Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика подросткового возраста






Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают основные образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Этот период онтогенеза – остро протекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития (19, с. 228).

С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым.

С другой стороны, данный возраст отличается и массой положительных факторов – возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям и т.д. (13, с. 41).

Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Центр физи­ческой и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. От­ношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные те­мы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает, уже будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять оп­ределенное место в системе взаимоотношений со сверстниками.

Обычно процесс общего интеллектуального развития детей начинается и завершается несколько раньше, чем процесс их формирования как личностей. Если интеллект ребенка, понима­емый как способность ставить и решать задачи в практическом, образном и символическом планах, представляется развитым уже к началу подросткового возраста, то становление ребенка как личности здесь активно продолжается и завершается гораз­до позднее, в годы юности. В течение трех-четырех лет обуче­ния в старших классах школы оформляется мотивационная сфера человека, определяются его личные и деловые интересы, про­являются профессиональные склонности и способности.

Подростничество — самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, по­скольку здесь складываются основы нравственности, формиру­ются социальные установки, отношения к себе, к людям, к об­ществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Глав­ные мотивационные линии этого возрастного периода, связан­ные с активным стремлением к личностному самосовершенст­вованию — это самопознание, самовыражение и самоутверждение (5).

В начале подросткового возраста у ребенка появляется и уси­ливается стремление быть похожим на старших, детей и взрос­лых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начина­ет считать себя уже взрослым, требуя соответственного обра­щения с собой как со взрослым человеком (28). В то же время он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. При­обрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подро­сток часто некритически подражает им. Собственное стремле­ние подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно (2). С подростка спраши­вают больше, чем с младшего школьника, но ему многое и раз­решается из того, что не позволяется первоклассникам. Напри­мер, подросток гораздо больше, чем младший школьник, может находиться вне дома, на улице, в компании друзей и среди взрос­лых. Ему позволено участвовать в таких ситуациях, к которым обычно младшие школьники не допускаются. Этим подтверж­дается более равноправное и независимое положение подрост­ка в системе человеческих отношений. Все это вместе взятое порождает у подростка представление о себе как о человеке, переставшем быть ребенком, перешагнувшем за порог детства. Итогом этих процессов становится укрепляющееся внутреннее стремление подростка поскорее стать взрослым, которое созда­ет совершенно новую внешнюю и внутреннюю ситуацию лич­ностного психологического развития. Она требует и порождает изменение всей системы отношений подростка с окружающи­ми людьми и с самим собой.

Быстро взрослеть подростка заставляют также обстоятельст­ва жизни, связанные с физическими изменениями его организ­ма. Быстрое возмужание, физическая крепость порождают до­полнительные обязанности, которые подросток получает и в школе, и дома (1).

В подростковом возрасте изменяются содержание и роль под­ражания в развитии личности. Если на ранних ступенях онтоге­неза оно носит стихийный характер, мало контролируется со­знанием и волей ребенка, то с наступлением подростничества подражание становится управляемым, начинает обслуживать многочисленные потребности интеллектуального и личностно­го самосовершенствования ребенка. Новый этап в развитии этой формы научения у подростков начинается с подражания внеш­ним атрибутам взрослости.

Самый легкий способ достичь цели «быть как взрослый» со­стоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведе­ния. Подростки начиная с 12—13 лет (девочки несколько рань­ше, мальчики позднее) копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. Сюда входят мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т.п. Помимо взрослых образцами для подражания со стороны подростков могут стать их более старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается.

Для мальчиков-подростков объектом подражания часто ста­новится тот человек, который ведет себя «как настоящий муж­чина» и обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужест­вом, выносливостью, верностью дружбе. У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит «как настоящая жен­щина»: старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью взрослым женщинам (11).

В подростковом возрасте продолжается процесс формирова­ния и развития самосознания ребенка. В отличие от предыдущих возрастных этапов он так же, как и подражание, меняет свою ориентацию и становится направленным на сознание челове­ком своих личностных особенностей. Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особен­ным вниманием ребенка к собственным недостаткам. Желатель­ный образ «Я» у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей (17, с. 145).

Поскольку в качестве образцов для подражания подростков выступают как взрослые, так и сверстники, создаваемый ими идеал оказывается несколько противоречивым. Он сочетает в себе качества как взрослого, так и более молодого человека, причем далеко не всегда эти качества оказываются совмести­мыми в одном лице. В этом, по-видимому, заключается одна из причин несоответствия подростков своему идеалу и их посто­янных переживаний по данному поводу.

Тревожащие моменты в поведении части подростков, такие, как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно-группового общения, складывающегося в разного рода компаниях. Но это общение, эта система отношений, в том числе и строящихся на почве жестоких законов асоциальных групп, является следствием не какой-либо генетической предрасположенности, изначальной агрессивности и прочее, а выступает в большинстве случаев лишь как ситуация замещения при неприятии старшего подростка в мир социально-значимых отношений взрослых, как ситуация совместного переживания непонятности ими (9).

К сожалению, сложившаяся ныне в обществе система воспитания детей, принятые к ним требования, отношения взрослых к растущим людям не учитывают особенностей их личностного становления, приводя к конфликту с подростками, у которых развивается потребность в самостоятельности, самореализации, избавления от опеки.

Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную социальную роль не только среди сверстников, но и среди старших. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция, препятствующая развитию его социальной активности – он ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают и к агрессивным формам поведения (29, 30).

В подростковом возрасте чаще всего встречается поведение, отличающееся от общепринятого. Наиболее стойкие и выра­женные отклонения называют акцентуацией характера. Наиболее обосно­ванной и чаще всего применяемой на практике является классификация А. Е. Личко (16), рассматривающая формы проявления нарушений поведения с учетом причин, факторов, мотивов, лежа­щих в их основе (как биологических, так и социально-психологи­ческих).

Не останавливаясь специально на биологических основах, обратим особое внимание на социально-психологические особен­ности подросткового возраста как причины нарушений поведения.

«Пубертатный кризис» характеризуется перепадами настро­ения без достаточных причин, повышенной чувствительностью к оценке посторонними внешности, способностей, умений. При этом внешне подростки выглядят самоуверенными, безапелляци­онными в своих суждениях. Сентиментальность порой уживается с черствостью, а болезненная застенчивость — с развязностью, показной независимостью, борьбой с авторитетами, общепринятыми правилами и нормами, обожанием случайных кумиров. В это время происходит определение подростками себя как лич­ности, как индивидуальности. С психоаналитических позиций это расценивается как «распад детского Я» и необходимость синтеза нового «взрослого Я», образование «Сверх-Я». Именно этот про­цесс рассматривается как источник всех трудностей и нарушений поведения подростков. К этому прибавляются кризисы «автори­тета» и «сексуальный». Поведенчески крайними выражениями этого являются побег из дома и бродяжничество.

По мнению А. Е. Личко и его сотрудников, специфические подростковые реакции обусловлены и воздействием социальной среды, окружающей ребенка. К таким реакциям А. Е. Личко отно­сит реакции эмансипации, группирования со сверстниками, хобби-реакции и реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Рассмотрим их подробнее.

Реакция эмансипации проявляется в стремлении освободить­ся от опеки и контроля всех старших: родителей, учителей, воспитателей и старшего поколения в целом. Эта реакция может распространяться на все установленные порядки, правила, законы, нормы поведения и духовные ценности, что является способом са­моутверждения в обществе и мире. Проявления этой реакции могут быть весьма разнообразными, наблюдаются периодически или постоянно в виде поступков или высказываний, отдаления от родителей, вплоть до побегов из дома из желания «пожить свободной жизнью», даже в тех случаях, когда дома вполне бла­гополучная обстановка.

Реакции группирования со сверстниками имеют давнюю историю, наблюдаются практически во всех странах, но законо­мерности их образования до сих пор не выяснены и недостаточно изучены. Существует два типа подростковых групп: одни от­личаются однополостью, наличием постоянного лидера и фикси­рованным ролевым распределением, в них царит подчиняемость и помыкание одного другим. Такие группы могут иметь своею территорию, тщательно охраняемую от других, в борьбе с кото­рыми протекает жизнь группы. В этих группах царят свой язык, условные знаки, клички, обряды. Это — мужские группы.

Другие группы — разнополы, их состав и лидер непостоянны, группа подвижна, жизнь в ней минимально регламентирована, без каких-либо четких требований.

Серьезную опасность представляют группы в закрытых заве­дениях типа интернатов, спортивных лагерей и им подобных, где они, по существу, могут быть хозяевами положения и главным регулятором поведения подростков. Именно в таких группах чаще всего возникают алкоголизация, наркомания, противоправ­ное поведение. С этими явлениями довольно трудно бороться, тем более что лидерами таких групп являются подростки с гипертимными чертами, очень сильные, активные и общительные; реже лидерство достается подросткам с истероидными чертами харак­тера. И если родители не имеют власти над ребенком и не могут ничего противопоставить интересам группы, судьба их сына — в руках чужих непредсказуемых людей.

В таком случае знание психологических особенностей под­ростков родителями, учителями, воспитателями, тренерами ино­гда оказывается единственным, что поможет правильно напра­влять развитие детей и контролировать их поведение.

Хобби-реакция, или реакция увлечения составляет важней­шую черту подростка. Хобби связаны с влечениями, наклонно­стями и интересами личности. Это может быть хоккей, футбол, мотоспорт, автомашины, поп-музыка, радиотехника, рисование, музыка, история, разведение рыб и животных, коллекционирова­ние, танцы, увлечение экстравагантной одеждой, картежные игры, пари на деньги, игральные автоматы, компьютеры и т. д.

Каждый подросток выбирает хобби, соответствующее его вну­тренним потребностям, что очень важно для понимания его вну­треннего мира, а для родителей и воспитателей является прекрас­ным средством для понимания и управления его поведением.

Детские поведенческие реакции проявляются в поведении, похожем на таковое в более младших возрастных периодах, и выражаются в различных реакциях.

Реакция отказа от контактов, игр, еды возникает у детей, внезапно оторванных от семьи, привычного образа и места жиз­ни (переезд, помещение в закрытые детские учреждения, смена школы и т.д.).

Реакция оппозиции возможна из-за чрезмерных претензий или непосильной для ребенка нагрузки, вследствие утраты вни­мания со стороны матери и близких (появление нового ребенка, отчима или мачехи). В этих случаях возможны мнимые болез­ни, стремление избавиться от «противника» и другие негативные проявления: прогулы, побеги, нарочитая алкоголизация, словом, любые приемы, способствующие привлечению внимания и тому, чтобы его пожалели.

Реакция имитации это стремление подражать во всем определенному типу или образу (от родителей до героев книг и кино). Именно желанием подражать своему идеалу, «строить из себя» бандита и убийцу иногда обусловлены жестокость и преступность подростков, которые, к сожалению, усиленно рекламируются телевидением.

Реакция компенсации, когда неуспехи в одной области ком­пенсируются успехами в другой. Например, физически слабый подросток, чтобы выделиться, становится эрудитом.

Реакция гиперкомпенсации выражается в стремлении до­биться успеха именно в той области, где он слаб: заика увле­кается художественным чтением; робкий стремится совершать отчаянные поступки и т. д. Приглядитесь к окружающим и себе, и вы найдете такие же реакции у взрослых людей.

Реакции, обусловленные сексуальным влечением, наи­менее изученная область жизни подростков. Сюда относятся подростковый онанизм — индивидуальный и групповой, ранние сексуальные связи, транзиторный гомосексуализм и некоторые иные проявления. В этом возрасте половое возбуждение может вызываться множеством внешне индифферентных раздражителей (мышечным напряжением, тряской в транспорте, страхом, бо­лью и т.д.), и если при этом достигается оргазм, то кольцо взаимосвязи между этими явлениями легко замыкается и в даль­нейшем может быть источником сексуальных проблем. В этом же возрасте формируются эмоциональные реакции на сексуальное возбуждение и формы социального поведения в зависимости от акцентуации характера. Именно поэтому вся информация о сексе (в литературе, по радио, на экране) должна подаваться с учетом того, что основными ее «потребителями» являются подростки.

В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития до­стигают все без исключения познавательные процессы (24). В эти же годы открыто проявляется абсолютное большинство жизненно необходимых личных и деловых качеств человека. Например, вы­сшего уровня своего развития в детстве достигает непосредствен­ная, механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки для дальнейшего развития и совершен­ствования логической, смысловой памяти. Высокоразвитой, раз­нообразной и богатой становится речь, мышление оказывается представленным во всех его основных видах: наглядно-действен­ном, наглядно-образном и словесно-логическом. Все эти процес­сы приобретают произвольность и речевую опосредствованность. У подростков они функционируют уже на базе сформировавшей­ся внутренней речи. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной (интеллектуальной) деятельности, причем с использованием множества при­емов и средств обучения. Формируются и развиваются общие и специальные способности, в том числе необходимые для буду­щей профессиональной деятельности (19).

Подростничество имеет множество характерных именно для данного возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они демонст­рируют при решении разных задач, связанных со школьными пред­метами и другими делами, побуждает взрослых к обсуждению с ними достаточно серьезных проблем, да и сами подростки актив­но к этому стремятся. С другой стороны, при обсуждении про­блем, особенно таких, которые касаются будущей профессии, эти­ки поведения, ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживается удивительная инфантильность этих, внешне вы­глядящих почти взрослыми, людей. Возникает психолого-педаго­гическая дилемма, разрешить которую может только опытный взрослый: как, относясь к подростку по-серьезному, т.е. по-взрос­лому, вместе с тем обращаться с ним как с ребенком, который постоянно нуждается в помощи и поддержке, но внешне при этом такого «детского» обращения не обнаруживать (13). Известно, что с возрастом интерес подростков к себе быстро меняется. Шестиклассники на­чинают проявлять определенный интерес к своей внешности, к детям противоположного пола и взаимоотношениям с ними. У семиклассников возникают общие увлечения делового харак­тера, появляется особый интерес к развитию своих способно­стей в различных видах практической деятельности и к своей будущей профессии. Восьмиклассники высоко ценят самостоя­тельность, индивидуальность, качества личности, которые про­являются в отношениях дружбы и товарищества.

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, — это более высокий уровень самосознания. Вместе с ним возникает отчет­ливо выраженная потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности, доводя их до уровня, на котором они находится у взрослых людей.

В этом возрасте дети становятся особенно чуткими к мне­нию сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы морально-этического характера, связанные, в част­ности, с интимными человеческими взаимоотношениями.

Подростковый возраст — это время становления подлинной индивидуальности, самостоя­тельности в учении и в труде. По сравнению с детьми более младшего возраста подростки обнаруживают веру в способность определять и контролировать собственное поведение, свои мыс­ли и чувства. Подростковый возраст — это время обостренного стремления к познанию и оценке самого себя, к формирова­нию целостного, непротиворечивого образа «Я».

В период между 12 и 14 годами при описании себя и других людей подростки в отличие от детей более раннего возраста начинают использовать менее категоричные суждения, вклю­чая в самоописание слова «иногда», «почти», «мне кажется» и другие, что свидетельствует о переходе на позиции оценочного релятивизма, о понимании неоднозначности, непостоянства и многообразия личностных проявлений человека (5).

В средних классах школы вместо одного учителя появляется несколько новых педагогов, у которых обычно весьма различны стиль поведения и манера общения, а также приемы ведения занятий. Разные учителя предъявляют различные требования к подросткам, что заставляет их индивидуально приспосабливаться к каждому новому учителю. В подростковом возрасте появляет­ся дифференцированное отношение к разным учителям: одних лю­бят, других нет, к третьим относятся безразлично. Формируют­ся и новые критерии оценок личности и деятельности взрослых людей. Это, с одной стороны, создает возможность для более точной и правильной оценки людей путем их сравнения друг с другом, а с другой стороны, порождает определенные трудно­сти, обусловленные неумением подростков правильно воспри­нять взрослого, дать ему верную оценку.

Подростки более ценят знающих учителей, строгих, но спра­ведливых, которые по-доброму относятся к детям, умеют инте­ресно и понятно объяснять материал, ставят справедливые оцен­ки, не делят класс на любимчиков и нелюбимых. Особенно вы­соко ценится подростком эрудиция учителя, а также его умение правильно строить взаимоотношения с учащимися (8).

В возрасте от десяти до пятнадцати лет в мотивах деятельно­сти подростка, в его идеалах и интересах происходят существен­ные изменения. Их можно представить и описать следующим образом (26).

В начальный период этого возраста (10—11 лет) многие подростки (примерно около трети) дают себе самим в основном отрицательные личностные характеристики. Такое отношение к себе сохраняется и в дальнейшем, в возрасте от 12 до 13 лет. Однако здесь оно сопровождается уже некоторыми положитель­ными изменениями в самовосприятии, в частности ростом са­моуважения и более высокой оценкой себя как личности (6).

По мере взросления первоначально глобальные отрицательные самооценки подростков становятся более дифференциро­ванными, характеризующими поведение в отдельных социаль­ных ситуациях, а затем и частные поступки.

В развитии рефлексии, т.е. способности осознания подро­стками собственных достоинств и недостатков, наблюдается тен­денция как бы противоположного характера. В начальный пе­риод подростничества детьми осознаются в основном только их отдельные поступки в определенных жизненных ситуациях, за­тем — черты характера и, наконец, глобальные личностные осо­бенности.

Установлено, что с возрастом меняется и восприятие подро­сткамиокружающих людей. Эталоны межличностного восприя­тия, которыми они пользуются, оценивая окружающих людей, становятся все более обобщенными и соотносятся не с мнени­ями отдельных взрослых, как это было в младшем школьном возрасте, а с идеалами, ценностями и нормами. В качестве иллюстрации этой мысли А.А.Бодалев (19) приводит следующее наблюдение. Если учащимся седьмого класса пред­ложить, например, описать человека, которого они не знают, но отдельные черты которого им называются заранее (напри­мер, злой, добрый и т.п.), то среди ответов, которые получают­ся в этом опыте, можно выделить четыре разные группы. Под­ростки из первой группы называют только внешние признаки представленного им человека. Учащиеся из второй группы упо­минают как внешние, так и некоторые внутренние черты. В третьей группе дополнительно к тому, что было сообщено о человеке, называются его дела и поступки. В четвертой группе, кроме всего сказанного, упоминаются еще мысли и чувства оце­ниваемого человека.

Таким образом, подростковый возраст является сложным периодов в жизни человека. С одной стороны – это проявление негативных эмоций, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны – возрастание самостоятельности и изменение сферы деятельности.

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, необходимости защитить себя или удовлетворить свои потребности.

Специфические подростковые реакции обусловлены и воздействием социальной среды, окружающей ребенка. К таким реакциям А. Е. Личко отно­сит реакции эмансипации, группирования со сверстниками, хобби-реакции и реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.

С возрастом меняется восприятие подро­сткамиокружающих людей. Эталоны межличностного восприя­тия, которыми они пользуются, оценивая окружающих людей, становятся все более обобщенными и соотносятся не с мнени­ями отдельных взрослых, как это было в младшем школьном возрасте, а с идеалами, ценностями и нормами.




 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.