Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет МПМ, основные проблемы и задачи






1.1. Предмет методики преподавания математики это обучение математике. Иногда вопрос о том, является ли методика обучения математике наукой, обсуждается довольно остро. Всем ясно, что в процессе обучения нужно учитывать особенности детского возраста, но по отношению к методике приходится слышать различные мнения:

а) здесь нет доказательств, а характерной особенностью любой науки должно быть доказательство её положений;

б) методика – это искусство, т.к. здесь все решает интуиция или талант педагога;

в) единственная задача методики – отыскание наиболее коротких способов изложения математических теорий, для чего достаточно хорошо знать математику.

Для того чтобы аргументировано ответить на этот вопрос, нужно выяснить, существуют ли проблемы, которые можно назвать «методическими», откуда они могут появляться? Даже беглого взгляда на знания учащихся по математике достаточно, чтобы признать, что они далеки от совершенства; дня них часто характерны: формализм, непрочность, непонимание заученных фактов, неумение применять теорию на практике, неумение самостоятельно мыслить в области математических объектов и др. Педагогические исследования показывают, что эти недостатки в знаниях учащихся являются следствием недостатков преподавания.

Ещё Н.И. Лобачевский, не только математик, но и блестящий лектор, говорил: «В математике всего важнее способ преподавания»; А.И. Герцен (пo образованию астроном и математик) писал в «Былом и думах»: «Трудных наук нет, - есть только трудные изложения, т.е. «неперевариваемые»... В этом и состоит вся задача педагогики - сделать науку такой понятной и усвоенной, чтобы заставить её говорить простым, обыкновенным языком». Но современные программы и учебники по математике до сих пор не отвечают этим требованиям.

Таким образом, у методики преподавания математики есть над чем работать. Это – проблемы содержания программ, создания учебников, способов обучения, разработки других средств, необходимых для обучения математике.

1.2. Понятие « обучениематематике», как основное в методике математики, на разных этапах развития этой науки (как и любой другой) трактовалось по-разному. Под «обучением математике» можно понимать обучение теории или обучение определенной (математической) мыслительной деятельности. Последняя трактовка как раз и принята в современной методике, она основана на одном из главных положений педагогической психологии: обучение и развитие ученика происходит только в процессе целенаправленной учебной деятельности. Это положение – стержень так называемого деятельностного подхода к обучению, о котором пойдет речь ниже. Главной проблемой при этом становится сочетание обучения теории с обучением способам учебно-познаватель­ной деятельности. Процесс обучения в этом случае становится процессом управления учебной математической деятельностью учащихся.

В процессе обучения выделяются следующие его элементы:

1) цель обучения (для чего учить: каков конечный результат?);

2) объект обучения (кого учить?);

3) содержание обучения (чему учить: какая часть опыта поколений должна изучаться для достижения целей?);

4) методы обучения (как учить?).

Замечание. Вопрос «кого учить?» определяется в нашем случае данным нам этапом образования – учащихся средней школы с 5-го по 11-й классы. Но количество элементов процесса обучения с развитием системы образования и совершенствованием процесса обучения постепенно увеличилось, и в 70-е годы ученым-методистом в области преподавания математики A.M. Пышкало было введено понятие методической системы «Обучение математике», компонентами которой являются:

Цели – Принципы – Содержание – Методы – Средства – Формы-

обучения математике.

Средства обучения - это материализованные предметные способы «работы» с содержанием, используемые в единстве с методами.

Формы организации учебного процесса придают ему завершённость, законченность.

Следует добавить также, что для определения основных направлений достижения целей обучения предназначаются принципы обучения. Таким образом, структура процесса обучения (как и любого педагогического процесса), построенная всей историей теоретической и практической педагогики, имеет следующий вид: цели – принципы – содержание – методы – средства – формы.

1.3. Детализируя содержание п. 1.2, получим следующие задачи методики преподавания математики:

1) определение целей математического образования в целом и на каждом возрастном этапе;

2) разработка содержания и структуры школьного курса математики;

3) изучение существующих методов и форм обучения математике с целью их анализа, теоретического обоснования, обобщения наиболее эффективных из них, усовершенствования;

4) разработка новых методов и форм обучения математике и проверка их на практике;

5) разработка и создание учебных пособий, популярной математической литературы и методических пособий для учителя математики;

6) разработка средств обучения математике, в том числе, ТСО, проверка их на практике;

7) разработка системы развивающего и воспитывающего обучения математике;

8) исследование вопросов самообучения математике.

Решая эти задачи, ученые и создают науку «методику преподавания математики» как науку об оптимальном процессе обучения математике. Полученные основные общие закономерности составляют содержание курса общей методики преподавания математики в школе, который изучается на 3-м курсе пединститута. При этом первые 4 компонента методической системы «Обучение математике» (цели, содержание, принципы, методы) составляют содержание лекционного курса, а 2 других (средства и формы обучения), наряду с вопросами применения методов обучения - содержание семинарских занятий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.