Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Д. Н. Узнадзе






РАЗДЕЛ 3. ПАРЦИАЛЬНЫЕ СВОЙТВА ПСИХИКИ.

Ананьев Б.Г.

Сенсорно-перцептивная организация человека.

 

О проблемах современного человекознания. СПб, 2001г

.

Многообразие сенсорных систем и единство их организации — важное положение современной науки, располагающей фундаментальными знаниями о каналах связи между организмом и средой, механизмах «входа» в рефлекторных кольцах мозговой деятельности и т. д.

Благодаря новым кибернетическим концепциям сложилось понимание мозговой работы как информационной деятельности, осуществляемой всей многообразной совокупностью сенсорно-перцептивных аппаратов. Именно в этой деятельности и заключена наиболее общая работа головного мозга как единого гигантского анализатора внешней и внутренней среды организма. < …>

К ХХ столетию естествознание и экспериментальная психология (общая и сравнительно-эволюционная) накопили такой огромный материал о многообразии сенсорных систем, что возникла настоятельная необходимость в систематизации этих знаний.

Главнейшие из этих принципов – группирование по сходству и различию функций, общности происхождения, уровням развития и т.д. выступили в виде классификаций ощущений органов чувств.

Одной из первых и наиболее распространенных в XIX в. классификаций было группирование сенсорных функций по пространственному или временному признаку. К «пространственным» чувствам относили зрение, а затем вестибулярное чувство, к «временным»— слух и обоняние, к пространственно-временным – пассивное и активное осязание, мышечно-суставное чувство. В эту классификацию укладывались не все сенсорные функции (например, вкус). Но дело не только в этом. Оказалось, фактор времени имеет важное значение в зрительных и статико-динамических функциях, а типично «временное» чувство – слух в своем бинауральном эффекте – является фундаментальным видом пространственной ориентации. Установлено, что дифференцировка пространственных и временных свойств объекта относится к общим характеристикам ощущений любой модальности. Что касается пространственного различения, то оно осуществляется всеми сенсорными системами. Восприятие пространства как интермодальная структура признается многими современными исследователями (1969), в том числе и теми, кто придает особое руководящее значение в этой структуре лишь некоторым из сенсорных систем как специальных анализаторах пространства.

И.С.Бериташвили пишет, что «отдельные виды рецепторов – слуховые, обонятельные, кожные и мышечные, а также интерорецепторы в определенных условиях могут иметь существенное значение в пространственной ориентации [Бериташвили И.С., 1959, с. 325] и что … все рецепторы принимают участие в пространственной ориентации. Но только зрительные и лабиринтные рецепторы определяют пространственное расположение внешних объектов к окружающей среде и их пространственные отношения к самому животному» [Там же, с. 329].

В последующем И.С.Бериташвили сформулировал на этом основании положение о «целостности психонервной деятельности коры большого мозга» [там же, 1961, с. 86]. В физиологической психологии XIX в. В, Вундт предлагал классификацию ощущений по их источникам: физическим (зрительные, слуховые и др.), механическим (осязание), химическим (вкус, обоняние). Эта интересная мысль не получила, однако, развития.

Более устойчивыми оказались представления о разноуровневом характере разных видов рецепций, согласно которым одни из них являются высшими по уровню развития (и более поздними по происхождению), другие – низшими по уровню развития (и более ранними по происхождению). Зрение и слух определялись в качестве высших, а все остальные – так называемых низших чувств.

С этими представлениями связывались определенные генетические концепции более общего порядка, относящиеся к эволюции головного мозга и нервно-психической деятельности. Одна из таких концепций разработана А.А.Ухтомским, выделившим в качестве высших рецепций зрение и слух. Примечательно, однако, что он признавал приоритет в образовании геометрических знаний за осязанием и полагал, что развитие заключается не только в том, что «первоначальная осязательная и осязательно-зрительная геометрия перестраивается в чисто зрительную геометрию» [Ухтомский А.А., 1945, с. 123], но ив том, что современная наука восстанавливает права «осязательной геометрии» с ее принципом «действия прикосновением».

Пересмотр представлений о разноуровневой принадлежности тех или иных сенсорных систем был связан с многолетней дискуссией о протопатической и эпикритической чувствительности, описанной Хэдом на модели кожных рецепций человека. В качестве эпикритической, или дискриминативной, чувствительности высшего уровня была выделена тактильная чувствительность, а протопатической чувствительности архаического, низшего уровня – болевая. Согласно такому определению, именно с генетических позиций тактильная чувствительность должна определяться в качестве высшей рецепции. С аналогичных позиций Д.Баркрофт расчленил зрительную систему на протопатическую (в виде палочкого — ахроматического зрения) и эпикритическую (в виде колбочкого — хроматического зрения), обнаружив в этой системе совмещение низшего и высшего сенсорных уровней.

Дифференциация по уровням развития оказалась, таким образом, применимой не только для сопоставления разных сенсорных систем, но и для анализа каждой из них, а поэтому теряла смысл как принцип их группирования.

В ходе развития нейрофизиологии и экспериментальной психологии стало очевидным, что пространственно временные и многоуровневые принципы классификации ощущений не могут применяться обособленно. К тому же генетический принцип классификации сенсорных систем плодотворен лишь в том случае, если он связывает генезис сенсорных систем с общей эволюцией больших полушарий головного мозга. Именно так построил свою классификацию сенсорных функций Ч. Шеррингтон, связавший в ней пространственный и разноуровневый принципы группирования с общей концепцией становления интегральной деятельности нервной системы. Именно этим, вероятно, объясняется длительное существование этой классификации и ее современное использование в различных модификациях (включая павловское деление на внешние и внутренние анализаторы).

Однако классификацию Шеррингтона использовали как рабочую операцию группирования нередко безотносительно к его общей концепции, в 1906 г., и которая в отличие от последних натурфилософских дуалистических идей Шеррингтона не утратила своего значения для современной науки. Шеррингтон один из первых развил идею целостности структуры и деятельности нервной системы, причем в конечном счете его интересовала возможность объяснения механизмов, обеспечивающих единство организации человека как индивида. «Центральная нервная система, хотя и может быть подразделена на отдельные механизмы, — писал Шеррингтон, — представляет собой единое гармоничное и сложное целое» [Шеррингтон Ч., 1969, с. 22]. Для изучения этой системы как целого необходимо, по его мнению, изучать рецепторные органы, в которых начинаются реакции организма, в определенных структурных образованиях, какими являются рецептивные поля: экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные. Таким образом, Шеррингтон определил первый, по его мнению, принцип физиологической классификации сенсорных функций, которым он считал необходимо заменить распространенную в физиологии и психологии классификацию по физико-химическим источникам (адекватным стимулам). «Непрерывность его существования во времени, постоянство его точек зрения, порой в какой-то мере нарушаемое, — писал Шеррингтон, — неповторимая индивидуальность его жизненного опыта — все это объединяется в виде целостной сущности» [там же, с. 292]. Он писал в этой связи, что в «некоторых отношениях физико-химическая схема, классифицирующая раздражения, не имеет физиологического содержания. Так, например, ноцицептивные органы кожи, возможно представляющие собой свободные нервные окончания, не обладают избирательной чувствительностью в том смысле, что они могут быть возбуждены физическими и химическими раздражителями различного рода (лучистая энергия, механическое раздражение, кислота, щелочь, электрический ток и т. д.) [там же, с. 301].

Итак, первый принцип классификации, предложенной Шеррингтоном, — отнесенность рецепторного органа к определенному рецепторному полю. Тем самым определялись функциональные связи и зависимости той или иной сенсорной функции от других, относящихся к тому же рецепторному полю. Весьма существенным результатом биологической эволюции, приспособления к внешней среде Шеррингтон считал «обилие рецепторов в экстероцептивном поле, сравнительную скудность рецепторов в интероцептивного поля» [Там же, с. 299]. Именно поэтому необходимо ввести специальное группирование экстерорецепторов, с чем и связан второй принцип физиологической классификации Шеррингтона: разделение их на дистантные и контактные — по пространственному признаку — отношения между сигналом и рецепторной поверхностью в момент реакции. Это разделение позволило Шеррингтону вновь обратиться к головному мозгу как целому и оценить вклад определенных сенсорных систем в эволюцию мозга.

Шеррингтон первый в нашем столетии пытался не только обобщить накопленный к ХХ в. огромный материал о многообразии сенсорных функций, но и объяснить единство их организации. Именно поэтому стали возможными систематика и классификация сенсорных функций, которую он считал необходимым орудием теоретического исследования интегративной деятельности нервной системы.

Различные тенденции к построению общих моделей полисенсорной деятельности человека в современной психологии в большей степени, чем рассмотренный выше классификационный путь, связаны с сопоставлением сенсорных систем человека по различным характеристикам (пороговых величин, времени реакций, скорости образования и упрочения временных связей, особенностей взаимодействия ощущений разных модальностей и т. д.).

Ассоциация ощущений определяется непосредственным совместным (одновременным или последовательным) воздействием внешних предметов на различные анализаторы, «аналитические рецепторы головного мозга», как их назвал И. М. Сеченов, основатель современной материалистической теории ассоциации ощущений … и движений, всегда включенных в ассоциации ощущений в виде своих кинестетических эффектов… Ощущения не только связываются между собой в той или иной форме ассоциации, но и развиваются благодаря им. < …>

Применяя сеченовскую концепцию ассоциации ощущении в современных условиях, мы пришли к выводу о необходимости выделения двух основных классов таких ассоциаций: 1) интрамодальных ( например, зрительно-зрительных, тактильно-тактильных и т. д.) и 2) интермодальны х (например, зрительно-тактильных, обонятельновкусовых и т.д.).< …>

В процессе развития именно интермодальные ассоциации играют ведущую роль и на каждой его ступени подготавливают условия для образования и преобразования интрамодальных ассоциаций. Вместе с тем интермодальные связи становятся механизмом сложных стереотипов поведения. Именно поэтому в них всегда можно обнаружить в качестве постоянного звена кинестетические ощущения в форме моторно-кинестетических и рече-кинестетических сигналов.< …>

В новейшей психофизиологии и патопсихологии все большее внимание привлекают феномены соместезии как комплексного образования, объединяющего все виды кожной рецепции (тактильной, температурной, болевой), кинестезию и интерорецепцию. Соместезия представляет именно ту чувственную основу самосознания, которую Сеченов считал сенсорным источником личности.< …>

По сравнению с малыми интермодальными ассоциациями соместезия, гаптика (активное осязание), зрительно-моторные координации, рече-слуховые и рече-зрительно-слуховые координации являются крупными блоками сенсорной организации человека, каждый из которых функционирует по собственным закономерностям взаимодействия…

Современные научные исследования, в том числен наши, свидетельствуют о высокой коррелируемости различных сенсорных функций, о сопряженности многих сенсорных систем, в общем о целостности сенсорного развития человека… В этой целостной системе образуются межфункциональные сенсорные структуры и сложно разветвленные сенсорные цепи. Генетическим началом этих цепей являются тактильные функции, а их всеобщим эффектом — зрительное восприятие. К таким цепям относятся: 1) тактильно-вибрационно-слуховые, 2) тактильно-кинестетические, 3) тактильно-температурно-болевые, 4) тактильно-вкусо-обонятельные, интероцептивные.

Все эти цепи представляют собой потоки разнообразной информации о внешней и внутренней среде, которые как бы сходятся в зрительных, кинестетических и гравитационных узлах единой сенсорной организации человека. В процессе исторического развития и на его основе онтогенетической эволюции внутри этой организации образуются межанализаторные интермодальные сенсорные системы с высокими уровнями интеграции, переходящие в перцептивные системы.

Одной из них является речеслуховая система, включающая собственно слуховые, вибрационные, гравитационные, кинестетические, тактильные и другие сигналы, кодируемые соответственно языковым единицам. С речеслуховой системой связана вербализация всего чувственного опыта человека.

Другой сенсорной системой, интегрирующей сигналы любой модальности (от тактильной до интероцептивной), является зрительная система. Универсальность ее в интегрировании и переинтегрировании любых по модальности сигналов поразительна. В любом акте зрительного восприятия можно обнаружить сложнейший полимодальный механизм.

Интрамодальные связи обнаруживаются в корреляционных изменениях сенсорных функций одного и того же анализатора в различные моменты индивидуального развития, например, связи между расширением поля зрения, изменением его пространственной организации и остротой зрения. Подобные корреляционные преобразования прослежены у нас как в детском, так и в старческом возрасте.

Для теории индивидуально психического развития человека важное значение имеет открытие оптимумов абсолютной и разностной чувствительности многих модальностей в периоды поздней юности и ранней взрослости, т.е. после завершения основных процессов роста и созревания, которыми генетическая психология обычно ограничивала сенсорное развитие человека. Такое ограничение надо признать ошибочным, тем более что хронометрические исследования времени реакции показывают, что максимальное сокращение латентного периода всех видов психических реакций, начиная с простых сенсомоторных, имеет место именно в периоды поздней юности – ранней взрослости.

Изучение эволюции зрительной системы, речевого слуха и кинестезии показывает, что в определенных условиях жизни и деятельности человека оптимумы этих функций и других модальностей, сенсибилизированных и находящихся под постоянной нагрузкой, перемещаются в более поздние периоды жизни. При этом они стабилизируются на высоком уровне и противостоят инволюционным процессам.

Совокупность анализаторов с их мозговыми концами и эффекторами отражает окружающую организм среду в целом, но именно как среду обитания, включая весь процесс взаимодействия организма с жизненно необходимыми условиями внешней среды.< …>

Положение о том, что сенсорная организация есть отражение среды обитания, образа жизни и способа деятельности, остается, конечно, в силе и в отношении человека. Однако эволюционно-биологический подход оказывается совершенно недостаточным для объяснения специфического характера этих факторов, определяющих сенсорную организацию человека.

Окружающая человека среда, среда его обитания — не только естественные силы природы, но, прежде всего «историческая природа», созданная трудом людей: промышленность и сельское хозяйство, города и села, материальные и культурные ценности, в общем преобразованные человеком силы природы. Изменение природы человеком в процессе труда непрерывно преобразует окружающую среду, благодаря труду люди сами создают свою «среду обитания». Практически воздействуя на окружающую природу, люди расширяют среду обитания, а благодаря научному познанию и технике используют все новые и новые виды энергии, превращая их в компоненты этой среды.

Известно, что в процессе воздействия человека на природу изменилась его собственная природа, в том числе и его сенсорная организация. < …>

Эти изменения повлекли за собой существенные сенсорные новообразования вестибулярных и кинестетических функций. Исторически сложилась система рефлексов на предупреждение потери равновесия.

< …> Вертикальное положение тела изменило направление и объем обозреваемой среды, непосредственно повлияло на структуру поля зрения человека. Образовалась вместе с тем характерная для человека оптико-вестибулярная связь, которую А.А.Ухтомский справедливо считал ядром «наблюдательной позы».< …>

Рука как самая подвижная и рабочая двигательная система только у человека стала самостоятельным рецептором, точнее, комплексом рецепторов, образующих активное осязание путем сочетания тончайшей тактильной рецепции с кинестезией рук, а также при участии терморецепторов кожи. < …>

Вместе с трудом необходимо возникла речь, а с нею качественно преобразовался слух. Речевой слух человека представляет собой новую форму слуховой реакции, порожденную языком как основным средством общения.

Речевые анализаторы (речедвигательный и речеслуховой) являются непосредственными органами второй сигнальной системы, влияние которой на первую сигнальную систему человека многообразно.< …>

К ядру сенсорной организации человека примыкают в разных связях тактильная рецепция всей кожи человеческого тела, особо развитая в дистальных его частях; температурная и болевая рецепции, причем на термореципции прямо сказывается искусственное регулирование человеком температуры среды и тела (охлаждение или утепление жилища, та или иная одежда и т.д.).

Существенно изменились по сравнению со всеми животными виды хеморецепции у человека. Под влиянием химической переработки пищи, начиная с самых ранних проб использования огня, качественно изменился пищевой обмен между организмом и средой, а с ним и вкусовая рецепция, являющаяся главной сигнализацией этого обмена. Общественные условия производства средств потребления, видоизменяющиеся у разных народов, породили не только национальную кухню, но и специфические черты вкусовой рецепции.

Изменилось и обоняние, развивающееся в разных направлениях в связи с необходимостью распознавать свойства химических соединений, дифференцировать пахучие вещества и т.д. С этими изменениями пищевого обмена и вкусовой сигнализации непосредственно связано изменение хеморецепции внутренней среды человеческого организма.

Чувствующие деятельности головного мозга, конечно, общи животным и человеку. Но еще более важно понять специфичность сенсорной организации человека в целом, которая отражает общественный образ жизни, трудовой характер деятельности, преобразующей окружающую природу, а вместе с тем собственную природу человека.

Прекратился ли этот процесс исторического развития анализаторов под влиянием трудового преобразования природы с того момента, когда человек выделился из природы?

На этот вопрос Ф. Энгельс дал ясный отрицательный ответ. Он писал: «Это дальнейшее развитие с момента окончательного отделения человека от обезьяны отнюдь не закончилось, а, наоборот, продолжалось и после этого; будучи у различных народов и в различные эпохи по степени и по направлению различным, иногда даже прерываясь местными и временными движениями назад, оно в общем и целом могучей поступью шло вперед, получив с одной стороны, новый мощный толчок, а с другой стороны – более определенное направление благодаря тому, что с появлением готового человека возник вдобавок еще новый элемент – общество»*.

Сенсибилизация есть типичное явление развития чувствительности, когда это изменение ее приобретает постоянный и прогрессирующий характер.

В физиологии и психологии разносторонне изучена сенсибилизирующая роль взаимодействия различных видов анализаторной деятельности в системе одного анализатора (например, перенос различительных навыков с одних цветовых объектов на другие), равно как и различных анализаторов. < …>

В последние годы получены экспериментальные данные о влиянии слова на повышение чувствительности того или иного анализатора, что свидетельствует о второсигнальной регуляции деятельности анализаторов. < …>

Особенно много научных данных получено в отношении влияния упражнения на повышение чувствительности… Факты упражняемости в различной деятельности свидетельствуют о том, что выработка условных рефлексов с анализатора повышает его работоспособность, делает анализатор чувствительным к тем раздражителям, которые до этого были неощущаемыми или неразличаемыми.< …>

Это можно показать на ценных материалах Л. И. Селецкой, рассматривавшей полученные ею экспериментальные данные как материалы к проблеме упражняемости органов чувств вообще. < …> Сопоставляя добытые факты с данными об обычных уровнях чувствительности, она обнаружила значительное повышение (по сравнению с обычным уровнем) цветового зрения у сталеваров, специализированного в области некоторых коротковолновых раздражителей.< …> Цветоразличение сталевара включено в его трудовую деятельность, оно приобретает для него жизненно — необходимое значение. В процессе квалифицированного решения производственной задачи изменяется уровень чувствительности.< …>

В области слуха поучительные данные были получены в нашей лаборатории В. И. Кауфманом. Им были обнаружены значительные различия в уровнях чувствительности к громкости звуков. Он показал, что наиболее высокого размера «громкостная» абсолютная и различительная чувствительность к минимальным интенсивностям и разностям силы звуков достигает у тех людей, для которых изменение громкости является показателем изменения состояния предметов их труда. Так, высоко сенсибилизированной оказалась чувствительность к громкости у опытных врачей-терапевтов, постоянно пользующихся в системе диагностических средств приемом аускультации (выслушивание больных). Изменение, например, громкости шумов и тонов сердца и легких для такого врача является показателем состояния внутренних органов. < …>

Важным фактором развития чувствительности анализаторов человека является совместная деятельность первой и второй сигнальных систем, которую И.П.Павлов считал существенной особенностью высшей нервной деятельности человека. Первая сигнальная система есть основа для второй, т.е. основа субстрата речи и мышления. Однако вторая сигнальная система перестраивает деятельность первой, поднимает ее на более высокий уровень, соответствующий общественному развитию в каждый данный момент.

Обобщенные и осмысленные знания не только ускоряют процесс различения и распознавания объектов, но и определяют точность их результатов. Это ясно показано психологией в самых разнообразных случаях (распознавание состава пищевых веществ при дегустации, точность визуальных показаний при пользовании оптическими приборами, например, при микроскопировании, слухоразличении малых фонематических разностей при усвоении звукового строя иностранного языка и т.д.). Поэтому развитие логического мышления и речи психология рассматривает в качестве одного из важнейших условий сенсомоторного развития человека.

Как все факторы развития сенсорной организации человека, так и этот фактор делают особенно важным обучение и воспитание сенсомоторных качеств, необходимых для развития способностей человека.

Чувствительность как способность к ощущению является потенциалом анализатора, который в физиологии и психологии определяют по величине, обратно пропорциональной порогу раздражения. Соответственно характеру этого порога обнаруживается абсолютная или различительная чувствительность. < …>

Общеизвестно, что чувствительность всегда модальна; она выражает потенциальное свойство определенного анализатора в отношении данных раздражителей (оптических, акустических, механических, электрических и т.д.), которое видоизменяется в зависимости от качества, интенсивности, локализации и времени действия раздражителя.

Поэтому у одного и того же человека одновременно имеется много форм абсолютной и различительной чувствительности, развитых неравномерно и отличных друг от друга по уровню. Так, у одного и того же человека может быть повышенная разностная чувствительность в области пространственного видения или речевого слуха и одновременно пониженная чувствительность цветового зрения или музыкального слуха.

Согласно данным современной науки, существуют не только частные виды чувствительности (как потенциальные свойства отдельных анализаторов), но и общий для данного человека способ чувствительности, являющийся свойством сенсорной организации человека в целом. Это общее свойство в психологии называется сенситивностью, которая входит в структуру темперамента.

Сенситивность определяют по ряду признаков возникновения и протекания сенсомоторных реакций независимо от того, к какой модальности они принадлежат (зрительной, вкусовой и т. д.).< …>

< …> Сенситивность неразрывно связана с типом эмоциональности: эмоциональной возбудимости или тормозимости, аффективности или инертности, однообразия или множественности эмоциональных состояний при изменении внешних условий и т. д.

Более подробное исследование этого общего свойства сенсорной организации человека свидетельствует о том, что оно существенно не только для определения типа темперамента, но и способностей человека к разным видам деятельности. Очевидно, это свойство выражает тип нервной системы человека в целом.

Наследственно врожденные предпосылки индивидуальных различий чувствительности связаны с типологическими особенностями нервной системы в значительно большей мере, чем с морфологической конституцией рецепторов. Но эти наследственно врожденные предпосылки сами по себе еще не определяют индивидуального своеобразия чувствительности, зависящего от направления развития жизненного опыта человека в определенных условиях объективной действительности. < …>

Индивидуальные различия и особенности сенсорного развития возникают не сразу с рождением человека. На первом году жизни последовательно, а не одновременно формируется различная анализаторная деятельность по мере выработки системы условных рефлексов. Но между детьми не обнаруживается значительных различий в уровне чувствительности одного и того же анализатора. Доминирование тактильной рецепции и кинестезии над зрением и слухом у годовалого ребенка есть возрастная особенность, по отношению к которой индивидуальные вариации ничтожны.

В последующем, напротив, доминирование слуха и зрения определяет сенсорную организацию ребенка и подростка в условиях обучения, в которых слово воспитателя и наглядные средства играют ведущую роль. Такое доминирование также относится к возрастным, а не к индивидуальным особенностям чувствительности, хотя индивидуальные особенности приобретают более выраженный характер.

Но один взрослый человек отличается от другого весьма значительно по своей сенсорной организации; прежде всего это отличие объясняется различием предмета и средств (техники) трудовой деятельности, образа и условий жизни, создаваемых трудом самого человека. Возможности парциального типа нервной системы переходят в действительность благодаря практической деятельности человека, накоплению им жизненного опыта в определенных направлениях.

При такой постановке вопроса возникает необходимость изучить сенсорные сдвиги в процессе старения, изменения сенсорной организации в старости. Известно, что у старых людей постепенно снижаются уровни чувствительности зрения (особенно остроты зрения), слуха, обоняния и т. д. Однако никаких возрастных норм такого изменения чувствительности не удалось установить в силу значительных индивидуальных различий в одном и том же возрасте. Изученные случаи долголетия, напротив, свидетельствуют о том, что возможно сохранение различительных функций анализаторов и в глубокой старости, если она деятельна, то есть если не прекращается трудовая деятельность в том или ином виде.

< …> Человек, как субъект прежде всего основных социальных деятельностей — труда, общения, познания — пользуется многообразным аппаратом сенсомоторных и речемыслительных функций, обеспечивающих чувственно образное и логическое отражение действительности и ее преобразование.

Восприятие как интегральный образ и регулятор действий (трудовых, коммуникативных, гностических, игровых, учебных и т. д.) составляет обязательный и активный компонент каждой из социальных деятельностей человека. Вместе с тем именно в процессе этих деятельностей формируется система операций, обеспечивающих адекватность, селективность и другие свойства восприятия…

Восприятие как процесс формирования и функционирования чувственного образа действительности есть сложное сочетание весьма различных образований — функциональных, операционных и мотивационных.

К функциональным образованиям относятся сенсорные функции различных модальностей (зрительные, слуховые, тактильные и т. д.), мнемические, психомоторные и тонические, речедвигательные и т д.

Генотипическая обусловленность онтогенетических свойств человека, последовательно развивающихся во времени, в ходе развития, составляет основу функциональных механизмов перцептивных процессов. Но, как уже отмечалось, эта основа реально существует лишь во взаимосвязи с накоплением индивидуального опыта посредством образования, дифференцировки и генерализации условных связей, в которых и осуществляется тренировка функций. Эту сторону перцептивных процессов составляют сложные системы перцептивных действий, которые можно назвать операционными механизмами перцептивных процессов. К ним относятся измерительные, соизмерительные, построительные, корригирующие, контрольные, тонически регуляторные и другие действия, формирующиеся в процессе практического оперирования с вещами и явлениями — специальными объектами наблюдения. Совмещение афферентно-эфферентных аппаратов и усиление обратных связей составляют одну из основных характеристик операционных механизмов восприятия, складывающихся в процессе накопления индивидуального опыта путем научения и усвоения индивидом общественного опыта.

…Функциональные механизмы в своем первоначальном, очень раннем возникновении (в первые недели сознательной жизни) реализуют филогенетическую программу и складываются задолго до возникновения операционных механизмов, составляя их внутреннее основание. На этом основании в процессе научения, воспитания и накопления опыта поведения строится все более усложняющаяся система перцептивных действий, то есть операционные механизмы восприятия. С их образованием вступают в новую фазу развития и функциональные механизмы, так как возможности их прогрессивно возрастают, повышается уровень их системности.

Принципиально важным для теории восприятия является исследование тех изменений, которыми характеризуется перцептивное развитие в процессе старения. Обнаружены многие факты инволюции сенсомоторных и других функций, хотя эта инволюция гетерохронна и характеризуется более ранними сроками для одних, более поздними — для других. Подобные факты давали основание ожидать, что соответственно этой инволюции сенсорных, моторных, мнемических и других функций должна была бы происходить и инволюция перцептивных процессов. Однако имеются многие другие данные, свидетельствующие о том, что подобной инволюции противостоят какие-то мощные силы индивидуального развития; скрытые ив самих перцептивных процессах.

В сфере профессионально-трудового опыта, в том числе научного, технического и художественного, имеются многие факты высокой продуктивности и точности наблюдения, несмотря на известное ограничение сенсомоторных функций и замедление скорости реакций. За пределами профессионально-трудового опыта у этих же стареющих, пожилых и престарелых людей легко заметить симптомы инволюции функций. Такое расхождение фактов объясняется тем, что в этом возрасте вновь нарастает и усиливается объективное противоречие между функциональными и операционными механизмами восприятия. Гетерохронной инволюции функциональных механизмов противостоит стабилизированная система перцептивных действий, непосредственно зависящая от деятельности и ее культурно-технических средств, а не от возраста и других природных свойств субъекта. Если человек в пожилом и старческом возрасте продолжает и совершенствует свою деятельность, включающую те или иные операции наблюдения, то явления инволюции перекрываются и компенсируются явлениями операционного прогресса.

Структура перцептивных процессов внутренне противоречива, и именно с основным противоречием между функциональными и операционными механизмами восприятия связаны движущие силы развития. К этому основному противоречию перцептивного развития присоединяется другое, связанное со всем ходом жизнедеятельности человека и его взаимодействия с окружающим миром. Речь идет о мотивационной стороне перцептивных процессов, определяющей их направленность, селективность и напряженность. Потребность в видении, слышании и других видах чувственной деятельности и возникновение сенсорного голода при невозможности удовлетворения таких потребностей, установки на выделение определенных свойств объекта в ситуации, гностические интересы и т.д. оказывают регулирующее влияние как на функциональные, так и на операционные механизмы.

Если человек в пожилом и старческом возрасте продолжает и совершенствует свою деятельность, включающую те или иные операции наблюдения, то явления инволюции перекрываются и компенсируются явлениями операционного прогресса.

Структура перцептивных процессов внутренне противоречива, и именно с основным противоречием между функциональными и операционными механизмами восприятия связаны движущие силы развития. К этому основному противоречию перцептивного развития присоединяется другое, связанное со всем ходом жизнедеятельности человека и его взаимодействия с окружающим миром. Речь идет о мотивационной стороне перцептивных процессов, определяющей их направленность, селективность и напряженность. Потребность в видении, слышании и других видах чувственной деятельности и возникновение сенсорного голода при невозможности удовлетворения таких потребностей, установки на выделение определенных свойств объекта в ситуации, гностические интересы и т. д. оказывают регулирующее влияние как на функциональные, так и на операционные механизмы. < …>

Перцептивные процессы с их сложной, противоречивой структурой являются не только продуктом индивидуального развития, но и одним из его факторов. Обратное влияние перцептивных процессов на индивидуальное развитие в целом обнаруживается при исследовании каждого из составляющих образований. Известно, что дефекты сенсорного развития (при периферической слепоте, глухоте и слепоглухоте), резко ограничивающие функциональные возможности, не только препятствуют образованию сложных перцептивных систем, но и задерживают нормальный ход онтогенетического развития.

Восприятие, как и ощущение, на основе которого оно возникает, есть непосредственно чувственное отражение человеком внешнего мира и регулятор взаимодействия человека с предметами и явлениями окружающей среды. Поэтому сенсомоторные и перцептивные процессы составляют основу психического развития человека и важную сторону человеческой жизнедеятельности в целом. Функциональные механизмы восприятия являются одним из факторов, обеспечивающих нормальный ход взаимодействия организма со средой и благосостояние, здоровье индивида.

Операционные механизмы восприятия, с которыми связаны наиболее активные и обобщенные компоненты перцептивных процессов, обеспечивают не только реализацию их функциональных потенциалов, но и необходимые приспособления, противостоящие их ослаблению, нарушению или инволюции. В этом смысле операционные механизмы выступают как фактор стабилизации функций, что особенно важно для сохранения уровня жизнедеятельности и долголетия.

Что касается мотивации восприятия, то она является фактором индивидуального развития в четырех направлениях: органическом, гностическом, этическом и эстетическом.

Органическое направление связано с обслуживанием безусловных рефлексов на сохранение постоянства вещества и внутренней среды, оборонительно-защитных, размножения и родительских функций, рефлексов на экологические стимулы и т. д. Это направление мотивации общее для животных и человека, а остальные специфичны только для человека.

Благодаря историческому развитию познания (в единстве его чувственной и логической сторон) потребность в знании и методах, с помощью которых оно образуется, является одной из основных духовных потребностей индивида. От элементарных ориентировочно-исследовательских реакций до сложнейших видов любознательности и познавательных интересов эта гностическая мотивация влияет на различные уровни жизни человека и его перцептивные свойства. Этическая мотивация выражает потребность человека в людях и социальных связях; она возникает и развивается в процессе общения, отражая нравственные условия жизни индивида. Эстетическая мотивация, вероятно, строится на основе взаимодействия гностических и этических мотивов и представляет собой наиболее сложный вид восприятия как наслаждения эстетическими свойствами объективной действительности. Существует известная последовательность формирования и развертывания этой разнородной цепи мотивов (от органических до эстетических). Фактором индивидуального развития является, конечно, не одиночный мотив, а эта цепь мотивации, как важное образование в перцептивном развитии человека.

Само собой разумеется, расчленение единой структуры перцептивного процесса на функциональные и операционные механизмы с различными направлениями мотивации относительно и условно. Такое расчленение имеет смысл именно для выяснения взаимосвязей между перцептивными процессами и индивидуальным развитием.< …>

Доминантность зрительной системы не может в общем объясняться только ее собственным информационным материалом и превосходством оптических сигналов. Мы полагаем, что доминантность зрительной системы определяется также тем, что она играет роль внутреннего канала связи между всеми анализаторными системами (подобно кинестетическому анализатору) и является органом — преобразователем сигналов. Такое необычное для анализаторных систем мозга свойство у человека зрительная система приобретает благодаря сочетанию четырех факторов: 1) целостного предметного характера образа, то есть отражения структурного единства воспринимаемых вещей, относимых к определенному пространству окружающей среды; 2) предметного действия, посредством которого человек оперирует этими вещами и изменяет их, практически преобразуя их структуру и свойства, а восприятие в свою очередь является регулятором действия; 3) сигнификации воспринимаемых вещей, благодаря чему обобщается, абстрагируется и сохраняется в качестве констант прецептивное знание; 4) пространственной организации симультанного образа.

Зрительная система работает на трех уровнях: сенсорном (ощущения), перцептивном (восприятия), апперцептивном (представления). Такое совмещение имеется и в слуховой системе, которая, однако, работает на последнем уровне (апперцептивном) в специализированных формах речевых или музыкальных представлений, не обладая к тому же способностью преобразования сигнала.

Психическое развитие ребенка поразительно тем, что доминантной становится система, которая у новорожденного человека в наименьшей степени жизненно значима.

Зрительный орган функционирует в ряду других, нисколько не выделяясь в этот период, осуществляя элементарные защитные и ориентировочно-установочные реакции. < …>

Необходимо характеризовать становление зрительной перцепции в связи с основными этапами развития деятельности ребенка, формирования его как общественного индивида в процессе воспитания. Такой подход позволил А. В. Запорожцу на материале большой группы экспериментальных исследований определить основные стадии развития восприятия как этапы формирования перцептивных действий. < …>

На первом этапе перцептивный процесс строится посредством предметных, практических действий с вещами. Поэтому «на начальных этапах сенсорного обучения сами действия, которые требуется выполнить, предлагаемые ребенку сенсорные эталоны, а также создаваемые им модели воспринимаемого предмета выступают в своей внешней материальной форме». На втором этапе происходит вычленение собственно перцептивных действий (в форме осязательного и зрительного обследования объектов). Перестроившиеся под влиянием практической деятельности сенсорные процессы «сами превращаются в своеобразные, перцептивные действия, которые осуществляются с помощью движений рецепторных аппаратов — предвосхищают последующие практические действия». Особенности этого этапа и образования системы перцептивных действий были всесторонне изучены в лаборатории А. В. Запорожца.

Особенно важен для перцептивного развития ребенка третий этап, описанный А. В. Запорожцем. На этом этапе перцептивные действия, по его словам, свертываются; время их протекания сокращается, их эффекторные звенья оттормаживаются. Однако за этой внешней характеристикой видения скрываются глубокие внутренние преобразования: «...на данном этапе внешнее действие превращается в действие идеальное, в движение внимания по полю восприятия».

Для генетической теории восприятия эти данные весьма важны, так как подтверждают роль деятельности в становлении восприятия и значение в его комплексной структуре перцептивных действий, являющихся своего рода операционными механизмами. < …>

Не менее важное влияние на процесс формирования восприятия ребенка (кроме практической деятельности и освоения общественно сложившихся сенсорных эталонов) оказывает процесс оречевления, вербализации чувственного опыта ребенка, наиболее интенсивный, как было ранее указано, в эти же онтогенетические периоды.

В психическом развитии детей младшего школьного возраста оба фактора (деятельности и речи) конвергируют, создавая единую базу перцептивного прогресса детей в процессе начального обучения. Научение детей правилам и операциям основных учебных деятельностей (наблюдение, слушание, измерение, изображение, построение и т. д.) всегда соразмерно введению в словарный состав речи детей терминов, обозначающих различные свойства и отношения вещей, чувственно воспринимаемых или представляемых ими.

Еще до начала систематического обучения ребенка он усваивает определенные правила и процедуры наблюдения (рассматривание предметов и изображений, ощупывание и т. д.). Однако лишь в школе наблюдение вместе со слушанием становится универсальной формой учения благодаря тому, что оно (наблюдение) включается во многие системы: «наблюдение — измерение», «наблюдение — чтение», «наблюдение — изобразительная деятельность», «наблюдение — моделирование и трудовые операции», «наблюдение — построение и перепостроение гимнастических движений» и т. д. Воспитание наблюдательности как свойства личности и интеллекта оказывается поэтому одной из общих задач школьного обучения.

Решение этой задачи на протяжении многих лет обучения и всеми его средствами обеспечивает сформированность к началу самостоятельной деятельности (трудовой, познавательной, общественно-политической) человека в обществе системы операций наблюдения — операционных механизмов восприятия. Эти механизмы складываются много позже функциональных механизмов восприятия, образующихся во взаимодействии сенсомоторных функций с мнемическими, речевыми и др. Поэтому «возраст» операционных и функциональных механизмов не совпадает: операционные механизмы относительно «моложе» функциональных и «стареют» позже, причем в зависимости от сочетания двух факторов: 1) интенсификации общего процесса старения организма и 2) ослабления трудовой и познавательной активности, особенно после прекращения основной профессионально-трудовой деятельности.

Именно это генетическое различие операционных и функциональных механизмов восприятия, маскируемое более мощными проявлениями их взаимосвязи в реальных процессах наблюдения, ставит исследователей проблемы старения перцептивных способностей человека в трудное положение. Бесспорно, хотя и гетерохронно, все более резко выражающееся ослабление сенсорно-перцептивных функций. Однако старые люди более существенно отличаются друг от друга, чем молодые, по наблюдательности и способностям оперировать огромными массами зрительных образов, превосходящими, конечно, апперцептивный фонд молодых людей.

Различие между активным долголетием и продолжением общественно-трудовой деятельности и интенсивным старением людей, полностью освободившихся от этой деятельности и ушедших на покой, как известно, во всех нормальных случаях (кроме патологических форм старения) не в пользу последних.

С возрастом повышаются точность диагностичских оценок в работе опытного врача, педагога, руководителя трудовых коллективов, диспетчера и т. д. и глубина зрительных суждений, несмотря на постепенное ослабление зрительных функций. Благодаря операционным механизмам восприятия в структуре наблюдения возникает сила, противодействующая старению перцептивных способностей.

Жизнь и деятельность многих выдающихся людей подтверждает это предположение. Великие натуралисты не только доходили до глубокой старости, но и сохранили поразительную ясность видения изучавшихся ими явлений природы. Ч. Дарвин и И.П.Павлов — типичные представители этого класса деятелей. В изобразительном искусстве подобных примеров множество. Быть может, наиболее показательны в этом отношении наши современники — живописец М.Сарьян и скульптор С.Коненков. В художественной прозе непревзойденной вершиной остается творчество Л. Толстого, реализм которого основан на гигантской сфере наблюдения и необозримом «словаре зрительных образов».

И в этих, и в более обыденных случаях активного долголетия относительная сохранность перцептивных процессов объясняется, кроме противостоящих старению операционных механизмов, высоким уровнем мотивации, интересами к окружающей действительности, потребностями в знаниях, общения с людьми и созидания ценностей. Именно эти внутренние побуждения обеспечивают необходимое для тех или иных перцептивных операций психофизиологическое напряжение.

Уместно напомнить, что оптимальные возможности любой функции, в том числе и сенсорной, определяются лишь под нагрузкой. Однако эти нагрузки, необходимые и полезные для функционирования сенсорных органов, в старости не должны быть извне навязанными, заданными условиями. Именно в поздние периоды человеческой жизни, гораздо более чем в ранние, функциональная работоспособность сенсорных и двигательных органов зависит от силы внутренних побуждений.

 

Д. Н. Узнадзе

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.