Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы развития самосознания






1. До трех лет. Осознание границ своего тела, с возникновением произвольных движений (до определенного момента ребенок может играть со своей ногой, причинять боль и не понимать, что он сам является источником неприятных ощущений). «До трех лет он сам себя называет по имени, как называют его окружающие, он существует сначала даже для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект» С. Л. Рубинштейн.

Способность к самостоятельным действиям с предметами. Ребенок начинает воспринимать себя как активного субъекта. К трем годам он отделяет себя от других «Я», чем закрепляет осознание тождества своей личности.

2. Дошкольный возраст. «Ребенок познает свою самостоятельность, свое выделение в качестве самостоятельного субъекта из окружения через отношения через отношения с окружающими людьми, приходит к самосознанию, к познанию собственного «Я» через других людей» С. Л. Рубинштеин. Начинается длительный период развития самооценки. Самооценка основывается на чужих мнениях (родителей, воспитателей). Представления о себе достаточно ситуативны, неустойчивы и эмоционально окрашены. Существенным звеном в ряде основных событий в истории становления самосознания является и развитие речи, как формы существования мышления и сознания.

3. Школьный возраст. Складывается логическое мышление, возрастает роль друзей и их мнений, расширяется круг общения. Происходит сопоставление подростком разных мнений о себе, на их основе происходит выработка собственного мнения. Оценки становятся все более обобщенными, стабильными наряду с аффективными компонентами поведения появляются и рациональные. Следующий этап – моральная самооценка.

В результате развития самосознания у человека складывается «Я концепция»

Уровни самосознания (В.В. Столин)

1. Уровень органического самосознания (отражение субъекта в системе его органической активности)

2. Уровень индивидного самосознания (отражение субъекта в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных отношений)

3. Уровень личностного самосознания (отражение субъекта в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей).

Взаимосвязь самооценки, уровня притязаний и фрустраций

Самооценка (адекватная, неадекватная, заниженная)

Уровень притязаний (адекватный, неадекватный, заниженный)

Фрустрация, невроз, комплекс неполноценности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.