Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 3. Понятие о сознании, структура сознания. Самосознание.






Проблема антропогенеза: биологическое развитие живых существ.

Результат общественно-трудовой деятельности - переход от несознательного инстинктивного действия к сознательному целенаправленному действию.

Понятие сознания неоднозначно. В философии – соотнесенность со знанием (со- знание), совместное знание, сумма знаний о мире – интеллектуальная трактовка сознания. В структуру сознания таким образом входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Сознание – есть знание социального опыта.

Сознание есть речевая оценка. Сознание есть самопознание. Сознание развивается через знание.

Любое познание опосредуется сознанием. Сказать, что нечто является сознанием, значит сказать, что оно обладает способностью мыслить. Сознание – это выделенность, различенность. В сознании закреплено различение субъекта и объекта., то есть того, что принадлежит «я» человека и его «не я».

«Высшая, свойственная человеку форма отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности».

«Высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий»

«Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку, как общественно-историческому существу.

Человек является частью объективного мира, где его «Я» вынуждено приспосабливаться к внешней реальности уровень экстравертированности сознания. Второй уровень. Погружение в собственный мир состояний.

 

Основные функции:

Отражательная (сознание представляет единство психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего бытия).

Регуляторная (сознание связано с волевым контролем человека, его собственной психики и поведения)

Рефлексивная Рефлексия – обращение назад, процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. (Готовность к познанию других психических явлений и самого себя. Ощущение себя познающим субъектом. «Я думаю». И «Я думаю, что я думаю». «Я чувствую» И «Я чувствую, что я чувствую»). Осознание самого сознания.

Порождающая (творчески креативная)

Сознание рождается в бытии, творит бытие, отражает бытие (потерять сознание, прийти в сознание, несчастное сознание, классовое сознание)

Классификация сознания:

По предмету мыслительной деятельности (сфере приложения сознания) различают политическое, научное, бытовое

По принадлежности к субъекту сознания: гендерное, возрастное, социальное, личное, общественное, групповое.

По степени сформированности: развитое, неразвитое

По обеспечиваемому навыку, виду интеллектуальной деятельности: креативное, техническое, эвристическое.

Свойства сознания: социальный характер, способность к рефлексии, предметность (сознание всегда сознание чего-то, интенциональность – направленность на предмет).

 

Особенности сознания:

1. Категоричность – отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на основе концептуальных схем.

2. Отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей

3. Осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений

4. Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания

5. Сознание – концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе

Индивидуальное сознание. Атрибуты по К.К. Платонову: познание, отношение, переживание. Индивидуализированное отражение действительности – отношение личности к объектам «значение для меня»

Уровни ясности сознания: творческое озарение, вдохновение, ясность сознания, неосознаваемые явления, смутное сознание

Общественное сознание: религиозное, нравственное, эстетическое, правовое, политическое, философские взгляды. Проявляется в общественном настроении, во время соревнований, паники и т.д.

Развитие сознания предполагает обогащение новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке.

Этапы развития сознания:

1.Психика (пока еще не сознание) животных и предчеловека.

2.Стадное сознание

3. Сознание разумного человека

4.Сознание человека родового общества, появление самосознания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.