Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Написание текста КР






Написание текста работы не должно вызвать особенно больших затруднений, если имеется хорошо продуманный план, каждый пункт которого надежно обеспечен материалом. Обычно введение, заключение и список литературы пишутся после написания глав.

Введение состоит из следующих компонентов:

- актуальность темы;

- объект и предмет исследования;

- цель и задачи исследования;

- структура работы.

Во введении прежде всего следует определить актуальность темы, ее теоретическое или практическое значение. Тема может быть частью какой-то большой проблемы, тогда надо пояснить, каким образом изучение данной конкретной темы может способствовать решению каких-то крупных задач данной науки.

Определение объекта и предмета исследования часто вызывает у студентов особые затруднения. Формулируя данные структурные компоненты введения, следует разграничивать объект и предмет исследования. Чтобы избежать ошибок, надо помнить, что под объектом понимают часть объективной реальности, на которую направлены познавательные усилия студента (технологии, теории, практики, проектирования, способы, устройства), а под предметом исследования -зафиксированные в объекте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства, отношения, закономерности функционирования объекта, исследуемые с определенной целью в данных условиях (за счет чего, с использованием, в условиях, с учетом).

После определения объекта и предмета формулируются цель и конкретные задачи, которые, исходя из темы, ставит перед собой автор КР. Потребность в решении задач органично воплощается в цели исследования. Цель - продукт потребности. Четко сформулированная потребность во многом определяет цель. Главной целью, является получение нового о реальности из конкретной отрасли науки и практического применения результата. Правильное определение задач поможет сделать необходимые выводы в заключительной части работы.

Завершающим компонентом введения является определение составных частей КР и обоснование данной структуры.

Обязательным элементом работы является анализ имеющейся литературы по теме. Он нужен для того, чтобы показать, в какой мере исследована данная тема, какие вопросы являются спорными, какие вопросы темы освещены лучше, какие — хуже и т. д. Недопустимо при этом замалчивание положительных результатов в изучении темы, достигнутых предшествующими авторами.

Обзор литературы должен носить целенаправленный характер. То есть, если в каком-то общем труде имеется параграф, относящийся к теме, то характеризовать надо не всю книгу, а именно этот материал. Разумеется, речь в обзоре должна идти не только о книгах, но и о статьях. Причем однотипные работы можно группировать и давать им общую оценку. Не должно быть только простого перечисления названий: если какая-то работа упоминается, то следует показать и то место, которое она занимает в данной теме.

После обзора литературы следует основная (исследовательская) часть, которая оформляется как отдельные главы работы. При этом в каждой главе выделяются отдельные параграфы, в которых излагается содержание определенного вопроса исследования. Каждая глава и ее параграфы имеют названия, завершаются выводами. Между параграфами главы, а также между главами должна прослеживаться последовательность, отражающая логику теоретических положений (авторской концепции) и анализа конкретного материала, т.е. логику решения проблемы.

Следует стремиться к соразмерности глав и параграфов как по содержанию, так и по объему.

В заключении приводятся основные выводы проведенного исследования. Они не должны дублировать выводы глав работы, а должны дать ответ на все вопросы, поставленные автором во введении. Заключение, подводя итог всей работе, показывает, как полученные результаты вписываются в уже известное в литературе и практике и какие перспективы обещает дальнейшая разработка темы.

Говоря о литературном оформлении материала, составляющего основное содержание КР, необходимо отметить, что изложение этого материала должно быть доказательным. Важно не только фиксировать факты, констатировать их, но я давать им объяснение, т. е. анализировать факты и делать на этой основе необходимые обобщения. Утверждения и выводы, не опирающиеся на анализ фактов, легковесны; не имеют большой цены и факты, взятые сами по себе.

Из сказанного следует, что нельзя перегружать работы перечислением большого числа фактов, цифр и т. д. Целесообразно, если характер сведений позволяет это сделать, сводить однотипные данные в таблицы, графики и т. п., а в тексте давать анализ этих сводных материалов. Изложение материала по каждому отдельному вопросу необходимо завершать выводами.

Нередко уровень курсовых работ снижается из-за неумелого цитирования. К цитированию нужно относиться с большой осторожностью. Бывает уместно привести выдержку, если возникает необходимость опереться на чье-либо авторитетное мнение. В еще большей степени требуется дословное цитирование, когда надо оспорить или подвергнуть критике какое-либо ошибочное утверждение (это исключит возможность нареканий в недостаточно точной передаче мысли критикуемого автора). Но нет никакой необходимости приводить условно текст, из которого используются какие-то фактические сведения, цифровой материал и т. п. Такой текст лучше передавать сокращенно, своими словами, но с обязательной ссылкой на источник.

Необходимо особо подчеркнуть, что приводимые цитаты должны быть абсолютно точными, никакие " исправления" цитируемого текста совершенно недопустимы. Столь же недопустимо использование " раскавыченных" цитат, т.е. нигде не оговоренное заимствование чужого текста, или плагиат.

В список литературы включаются все изученные материалы, которые анализировались или упоминались автором. Этот список составляется на основе сделанных ранее библиографических карточек. При этом работы располагаются строго в алфавитном порядке (по фамилии автора) в соответствии с требованиями к оформлению списка литературы.

Приложение включает различного рода пояснительные, иллюстративные, статистические материалы (таблицы, схемы, карты, записи воспоминаний и т.д.). Объем приложения не ограничивается. Каждому из приложений следует присваивать порядковый номер с тем, чтобы можно было ссылаться на него в тексте КР.

Конечно, КР — не художественное произведение, однако не следует жалеть труда и времени для работы над языком и стилем курсовой работы. При подготовке рукописи следует обратить пристальное внимание на обработку каждого предложения, выбор необходимых формулировок, которые наиболее просто и четко, кратко и доступно выражали бы содержание излагаемых вопросов. Не следует употреблять как излишне пространные и сложно построенные предложения, так и чрезмерно краткие, лаконичные фразы, слабо связанные между собой логически, допускающие двойное толкование и т.п.

Отбор слов и грамматических конструкций, образующих язык и стиль работы, должен опираться на богатейшие возможности русского языка. Недопустимы канцелярские, шаблонные и трафаретные обороты речи. В работе рекомендуется не употреблять слов и выражений-штампов типа " на данный момент", " на все сто процентов", " во главу угла" и т.п., следует избегать неоднократного повторения слов и словосочетаний. В работе не рекомендуется вести изложение от первого лица как единственного числа: " Я наблюдал", " Я считаю", " По-моему мнению", " Мне кажется" и т.п., так и множественного: " Мы получаем", " Мы наблюдаем", " Мы имеем" в т.п. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение " мы", т.е. фразы строятся с употреблением слов: " наблюдаем", " имеем". В отдельных случаях можно использовать выражения: " на наш взгляд", " по нашему мнению", " однако предпочтительнее писать", " по мнению автора работы" или выражать ту же мысль в безличной форме: " Изучение источника свидетельствует о том, что...", " На основе выполненного анализа можно утверждать (полагать)...", " Проведенные исследования подтвердили..." и т.п.

Научные выводы, характеризующие новое научное знание, могут начинаться словами: " Расчет показал, что... при условиях... возникает... явление, которое объясняется..."; или " Экспериментально установлено, что... влияние..., ослабевающее при..."; или " Выявлен эффект воздействия..., состоящий в том, что при... наблюдается..."; или " Сравнение результатов эксперимента и расчетных исследований позволяет сказать, что... в диапазоне от..."; или " Различие результатов расчета и эксперимента на участке изменения... от... и до... объясняется..." и др.

В затруднительных случаях для правильного написания отдельных слов, построения предложений рекомендуется пользоваться последними изданиями правил русской орфографии и пунктуации, а также орфографическими словарями русского языка.

Логическая последовательность изложения содержания (глав, параграфов) выражается в членении текста на абзацы. Обычно основная мысль дается в начале абзаца, поэтому так важно его первое предложение. Затем следует развертывание мысли, доказательства высказанного положения, которые подкрепляются примерами и их анализом. Заключительные предложения абзаца являются своеобразным итогом изложенного.

Как в абзаце, так и для связи между абзацами уместно употребление вводных слов: во-первых, во-вторых, как известно и т.д., связочных выражений: прежде всего, теперь далее, с другой стороны, вместе с тем, итак, таким образом; выражений: представляется целесообразным отметить..., следует подчеркнуть..., следует согласиться с мыслью..., вслед за... будем... считать..., анализ примеров показывает..., приведенные факты подтверждают... и т. д.

Особое внимание следует уделить точному употреблению терминов. Важно привести определения основных терминов, необходимых для раскрытия сущности исследуемого явления, вопроса, которые разделяет автор работы, а если их нет, дать свое определение в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к научному термину. Применение терминов в тексте должно быть единообразным.

В тексте все слова должны быть написаны полностью, за исключением общепринятых сокращений и условных обозначений.

Наиболее часто употребляемыми сокращениями являются следующие: др. (другие), пр. (прочие), т.д. (так далее), т.п. (потому подобное), т.е. (то есть), см. (смотри), г. (год или город), гг. (годы, города), в. (век), вв. (века), кг (килограмм), руб. (рублей), км (километр), тыс. (тысяча), млн. (миллион), млрд. (миллиард). Слова «и другие», «и тому подобное», «и прочие» внутри предложения не сокращают. Не допускаются сокращения слов «так называемый», «так как», «например», «таким образом».

Общепринятые буквенные аббревиатуры (РФ, НАТО и т.д.), аббревиатуры, достаточно распространенные в экономической науке (ПБУ, ОАО и т.д.) не требуют расшифровки.

Допускаются сокращения отдельных, часто употребляемых в работе терминов с обязательной расшифровкой их при первом употреблении. Например: материально-производственные запасы (МПЗ).

В тексте не допускается:

- сокращение обозначений единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в таблицах, а также в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы;

- употребление математических знаков (<, >, = и др.), значки № и % без цифр.

Следует учитывать ряд особенностей при написании числительных. Одноразрядные количественные числительные без единиц измерения, пишутся словами («пять магазинов»).

Многоразрядные количественные числительные пишутся цифрами, за исключением числительных, которыми начинается предложение.

Число с сокращенным обозначением единиц измерения, пишутся цифрами (95 кг, 5 л и т.д.). После сокращений точка не ставится.

При перечислении ряда чисел, выраженных одной и той же единицей измерения, обозначение этой единицы ставится только после последней цифры (3, 15, 45 и 67 %).

Порядковые числительные при записи арабскими цифрами имеют падежные окончания (30-х, 4-го и др.). При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз (в 40, 50-х гг.). При записи римскими цифрами порядковые числительные, в т.ч. для обозначения номеров столетий, кварталов падежные окончания не приводятся (ХХ в.).

Принята следующая стандартная форма написания дат: 07.08.2000. Даты, начинающиеся в одном году и заканчивающиеся в другом: 2007/08 учебный год.

Единица физической величины одного и того же параметра должна быть одинаковой в пределах всего текста.

Цифровой материал, когда его много, оформляют в виде таблиц.

В тексте обязательно ссылка на таблицу. Ссылаться на таблицу нужно в том месте текста, где формулируется положение, дополняемое, подтверждаемое или иллюстрируемое табличными данными. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Таблицу рекомендуется размещать после первой ссылки на нее в тексте или на следующей странице, обязательно в пределах данного параграфа или главы до следующего заголовка, но не непосредственно перед ним. Таблица должна быть закрыта двумя - тремя строками текста.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами. Нумерация может быть сквозной или в пределах главы. В последнем случае номер таблицы состоит из номера главы и порядкового номера таблицы, разделенных точкой (например: Таблица 2.5).

Слово «таблица» и ее номер помещается над таблицей справа. Ниже, по центру размещается наименование таблицы. Наименование должно отражать содержание таблицы, быть точным, кратким. Наименование таблицы пишется с прописной буквы без точки в конце.

Ссылка на таблицу в тексте оформляется словом «Таблица» и ее номером: Таблица 1.2.

Заголовки граф и строк следует писать с прописной буквы в единственном числе, в именительном падеже. Подзаголовки граф пишутся со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. Не допускается сокращение слов. Точки в конце заголовков и подзаголовков не ставят.

 

Пример:

 

Таблица______

(номер)

______________________________________

(наименование таблицы)

 

заголовки граф
подзаголовки граф

   
         
           
строки

         
           

 

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу и оформляют следующим образом:

 

Таблица______

(номер)

______________________________________

(наименование таблицы)

 

     
         
           
           
           

 

На следующей странице

Продолжение таблицы_____

(номер)

 

           
           
           
           
           

 

Таблицы приложений нумеруются в пределах каждого приложения в виде буквы приложения и порядкового номера таблицы, разделенные точкой.

В каждой таблице должны быть указаны единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Единицы измерения могут указываться как в заголовке соответствующей графы, так и в заголовке таблицы (через запятую, после названия), если все ее показатели выражены в одинаковых единицах измерения.

Если все данные в строке приведены для одной единицы измерения, то эту единицу указывают в соответствующей строке таблицы.

Числовые данные записываются с одинаковой степенью точности в пределах каждой графы. При этом разряды располагаются над разрядами. Целая часть отделяется от дробной запятой. В таблице не должно быть пустых клеток: если данные равны нулю пишется «0», если данные не существуют - «-».

Если таблица заимствована из литературных источников, то обязательна ссылка на источник. Ссылка помещается сразу после таблицы. Например: Составлено по источнику: Бюллетень банковской статистики. – М.: ЦБ РФ. 1994. - №1.- С. 33-37.

Примечания и сноски к таблицам помещаются непосредственно под соответствующей таблицей. Сноски к цифрам в таблице обозначаются только звездочками.

Таблица выполняется через одинарный межстрочный интервал. Размер шрифта в таблице – 12 пт.

Иллюстрации (графики, рисунки, диаграммы, схемы, компьютерные распечатки, фотографии и т. д.) располагают непосредственно после текста, в котором упоминаются, или на следующей странице, именуют «Рисунок» и нумеруют арабскими цифрами с использованием сквозной системы или в пределах раздела. В последнем случае номер включает нумерацию раздела и рисунка через точку, без точки в конце. Слово «Рисунок» с нумерацией и его наименованием располагают под иллюстрацией посередине строки. Пояснительные данные (подрисуночный текст) размещают непосредственно под рисунком.

Пример:

Иллюстрация

Подрисуночный текст

Рисунок 1.1 – Наименование

При ссылках в тексте следует указывать «… в соответствии с рисунком 1.1».

 

Пример оформления столбиковой диаграммы:

Рисунок 1.2. Объемы продаж компьютеров COMPAQ в 2004 году1

 

Приложения являются необходимой частью работы.

Приложения могут содержать копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, отдельные положения из инструкций и т.д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики.

Приложения оформляются как продолжение ВКР на ее последних страницах.

В тексте на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу страницы слова «Приложение». Приложения обозначаются заглавными буквами русского алфавита, кроме букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ (например, приложение А, приложение Б и т.д.). Приложение должно иметь заголовок, которой записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения должны иметь общую с остальной частью ВКР сквозную нумерацию страниц.

Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТом " Библиографическое описание документа: общие требования и правила составления". Он используется в работе всех учреждений и предприятий, осуществляющих библиографическую деятельность, благодаря чему достигается единообразие библиографического описания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.