Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Численные методы. Выполнение лабораторного практикума по изучению численных методов предусматривается учебными планами следующих дисциплин: «информатика и программирование»







ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Выполнение лабораторного практикума по изучению численных методов предусматривается учебными планами следующих дисциплин: «Информатика и программирование», «Численные методы», «Моделирование систем». Лабораторные работы выполняются с целью приобретения практических навыков и закрепления теоретических знаний по указанным дисциплинам.

Лабораторные работы выполняются на ЭВМ с использованием языка программирования С. Для выполнения работ, учебная группа разбивается на подгруппы по 3-5 человек.

При подготовке к выполнению каждой работы студент должен:

· изучить соответствующие разделы литературы, указанной в учебном плане;

· ознакомиться с описанием лабораторной работы;

· подготовить таблицы для записи результатов.

Проверка подготовки к выполнению очередной лабораторной работы осуществляется преподавателем при личном опросе. Если студент не знает содержания и методики проведения предстоящей лабораторной работы, то он не допускается к ее выполнению.

При выполнении лабораторной работы студент заполняет таблицы экспериментальных данных, производит необходимые расчеты, строит графики и подготавливает отчет о работе. Отчет выполняется по каждой работе отдельно. Студент защищает отчет после выполнения работы.

 

 

Лабораторная работа №1

 

ПРИБЛИЖЕННОЕ РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ

Цель работы: Приобретение навыков решения уравнений численными методами.

 

Задача решения уравнения чаще всего встречаются при изучении общетехнических и специальных дисциплин, в инженерной практике. Отыскать точное значение корня уравнения можно лишь в некоторых частных случаях. Кроме того, точное значение корня часто все равно приходится заменить приближенным (например, при решении уравнения ). Поэтому при решении уравнения широко используются методы позволяющие получать приближенное решение с любой заданной степенью точности.

Пусть задано уравнение , где функция определена и непрерывна на некотором отрезке и имеет на нем непрерывную первую и вторую производные и . Корни заданного уравнения являются нулями функции и геометрически представленную собой точки пересечения графика функции с осью (рис. 1).

Решение задачи отыскания действительных корней заданного уравнения состоит из двух этапов:

а) Отделение (изоляция) корня, т.е. отыскание отрезка принадлежащего области определения функции , на котором имеется один и только один корень уравнения .

в) Вычисление или уточнение корня с заданной точностью.

Отделение корня уравнения основано на двух очевидных фактах:

1)На концах отрезка функция имеет разные знаки, т.е. < 0. Очевидно, что при этом внутри отрезка имеется, по крайней мере, один корень уравнения . Однако это условие не гарантирует существования единственного корня.

Например, на рис.1 > 0, < 0 т.е. < 0, а внутри имеется три корня.

2) На отрезке функция монотонна, т.е. ее производная не меняет знака на . Графически это обозначает, что либо возрастающая, либо убывающая.

Отделение корня можно производить аналитически или графически.

Графически корни уравнения можно отделить, построив график функции и приблизительно определив точки его пересечения с осью .

Аналитический метод отделения корня состоит в том, что вначале определяются интервалы монотонности функции , т.е. интервалы в которых (путем решения уравнения ), а затем вычисляют значения на концах этих интервалов и определяют интервал, на концах которого значение имеют разные знаки. В результате может получить так, что искомого интервала не найдется. Это означает, что либо уравнение не имеет корня, либо корни являются границами интервалов монотонности, т.е. точками, в которых (кратные корни).

Собственно говоря, любую точку с интервала, отделяющего корень , можно считать приблизительным значением корня поскольку ясно, что разность между истинным значением корня и его приближенным значением ограничена величиной отрезка , т.е. < . Если требуется более точное определение корня, то необходимо изменить границы интервала таким образом, чтобы новый интервал был меньше исходного и удовлетворял приведенным выше условиям существование корня.

Для получения такого нового интервала используются различные методы последовательных приближений, позволяющие за несколько этапов сжатия исходного отрезка (итераций) получить интервал, длиной которого можно пренебречь.

М е т о д х о р д. Идея метода состоит в том, что на отрезке строится хорда , стягивающая концы дуги графика функции , и в качестве приближенного значения корня выбирается число , являющееся абсциссой точки пересечения хорды с осью (рис. 2).

Для определения числа составим уравнение хорды, как прямой, проходящей через две точки ,

 

Y

 

B

 

 

a

c b X

A

 

Рис.2

 

 

Положив , получим

 

 

После преобразований имеем две формулы

 

, .

 

Число принимаем за первое приближение к искомому корню и обозначим , . Очевидно, что если не имеет знак на , точка будет находится со стороны вогнутости кривой и разделит на два отрезка и в одном из которых находится искомый корень. Новый отрезок, отделяющий корень, можно определить, сравнивая знаки , , . Из анализа рис. 3, на котором представлены все возможные

 

Y

Y A

B

 

a x1 b

b X a x1 B X

A

a) б)

Y Y B

A

 

a

x1 b

a X x1 b X

B A

 

 

в) г)

 

варианты поведения функции , видно, что, если > 0 (рис. 3а, в), отрезком, отделяющим корень будет , в противном случае, т.е. при < 0 (рис. 3б, г), отрезком, отделяющим корень, будет .

Повторяя такую же процедуру на новом отрезке, определим число

, при > 0;

, при < 0.

Затем аналогично находим , и т.д. по итерационной формуле

, при > 0;

, при > 0.

Процесс прекращаем тогда, когда оценка полученного приближения удовлетворяет заданной точности. Для упрощения вычисления обычно задают некоторые, достаточно малое число, и прекращаю вычисления, когда разность между двумя последними приближениями уменьшается меньше т.е. . Число принимают за приближенное значение корня уравнения .

М е т о д к а с а т е л ь н ы х (Ньютона). Суть метода состоит в том, что в одном из концов дуги графика функции проводится касательная к этой дуге и в качестве приближенного значения выбирается число являющееся абсциссой точки пересечения этой касательной с осью (рис. 4).

 

B

Y

 

0 c b X

 

 

A

 

Рис. 4.

 

Как известно, уравнение касательной к кривой в точке имеет вид .

Следовательно, уравнения касательных в точках и имеют вид , .

Положив и определим абсциссу точки пересечения касательной с осью

или .

Точка будет первым приближением к корню, поэтому обозначим ее . Очевидно, что точка будет находиться со стороны выпуклости кривой . Точка разделит отрезок на два отрезка и один из которых содержит корень. Если , это будет отрезок , т.е. касательная проводится к точке , а при получим отрезок , т.е. касательная проводится к точке . Определив новый отрезок, повторим процедуру, причем касательную проведем в точке и получаем новую точку

.

Далее находим второе, третье и последующие приближения по итерационной формуле

.

Процесс прекращается тогда, когда разность между двумя последними приближениями будет меньше заданного числа , т.е. .

М е т о д с е к у щ и х. В методе касательных для нахождения каждого нового приближения корня необходимо вычислять не только значения функции , но и ее производную , что не всегда возможно, поскольку функция не обязательно должна быть задана в виде аналитического выражения. Например, может быть получена в результате решения какого-то дифференциального уравнения, или системы уравнений. Для преодоления этого препятствия можно заменить значения производной в методе касательных отношением конечных разностей в окрестности рассматриваемой точки, т.е. использовать приближенное равенство

,

где h – некоторая малая величина.

Геометрически это означает, что через рассматриваемую точку будет проводиться не касательная, а секущая (рис. 5).

Y

 

B

 

0 x* x x+h X

A

 

Рис. 5.

 

Поэтому данный метод называется методом секущих. Итерационная формула будет аналогична методу касательных

.

При использовании этого метода следует уменьшать величину по мере приближения к корню.

М е т о д п р о с т ы х и т е р а ц и й. Рассмотрим уравнение . Это уравнение может быть получено из уравнения путем прибавления к обоим членам и заменой , т.е. корень уравнения совпадает с корнем уравнения .

Пусть - отрезок, отделяющий корень , т.е. .Выберем произвольную точку и вычислим значение в этой точке

.

По найденному значению построим вторую точку и т.д. по формуле

.

Если полученная таким образом последовательность сходится, то она сходится к корню , т.е. и за конечное число итераций можно получить приближенное значение корня с заданной точностью , т.е. . Однако описанный итерационный процесс не всегда сходится.

Рассмотрим геометрический смысл процесса и его сходимость. Корень уравнения , это точка пересечения прямой и графика функции (рис. 6). Абсцисса получена пересечением прямых и . Абсцисса получается пересечением прямых и и т.д.

Y

Y

 

0 x1 x2 x0 X 0 x1 x0 x2 X

 

а) б)

 

Рис. 6

 

На рис. 6а видно, что последовательность сходится к , а на рис. 6б – расходится. Сходимость процесса зависит от угла наклона линии , т.е. от значения . Если , , то процесс сходится, при , процесс расходится и при , процесс может как сходиться, так и расходиться.

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Ознакомиться с методами приближенного вычисления корней уравнений.

2. В соответствии с вариантом разработать программу на языке С.

3. С помощью дополнительных программ отделить наименьший по модулю корень заданного уравнения. Вариант задания выбрать из табл. 1.

4. Вычислить с помощью программы значение отдельного корня четырьмя различными методами. При использовании метода простых итераций найти решение при разных начальных приближениях. Результаты вычислений занести в табл.2.

Таблица 1

Вид функции Вид функции
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

Таблица 2

  Метод 1 Метод 2 Метод 3 Метод 4 Метод 5
xi yi xi yi xi yi xi yi xi yi
. . .                    

 

ОТЧЕТ О РАБОТЕ

Отчет должен содержать:

1. График исследуемой функции с интервалами отделения корней.

2. Таблицы пошаговых расчета корня уравнения.

3. Обоснованное заключение о преимуществах и недостатках использования исследованных методов решения применительно к заданному уравнению.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Как и зачем выполняется отделение корня?

2. Каково условие сходимости метода хорд?

3. Чем отличаются итерационные методы хорд и секущих?

4. Какие методы предпочтительнее воспользоваться для решения уравнений , ?

5. В чем заключается условие сходимости метода простых итераций?

6. В чем отличие методов касательной и секущей, и что у них общего?

ЛИТЕРАТУРА [1, c. 451-473]; [3, c. 112-157]; [5, c. 170-210]; [6, c. 86-116].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.