, предназначенные для каждодневного чтения и празднования именин; прологи – целостные научные жизнеописания. Жития святых носят поучительный воспитывающий характер. Они демонстрируют тот духовный идеал, на который должен равняться верный христианин. Жития святых, их изучение и описание составляют предмет богословской науки – агиографии.

 

 

«Ключевая задача сегодня состоит в том, чтобы в философии просвещения вновь вдохнуть дух нашей Святой Веры, опирающейся на глубину народного опыта, превратить эту философию в мощный двигатель национальной энергии, направленной на духовное и экономическое Возрождение».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.