Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение общества и государства. Гражданское общество






 

Соотношение общества и государства имеет специфические черты.

Понятия «общество» и «государство» часто отождествляют, но они имеют существенные отличия.

Общество – это сложная, динамическая система исторически сложившихся форм совместной деятельности и отношений, возникающих между людьми. В обществе отношения возникают на основании различных явлений и процессов действительности. Общественные отношения тесно взаимосвязаны и объединяются в экономическую, политическую, социально–культурную и иные сферы общественной жизни.

Государство – это политическая, территориальная организация власти.

Общество возникло намного раньше, чем государство.

По своему содержанию понятие «общество» шире, так как государство является составной частью, элементом общества.

В общество, кроме государства, также входят различные политические партии, различные общественные организации, которые участвуют в политической жизни общества.

Государство играет в обществе главенствующую роль, так как является единственным официальным представителем всего общества и обеспечивает координацию всей общественной жизни. Поэтому государство обладает относительной самостоятельностью от общества.

Гражданское общество – это свободное демократическое правовое общество, которое уважает, обеспечивает свободу, создает возможность реализации прав человека и гражданина, вырабатывая механизмы ограничения и контроля над деятельностью государства.

Структура гражданского общества:

1) личность, интересы которой ограничены только интересами других людей;

2) объединения людей (политические партии, общественные и религиозные объединения, семьи и т. д.);

3) экономические отношения и соответствующие им институты (собственность, труд, предпринимательство и т. д.);

4) духовные и культурные отношения, а также соответствующие им институты (образование, наука, культура и т. д.);

5) информационные отношения и соответствующие им институты (средства массовой информации, наблюдательные советы и т. д.).

Гражданское общество – сообщество экономически и политически свободных индивидов, которому присущи:

1) наличие демократических прав и свобод, устанавливающих достойный уровень жизни людей;

2) управление государственной властью, которая является легитимной, легальной, правовой и не вмешивается в частную жизнь личности, но создает необходимые условия для их жизнедеятельности;

3) активное использование механизма самоуправления;

4) использование правовых и иных форм социального контроля над государством;

5) свободное формирование общественного мнения;

6) всеобщая информированность и т. д.

 

37 СОЦИАЛЬНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ВЗАИМОСВЯЗЬ

 

Социальные нормы – это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, которые регулируют отношения между людьми.

Основные виды социальных норм:

1) обычаи – это устойчивые правила поведения людей, которые исторически сложились в результате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются посредством общественного мнения;

2) религиозные нормы – это совокупность правил поведения, которые отражают определенное мировоззрение и мироощущение, основанная на вере в существование Бога и сверхъестественных сил;

3) корпоративные нормы – это система правил поведения, устанавливаемые определенной корпоративной организацией с целью регулирования отношений между ее членами, но только в пределах установленных государством полномочий;

4) политические нормы – это совокупность правил поведения общего характера, которые устанавливаются и санкционируются субъектами политической системы по поводу формирования и использования государственной власти;

5) организационные нормы – это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с производственными и организационными вопросами.

Также социальные нормы делят на следующие виды:

1) нормы морали;

2) этические нормы;

3) семейные нормы;

4) нормы традиций и привычек;

5) деловые обыкновения;

6) правила этикета.

Особенности социальных норм:

1) в качестве предмета регулирования выступают общественные отношения;

2) субъектами социальных норм выступают люди, являющиеся представителями социальной сферы.

Технические нормы – это правила поведения, которые регулируют отношение человека к природе и технике и возникают по поводу их наиболее целесообразного использования.

Технические нормы обеспечивают целесообразное и безвредное использование природных ресурсов, технических достижений и орудий труда, так как определяют оптимальные методы, приемы и средства обращения людей с техническими объектами.

Особенности технических норм:

1) в качестве предмета регулирования выступают не социальные отношения, а технические;

2) субъектами технических норм выступают не только люди, но и природа, техника. Между техническими и социальными нормами осуществляется взаимодействие, так как некоторые технические нормы затрагивают существенные интересы определенных социальных общностей и становятся технико–социальными.

Технико–социальные нормы – это общеобязательные нормы, которые поддерживаются не только силой природы, но и правом и государством, их невыполнение влечет за собой юридические последствия.

 

38 СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ: ЕДИНСТВО, РАЗЛИЧИЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

 

Нормы права – это обязательное для всех и формально определенное правило поведения.

Нормы морали – это правила поведения, которые регулируют общественные отношения на основании исторически складывающихся представлений о добре и зле, честном и бесчестном, справедливом и несправедливом.

Право и мораль объединяют:

1) единая основа – общечеловеческая система социальных ценностей и представлений о добре, справедливости, честности, равноправии и т. д.;

2) нормативно–регулятивный характер – право и мораль выступают в качестве определителей границ поведения людей в типичных жизненных ситуациях:

а) единый объект регулирования – общественные отношения;

б) достижение одинаковых конечных целей – социально полезного развития общества;

в) фундаментальные общеисторические ценности и показатели уровня развития социальной и культурной жизни общественно–политической системы.

Различия между ними заключаются в:

1) разных способах и субъектах формирования (право создается в особом порядке государством непосредственно либо с его санкции, а мораль – стихийно всем обществом);

2) характере и способе воздействия на сознание, поведение людей (мораль выступают в качестве внутреннего регулятора поведения и духовной жизни личности, а право регулирует отношения по поводу субъективных прав и юридических обязанностей);

3) формах внешнего выражения (право официально и письменно закрепляется в юридических актах государства, а мораль существует только в сознании людей);

4) методах и средствах обеспечения реализации (право обеспечивается государством, а мораль – общественным мнением);

5) требованиях и оценочных критериях (право регулирует только внешние поступки людей, а мораль предъявляет более высокие требования и оценивают поступки с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости). Взаимодействие права и морали проявляется в схожем регулировании общественных отношений, формировании у населения должной юридической и нравственной культуры, ответственности, правосознания.

Мораль – нравственная основа права, которое влияет на формирование и защиту норм морали. Действия, поощряемые правом, поощряются и нормами морали, а любое противоправное поведение признается и противонравственным.

Противоречие между правом и моралью может выражаться:

1) в несовпадении интересов общества и государства;

2) в различных методах регулирования;

3) в разнице критериев оценки поведения;

4) в расхождении между правом и моралью вследствие развития общественной жизни и государства;

5) в неравномерном развитии норм морали и норм права и т. д.

 

39 ПРАВОСОЗНАНИЕ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ВИДЫ

 

Правосознание – это совокупность чувств, эмоций, взглядов и иного, в которых выражается отношение людей к действующему, желаемому и предполагаемому праву и иным явлениям правовой действительности.

Структура правосознания:

1) правовая идеология – понятия, принципы, убеждения, выражающие отношения людей к действующему или желаемому праву;

2) правовая психология – переживания и чувства, которые испытывают люди по отношению к праву.

Признаки:

1) самостоятельность;

2) взаимодействие с религиозными, нравственными, политическими и иными формами;

3) охват всей сферы бессознательного и духовного опыта людей;

4) представление о прошлом, настоящем и будущем права.

Виды:

1) в зависимости от глубины отражения правовой действительности:

а) обыденное, которое формируется стихийно, отражает внешние стороны правовых явлений и выступает в форме правовой психологии;

б) теоретическое, которое отражает внутренние стороны правовых явлений и выступает в абстрактной и систематизированной форме (правовая наука и идеология);

в) профессиональное, которое складывается у юристов в процессе получения ими юридического образования и опыта;

2) в зависимости от субъектов правосознания:

а) общественное;

б) групповое (классовое);

в) индивидуальное. Функции правосознания:

1) познавательная – функция, которая связана с осмыслением правовой действительности и накоплением определенных знаний;

2) оценочная – функция, посредством которой осуществляется сравнение отношений к правовым явлениям и процессам на основе повседневного и научного опыта, сопоставления социальных ценностей;

3) регулятивная – функция, посредством которой определяются ориентиры поведения людей и вырабатываются стереотипы поведения в определенных ситуациях;

4) прогностическая – функция, которая проявляется в составлении прогнозов относительно развития правовой системы;

5) информационная – функция, посредством которой осуществляется информационное обеспечение людей.

Формы правосознания:

1) правовой инфантилизм – неполноценное ориентирование населения в правовой действительности в связи с недостатком жизненного опыта и незнанием основ действующего законодательства;

2) правовой идеализм – переоценка возможностей права;

3) правовой нигилизм – отрицательное отношение к праву;

4) перерожденное правосознание – негативное отношение к праву, которое вызывает осознанные противоправные поступки.

 

40 ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ

 

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности, которая представляет собой воздействие на правосознание, правовую культуру и поведение людей с целью выработки у них устойчивых ориентаций на послушание закону и соблюдение норм права.

Правовое воспитание формирует у населения государства чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулируя этим правовую активность отдельной личности, которая предполагает добровольное, осознанное, инициативное, социально и нравственно ответственное поведение человека.

Характер правового воспитания системный.

Основные элементы правового воспитания:

1) субъекты – государство, государственные органы, должностные лица, общественные организации, отдельные граждане;

2) объекты – отдельные личности, социальные и иные группы населения государства;

3) содержание воспитания – передача юридического опыта общества, которая выражается в приобщении населения государства к ценностям, идеям, принципам, информации и т. п.;

4) методы воспитания – различные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на население:

а) убеждение;

б) принуждение;

в) личный пример;

г) поощрение;

д) наказание и т. д.;

5) формы воспитания – внешняя и поведенческая сторона взаимоотношений воспитателя (государство, общественность) и воспитуе–мого (население государства). Среди различных форм правового воспитания выделяют основные организационные формы:

1) правовое обучение – передача, накопление и усвоение правовых знаний в общеобразовательных школах, средних специальных и высших профессиональных учебных заведениях;

2) правовая пропаганда – распространение правовых идей и правовых требований среди населения государства посредством средств массовой информации (телевидения, радио и др.);

3) правовое просвещение;

4) юридическая практика – передача юридической информации и знаний, которая осуществляется посредством участия населения в правоприменительной деятельности, и т. д.;

5) самовоспитание – обучение населения, которое связано с личным опытом, самообразованием, а также собственным анализом правовых явлений.

Виды форм правового воспитания:

1) письменная форма – правовое воспитание, осуществляемое через газеты, плакаты, книги, журналы и т. д.;

2) устная форма – правовое воспитание, осуществляемое через лекции, беседы, встречи с юристами, преподавателями и т. д.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.