Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологический подход прежде всего виден на стадии подготовки учебного материала.




Во-первых, это – логико-математический анализ учебного материала (изучаемой темы), который состоит в выделении понятийного аппарата и его структуры, свойств математических понятий и их структуры, основных идей методов изучения этих свойств. По словам Е.И. Лященко, [63], «логико-математический анализ учебного материала – это как бы чтение шко­льного учебника внимательными и грамотными глазами учителя».

Во-вторых, на основе этого анализа – определение целей изучения темы (о технологизации которых мы говорили выше).

В-третьих, это – составление тематического плана, который, с некоторыми вариациями может быть схематично оформлен так, как показано в таблице 1.

Таблица 1

Тема учебного занятия Количество часов Цели обучения Материал для повторения Тип учебного занятия Методу обучения Форма проведения урока Средства обучения Виды контроля Домашнее задание Дополнительная литература примечание
                       

В-четвертых, это – планирование урока,осуществляемое в следующей последовательности: 1) тема урока, 2) цели урока, 3) тип урока, 4) оборудование урока, 5) план урока (перечисление его этапов), б) ведущие методы обучения, 6) ход урока по схеме, показанной в таблице 2.

Таблица 2

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
     

2.3. Элементами технологии на стадии организации хода учебного занятия,кроме рассмотренных в п. 1 данной лекции методов обучения, могут быть названы:

1) общая методическая схема обучения решению математических задач (лекция 7),

2) этапы работы над понятиями и теоремами (лекция 10),

3) этапы применения математических методов (лекция 11),

4) методика построения обучения математике через систему задач (лекция 11),

5) все приемы учебной деятельности учащихся (лекции 7-10) и методика формирования приемов учебной деятельности, рассмотренная в лекции 9.

6) В курсах специальной методики мы рассмотрим некоторые методические схемы, связанные с содержанием изучаемого материала (например, методические схемы изучения числовых множеств, элементарных функций и другие).

7) Наконец, во все времена предпринимались попытки технологизировать выбор методов обучения (см., например, [5]).

2.4. Выбор методов обученияопределяется различными условиями организации учебного процесса; выделим некоторые из них.

Во-первых, это – возраст учащихся, что отмечается программой по математике для средней школы [92]. В 5-6 классах для обобщения и систематизации изученного в начальной школе необходимы словесные методы обучения, адля изучения нового материала – наглядно-интуитивные, практические, индуктивные (с небольшими элементами дедукции), алгоритмический метод (в виде изучения алгоритмов и правил). В 7-9 классах, где уже возможно повышение теоретического уровня изучения систематических курсов алгебры и геометрии, необходимо сочетание логической строгости с наглядностью, теоретические обобщения и дедуктивные умозаключения, практическая направленность преподавания математики. Следовательно, это – аналитический и синтетический методы, методы логики при сохранении наглядно-практических методов, В 10-11 классах, наряду с методами логики, преобладают математические методы, абстрагирование, систематизация и обобщение изученного, прикладная направленность обучения математике.



Во-вторых, это содержание изучаемого материала, что следует из его логико-математического анализа. Этот анализ показывает, какие математические идеи и методы нужно использовать для его изучения; какие математические и учебные задачи включить в систему задач и упражнений; какие методы использовать на этапах работы над определениями, теоремами, задачами; можно ли использовать сравнение или аналогию с ранее изученным материалом; есть ли примерная методическая схема изучения данной темы.

В-третьих, это – этапы усвоения знаний учащимися и соответствующие им этапы учебного процесса; в настоящее время стараются учитывать уровень усвоения знаний различными учащимися. В таблице 3 показана примерная схема выбора методов обучения математике в зависимости от этих параметров.



В-четвертых, это – достижение развивающих и воспитательных целей обучения. Мы уже отмечали (лекции 2 и 3), что для этого необходимо использование гуманитарных знаний, связанных с математикой, решение задач с соответствующим содержанием, различные формы учебной деятельности учащихся, нестандартные методы обучения.


Таблица 3

  Этапы учебного процесса Методы обучения Этапы усвоения знаний учащимися
Подготовка к изучению нового материала Повторение нужного материала: фронтальная беседа, устный опрос, математический диктант, тестирование, устный счет; все методы мотивации учебной деятельности, эмпирические методы Актуализация опорных знаний, мотивация изучения нового материала
Изучение нового материала 1 уровень – словесные методы, в том числе, объяснительно-иллюстративный, эвристическая беседа, исторический подход, методы психологии, индукция, аналогия; 2 уровень – самостоятельная работа с учебником, частично – поисковые методы; 3 уровень – проблемные, исследовательские, математические методы, самостоятельное решение задач Восприятие, осмысление, первичное закрепление, непроизвольное запоминание
Закрепление знаний и способов деятельности 1 уровень – репродуктивные методы, наглядные методы, решение задач тренировочного характера, алгоритмический метод, классификация и конкретизация изученного, текущий контроль; 2 уровень (дополнительно) – типовые (стандартные) задачи, изготовление наглядных пособий, составление задач, работа на компьютере; 3 уровень (дополнительно) – творческие задания Первичное обобщение, произвольное запоминание, применение знаний и способов деятельности в типичных ситуациях
Применение знаний и способов деятельности 1 уровень – решение типовых и прикладных задач на применение теории в сходных ситуациях, практические и игровые методы, текущий контроль; 2 уровень – решение задач в нестандартных ситуациях, доклады и сообщения, экскурсии; 3 уровень – решение нестандартных задач, творческие задания Первичная систематизация знаний и способов деятельности, их перенос и применение в новых ситуациях
Обобщение и систематизация изученного Методы обобщения систематизации: словесные, наглядные, игровые, практические; обобщающие и межпредметные уроки, диспуты, коллоквиумы, семинары, деловые игры Обобщение знаний и способов деятельности, включение их в систему
Контроль, оценка и коррекция знаний и способов деятельности Итоговый контроль: разноуровневые контрольные работы, тестирование, рейтинг, самооценка и взаимооценка; индивидуальная коррекция результатов, зачет, экзамен Итоговый контроль, коррекция, оценка и самооценка

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал