Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и структура правового сознания






Правовое сознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому (идеальному) праву и практике его реализации.

Правовое сознание есть особая форма общественного сознания. По своей природе это феномен субъективно-психологический. Его основу образует, прежде всего, теоретическое знание – мысленные представления субъектов о праве, юридической практике, истории развития правовой системы и т.п. Достаточно часто такое значение существует в виде индивидуальных представлений и чувств. Важным элементом правового сознания выступают также субъективные оценки, которые субъекты дают действующим правовым нормам и сложившейся юридической практике. На основе таких оценок могут возникать представления об идеальных качествах правовой надстройки и соответствующие предложения о необходимых изменениях в правовой системе.

В структуре правового сознания, таким образом, можно выделить два уровня:

1) уровень правовой психологии;

2) уровень правовой идеологии.

Правовая психология – система чувств, настроений, эмоций и оценок, возникающих у людей при их взаимодействии с правовой системой. Правовая психология возникает опытным (эмпирическим) путем и не предполагает системных теоретических взглядов на правовую систему. Это во многом поверхностный, эмоциональный уровень восприятия людьми правовой реальности. Вместе с тем это наиболее распространенная форма правового сознания, поэтому ее не следует недооценивать.

Правовая идеология – это система теоретических взглядов, идей, теорий, формирующихся на основе знания закономерностей развития и функционирования правовой системы. Идеология наиболее полно и системно отражает правовую реальность. Носителями правовой идеологии могут быть: официальная государственная власть, научное сообщество, политические партии, отдельные ученые, политики, общественные деятели.

По сравнению с правовой психологией, первичной «субстанцией» которой выступают психологические переживания людей, идеология характеризуется целенаправленным, как правило, научным либо философским осмыслением права как целостного социального института, не в отдельных его проявлениях (например, в виде тех или иных норм, судебных решений и т.д.), а в качестве самостоятельного элемента общества (общественно-экономической формации, культуры, цивилизации).

В сфере идеологии и через идеологию находят отражение потребности и интересы, прежде всего социальных групп, классов, народов, государства, мирового сообщества в целом. Конечно, элемент индивидуального, личностного присутствует и в идеологическом отражении правовой действительности: та или иная идеологическая доктрина создается и формулируется, как правило, отдельными людьми – учеными, философами, общественно-политическими деятелями, а далее становится достоянием многих также конкретных людей, которые достигают в своем сознании системного целостного отражения государства и права.

Однако правовая идеология значительно превосходит правовую психологию по степени и характеру познания права. Если правовая психология фиксирует во многом внешний, часто поверхностно-чувственный аспект, срез правовых явлений, вполне умещающийся в повседневный человеческий опыт, то правовая идеология стремится к выявлению сущности, социального смысла, природы права, пытается, как правило, представить его в виде законченной культурно-исторической философии и догмы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.