Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Саксонское Зерцало






Средневековая Германия

 

В стихотворном предисловии к сборнику (ок. 1230 г.) дается следующее объяснение его названия, типичного для средневековых памятников вообще и для немецких памятников права в частности:

«Названье примет пусть оно

«Зерцало саксов» от того,

Что право в нем дано,

И чтоб его правдиво отражало,

Как образ женщины зерцало»[1].

Сборник представляет собой запись сложившегося к началу XIII в. обычного права Восточной Саксонии в изложении большого знатока этих обычаев Эйке фон Репгофа. Последний был не только составителем сборника, но и его истолкователем.

 

Сборник состоит из 2ух крупных раз­делов:

1) Земского права (Ландрехта, 3 книги)

2) Ленного права (Ленрехта, 3 главы, причем главы 2-я и 3-я содержат законоустановления о порядке судопроизводства (2-я) и о городском лене (3-я)).

ЛАНДРЕХТ содержит положение о сословном делении.

Свободные делились на:

- благород­ных (ЗП кн.1, ст.3 §2 – 7 военных щитов) их правовые отношения регулировались Ленным правом,

- и неблагородных.

Каждый христианин обязан по достижении им совершеннолетия 3 раза в год принимать участие в цер­ковном суде в том епископстве, где он проживает.

Свободные люди, занятые в судах, подразделялись на 3 категории:

1) шеффенские люди (участвовали в суде епископа),

2) чиншевики (заседа­ли в суде пробста, руководителя монастырского хозяйства)

3) и поселенцы (были заняты в суде декана, священника капитула).

 

+ 4) К свободным также относились люди, лишенные права (ЗП, кн.1, ст. 38):

- наёмные бойцы (судебный поединок),

- дети наёмных бойцов,

- актеры,

- все незаконнорожденные,

- осужденные за кражу / грабеж,

- откупающиеся от смертной казни или телесных наказаний.

 

Несво­бодные люди делились на:

- крепостных

- и зависимых людей (холопов), кото­рые:

несли денежные повинности,

платили чинш,

пребывали и статусе арендатора, или батрака, или лита.

Самый желаемый ста­тус — статус свободы.

Как и Бомануар, фон Репгоф полагал, что человек-хри­стианин по естественному праву свободен, однако в действующей правовой системе господствует иной принцип: человек может стать собственностью другого.

 

Кроме того, Земское право регулировало нормы:

- государственного,

- имущественного,

- семейного,

- наследственного,

- уголовного права,

- уголовного процесса,

которые применялись в земских судах в отношении свободного шеффенского сословия.

 

В ст.1 кн.1 ЗП говорится о взаимодействии церкви и светской влас­ти, трактующемся в духе концепции двух мечей: «Два меча предоста­вил Бог земному царству для защиты христианства. Папе предназ­начен духовный < меч>, императору — светский. Папе предназна­чено ездить верхом в положенное время на белом коне, и импера­тор должен держать ему стремя, чтобы седло не сползло. Это зна­чит: кто противится папе и не может быть принужден церковным судом, того император обязан принудить при помощи светского суда, чтобы был послушен папе. Точно так же и духовная власть должна помогать светскому суду, если он в этом нуждается»[2].

 

 

ЛЕНРЕХТ подробно излагает особенности ленных (феодально-зависимых) отношений:

- порядок получения, держания и утра­ты ленов,

- обсуждает виды ленов, в том числе городских,

- и особен­ности ленного быта и нравов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.