Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доходы и расходы бюджета






 

Доходы бюджета как экономическая категория представляют собой экономические отношения, возникающие у государства (в лице органов государственного управления и местного самоуправления) с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетных фондов страны и ее административно-территориальных образований. Материально-вещественным воплощением этих отношений являются денежные средства, поступающие в соответствии с бюджетным законодательством в распоряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления в безвозмездном и безвозвратном порядке.

Доходы бюджета группируются по источникам их получения и по видам.

Основным источником доходов бюджетов является национальный доход (вновь созданная стоимость) – часть валового внутреннего продукта, складывающаяся из доходов хозяйствующих субъектов (предпринимательской прибыли, заработной платы лиц наемного труда и природной ренты). Кроме того в качестве источника доходов бюджета выступают доходы, получаемые в результате хозяйственного использования национального богатства: доходы от приватизации и сдачи в аренду государственной и муниципальной собственности, от продажи экономических (финансовых и нефинансовых) активов, в том числе золотого запаса.

В случае необходимости (например, при возникновении дефицита бюджета) пополнение бюджета осуществляется за счет внутренних и внешних кредитов и займов, а также за счет эмиссии бумажных денег. Однако эти меры неправомерно относить к понятию доходов. Первые из них имеют временный, возвратный и платный характер, а необеспеченная товарным покрытием эмиссия бумажных денег вызывает резкое усиление инфляции с соответствующими негативными социально-экономическими последствиями. Бюджетное законодательство России, как и других стран, не предусматривает таких направлений получения бюджетных доходов.

По видам доходы бюджетов подразделяются на налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных налоговым законодательством РФ федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

- доходы от продажи имущества (кроме акций и других форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- средства самообложения граждан;

- иные неналоговые доходы.

Подавляющая часть доходов бюджета формируется за счет налоговых доходов. Например, в федеральном бюджете налоговые доходы составляют (по данным за последние пять лет) примерно три четверти общей величины доходов. При этом большую часть налоговых доходов составляют НДС и таможенные пошлины (сборы, платежи).

К безвозмездным поступлениям относятся:

- дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ

(дотация – денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в случае недостаточности доходов для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня. Выделение дотаций осуществляется в порядке бюджетного регулирования на безвозмездной и безвозвратной основе. Использование дотаций не имеет целевого назначения);

- субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии)

(субсидия – пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое государством за счет средств государственных или местных бюджетов, специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам, как правило, на условиях долевого финансирования целевых расходов. Прямые субсидии – направляются на развитие необходимых отраслей экономики. Косвенные субсидии – система льготных налоговых ставок, ускоренная амортизация);

- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ

(субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Подлежат возврату в соответствующий бюджет в случае неиспользования их по целевому назначению в установленный срок);

- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ (трансферт в бюджетной сфере – это перевод средств в бюджеты нижестоящего уровня);

- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные законодательством РФ за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся:

а) налоговые доходы, зачисленные в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах;

б) неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами;

в) доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

Политика в области доходов. Увеличение доходов федерального бюджета должно происходить не за счет увеличения налоговой нагрузки на экономику, а за счет расширения налогооблагаемой базы в результате создания благоприятных условий для развития частного бизнеса.

С проведением налоговой реформы должно осуществляться дальнейшее укрепление системы налогового администрирования, отмена льгот, повышение экономической заинтересованности налогоплательщиков в своевременном и полном исполнении налоговых обязательств, совершенствование налогового контроля правильности применения цен в целях налогообложения.

В части формирования неналоговых доходов особое место занимают вопросы эффективного использования федеральной собственности, создания системы управления государственными активами.

Расходы бюджета как экономическая категория представляют собой экономические отношения, возникающие у государства (в лице органов государственного управления и местного самоуправления) с юридическими и физическими лицами по поводу распределения и использования бюджетных фондов различного уровня. Материально-вещественным воплощением этих отношений являются денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и его административно-территориальных образований.

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Существенное внимание при внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ, вступающий в силу с 01.01.2008 г., уделено бюджетным ассигнованиям.

К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:

- оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

- социальное обеспечение населения;

- предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

- предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг;

- предоставление межбюджетных трансфертов;

- предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

- обслуживание государственного (муниципального) долга;

- исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Первое место в перечне бюджетных ассигнований отведено ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг. К ним относятся ассигнования на:

- обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений;

- предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;

- предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными автономными учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;

- закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций бюджетного учреждения) в том числе в целях:

Ø оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;

Ø осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий);

Ø разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;

Ø закупки товаров в государственный материальный резерв.

Дополнения к Бюджетному кодексу, вступающие в силу с 01.01.2008г., предусматривают также:

- предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг;

- предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными и муниципальными унитарными предприятиями

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства РФ, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, резервных фондов местных администраций.

Федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период предусматривается создание резервного фонда Президента РФ в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Средства этого фонда используются на финансирование непредвиденных расходов. Использование бюджетных ассигнований этого фонда осуществляется на основании указов и распоряжений Президента РФ.

Расходная часть федерального бюджета должна стать инструментом достижения важнейших социальных и экономических целей. Для этого необходимо овладеть современными методами оценки рациональности бюджетных расходов, внедрять индикаторы результативности затрат государственных средств.

Бюджетные средства все в большей степени сосредоточиваются на решении глобальных, общенациональных задач – структурной перестройке, научно-техническом развитии, обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя и т. п. Усиливается социальная направленность бюджета, ориентация его на осуществлении программ, связанных с обеспечением защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.