Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биологически активные высокомолекулярные вещества. Контрольная работа № 2.






Значение темы:

Изучение темы будет способствовать формированию следующих компетенций ОК-1; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-31.

Цель занятия: после изучения темыстудент должен

Знать:

ü основные типы химических равновесий (протолитические, гетерогенные, лигандообменные, окислительно-восстановительные) в процессах жизнедеятельности;

ü строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений.

Уметь:

ü прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ;

ü пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

ü классифицировать химические соединения, основываясь на их структурных формулах;

ü пользоваться номенклатурой IUPAC для составления названий по формулам типичных представителей биологически важных веществ и лекарственных препаратов.

Форма организации учебного процесса: практическое занятие.

Место проведения занятия: учебно-научная химическая и биохимическая лаборатория.

Оснащение занятия: интерактивная доска, проекционное оборудование, справочная литература.

План проведения занятия:

1. Организационная часть 5 мин
2. Разбор тематического материала 40 мин
3. Выполнение практической работы 60 мин
4. Выполнение контрольной работы 70 мин
5. Домашнее задание 5 мин

Вопросы для изучения темы:

1. Аминокислоты. Пептиды. Белки. Образование пептидной связи. Кислотный и щелочной гидролиз пептидов. Качественные реакции на аминокислоты и белки.

2. Углеводы. Гомополисахариды. Пектины. Структура, свойства. Монокарбоксилцеллюлоза, полиакрилцеллюлоза – основа гемостатических перевязочных материалов.

3. Гетерополисахариды. Понятие о смешанных биополимерах (гликопротеины, гликолипиды и др.). Структура, свойства, биологическая роль.

4. Структура важнейших высших жирных кислот, входящих в структуру природных липидов: стеариновая, пальмитиновая, олеиновая, линолевая, линоленовая, арахидоновая, эйкозапентаеновая, докозагексаеновая. Систематическая номенклатура и индексы высших жирных кислот. Высшие жирные кислоты ряда ω 3, ω 6, ω 9.

5. Структура важнейших фосфолипидов. Понятие о сфинголипидах, гликолипидах. Биологическая роль.

6. Строение транспортных форм липидов.

7. Нуклеиновые кислоты. Нуклеозидмоно- и полифосфаты. АМФ, АДФ, АТФ, нуклеозидциклофосфаты (цАМФ, цГМФ), их роль как макроэргических соединений и внутриклеточных биорегуляторов.

Вопросы для самоконтроля знаний:

1. Подберите соответствие между формулой и названием соединения:

       
       
       
       
       
       
Предполагаемые ответы:
А урацил Ж тимидин Н лактоза У аспарагиновая кислота
Б цитозин З АТФ О целлобиоза Ф цистеин
В тимин И глюкоза П мальтоза Х аргинин
Г аденин К фруктоза Р крахмал Ц тирозин
Д гуанин Л галактоза С хитин Ч метионин
Е дезоксицитидин М сахароза Т треонин Ш ?

2. Подберите соответствие между названием высшей жирной карбоновой кислоты и эмпирической формулой:

 

Название ВЖК Эмпирическая формула
1. Миристиновая А - C15H31COOH
2. Пальмитиновая Б - C18H31COOH
3. Стеариновая В - C18H33COOH
4. Пальмитоолеиновая Г - C18H35COOH
5. Олеиновая Д - C15H29COOH
6. Линолевая Е - C13H27COOH
7. Линоленовая Ж - C18H29COOH
8. Арахидоновая З - C19H33COOH
9. Эйкозатриеновая И - C19H31COOH
10. Эйкозапентаеновая (тимнодоновая) К - C21H33COOH
11. Докозопентаеновая (клупанодоновая) Л - C21H31COOH
12. Докозагексаеновая М - C19H29COOH

 

ü Подберите соответствие между названием высшей жирной карбоновой кислоты и кратким обозначением:

 

Название ВЖК Краткое обозначение
1. Миристиновая А - 18: 0
2. Пальмитиновая Б - 16: 1Δ 9
3. Стеариновая В - 18: 2Δ 9, 12 ω 6
4. Пальмитоолеиновая Г - 16: 0
5. Олеиновая Д - 14: 0
6. Линолевая Е - 18: 3Δ 9, 12, 15 ω 3
7. Линоленовая Ж - 18: 1Δ 9
8. Арахидоновая З - 20: 4 Δ 5, 8, 11, 14 ω 6
9. Эйкозатриеновая И - 20: 3 Δ 8, 11, 14 ω 6
10. Эйкозапентаеновая (тимнодоновая) К - 20: 5 Δ 5, 8, 11, 14, 17 ω 3
11. Докозопентаеновая (клупанодоновая) Л - 22: 5 Δ 7, 10, 13, 16, 9 ω 3
12. Докозагексаеновая М - 22: 6 Δ 4, 7, 10, 13, 16, 9 ω 3

Ситуационные задачи:

1. Напишите уравнение получения дипептида: метионил-глицин (мет-гли).

2. Глутатион представляет собой трипептид γ -глутамилцистеинилглицин. Он участвует в окислительно-восстановительных реакциях, выполняя функцию «защиты» других белков от окисления. Запишите окисленную и восстановленную формы глутатиона.

3. Приведите химизм взаимодействия α -аланина с хлороводородной кислотой и гидроксидом натрия. Какие свойства аминокислот подтверждаются с помощью указанных реактивов?

4. Напишите реакцию образования мальтозы и докажите ее принадлежность к восстанавливающим дисахаридам.

5. Покажите схему строения целлюлозы, структурным звеном которой является β -D-глюкопираноза. Приведите реакцию ацилирования целлюлозы уксусным ангидридом.

6. Запишите в виде уравнений цепочку последовательных реакций: глюкоза → глюкозо-6-фосфат → фруктозо-6-фосфат. К какому типу реакций относятся указанные превращения, каковы условия их протекания в организме?

7. Напишите формулу хитина, состоящего из остатков N-ацетил-D-глюкозамина, связанных между собою β -1, 4-гликозидными связями. Какова его биологическая роль?

8. Выпишите формулы и тривиальные названия важнейших глицерофосфолипидов: фосфатидилсеринов, фосфатидилэтаноламинов, фосфатидилхолинов, фосфатидилинозитолов, укажите их биологическую роль.

9. Напишите уравнения реакций гидролиза триолеилглицерола, назовите продукты превращений.

10. Напишите уравнение взаимодействия фосфатидной кислоты с холином. Дайте название полученному липиду. Какова его биологическая роль?

11. Напишите реакцию гидролиза дипальмитоилфосфатидилэтаноламина. Как осуществляется реакция гидролиза «in vitro» и «in vivo»?

12. Запишите формулу липида – кефалина. Напишите реакцию гидролиза данного липида, назовите полученные продукты.

13. Расшифруйте аббревиатуру: ХМ, ЛПОНП, ЛПНП, ЛПВП. Какова роль липопротеинов в организме?

14. Приведите формулы АМФ, АДФ, АТФ, нуклеозидциклофосфатов (цАМФ, цГМФ). Оцените их роль как макроэргических соединений и внутриклеточных биорегуляторов.

15. Приведите примеры полимеров медицинского (стоматологического) назначения.

Примерные вопросы тестовых заданий к контрольной работе № 2:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.