Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.






Коллоквиум

Коллоквиум – (от лат. – собеседование) – научное собрание с обсуждением докладов на определенную тему. Коллоквиум проводится по академическим группам в форме диалога.

Тема для коллоквиума связана с обсуждением новых методологических подходов к пониманию истории, активно развивающимися в отечественной исторической науки в последнее десятилетие. Вынесение темы на коллоквиум связано с тем, что в значительной мере эти подходы изложены либо в отдельных работах конкретно-исторического плана как реализация подхода, либо в исследованиях теоретического плана. Их познавательные возможности пока не в полной мере осмыслены современным историческим сообществом. В их реализации на практике немало различных спорных вопросов. Нередко методика их проведения также вызывает споры. Понять познавательные возможности новых исследовательских подходов - значит расширить сферу методологических объяснений истории. Для этого важно обратить внимание на

познавательную идею, лежащую в основе подхода, ее понятийно-категориальный аппарата, эмпирическую основу – круг исторических фактов, подлежащих объяснению при помощи идей новых подходов к истории.

Полноценная работа коллоквиума возможна при ознакомлении с исследованиями по теме как теоретико-методологического плана, так и их реализации в процессе решения конкретных научных проблем.

Предлагается студентам разбиться на несколько подгрупп (примерно по 5 человек), каждая из которых анализирует конкретный подход по следующим направлениям:

-круг исторических фактов, подлежащих объяснению в рамках нового подхода; обоснование несостоятельности других подходов в объяснении этих фактов;

-основная объяснительная идея нового подхода;

-основные понятия и категории подхода;

-методы и методики реализации подхода;

-познавательные возможности подхода,

- критика оппонентов подхода.

Каждый из членов группы готовит доклад (5-7минут) по одному из выделенных вопросов. Желательно основные идеи доклада заранее довести для студентов (можно в форме распечатанных тезисов).

Аудитория готовит вопросы для обсуждения докладов.

ТЕМА КОЛЛОКВИУМА: Новые методологические подходы в историческом познании (устная история, микроистория, гендерная история, история ментальностей, история повседневности, локальная история и др).

План

1. Микроисторический подход к истории.

2. Устная история.

3. История семьи.

4. Гендерная история.

5. История ментальностей.

6. Новая локальная история.

Цель занятия: Определить причины появления «новых» областей истории.

Выявление познавательных возможностей новых направалений в методологии исторических исследований

Литература

Адам и Ева. Вып. 1-5. М., 1999- 2013.

Альманах «Диалог со временем». Вып. 1-12. М., 1999-2013.

Бердинских В.А. Проблемы устной истории в СССР // Материалы «2-й научной конференции в г. Кирове. Киров, 1991.

Булыгина Т.А. Региональная история: поиск новых исследовательских

Подходов // Запад-Россия-Кавказ. Межвузовский научно-теоретический альманах. Вып. 2. Ставрополь - М., 2003.

Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.

ХХ век: Методологические проблемы исторического познания: Сб. обзоров и материалов: В 2 ч. Ч.2. М., 2002,

Историк в поиске: микро и макро подходы к изучению прошлого. М., 1999.

Историки в поиске новых смыслов. Казань, 2003.

Историческая наука и историческое сознание. Томск, 2000.

Казус: индивидуальное и уникальное в истории. Вып. 1-5. М., 1996-2003.

Лиотар Ж-Ф. Состояние постмодерна: Пер. с фр. СПб., 1998,

Маловичко С.И., Булыгина Т.А. Современная историческая наука и изучение локальной истории // Новая локальная история. Вып.1.-Ставрополь.2003.

Одиссей: Человек в истории. М., 1989- 2003.

Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998.

Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М., 2004.

Селунская Н.Б. Проблемы методологии истории. М., 2003.

Томсон П. Голос прошлого. Устная история. М., 2003. 368 с.

Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000.

Шнирельман В.А. Постмодернизм и исторические мифы в современной

России // Вестник Омского университета. Омск, 1998. Вып. 1.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.