Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историко-генетический метод






Этот метод относится к числу наиболее распространенных в исторических исследованиях. Суть его состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения, что позволяет в наибольшей мере приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта.

Этот метод позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности исторического развития в их непосредственности, а исторические события и личности охарактеризовать в их индивидуальности и образности. Этот метод направлен на анализ развития. Недостатками его является то, что он:

- может приводить к выпячиванию индивидуального и неповторимого и затушевыванию общего и закономерного;

- тяготеет к описательности, фактографизму и эмпиризму;

- не имеет разработанной и четкой логики и понятийного аппарата, его методика и техника неопределены.

Таким образом, его необходимо сочетать с другими общеисторическими методами.

Историко-сравнительный метод

Он дает возможность вскрывать сущность изучаемых явлений и по сходству и по различию присущих им свойств, а также проводить сравнение в пространстве и времени, т. е. по горизонтали и вертикали.

Логической основой историко-сравнительного метода является аналогия, суть которой состоит в том, что на основе сходства одних признаков сравниваемых объектов делается заключение о сходстве других признаков.

При этом круг известных признаков объекта (явлений), с которыми производится сопоставление, должен быть шире, чем у исследуемого объекта. Возможности историко-сравнительного метода:

- он позволяет раскрывать сущность исследуемых явлений в тех случаях, когда она неочевидна на основе имеющихся фактов;

- выявить общее и повторяющееся, необходимое и закономерное и качественно отличающееся;

- выходить за пределы изучаемых явлений и на основе аналогий приходить к широким историческим обобщениям и параллелям;

- допускает применение других общеисторических методов и менее описателен, чем историко-генетический метод.

Методологические требования к его использованию:

- сравнение должно основываться на конкретных фактах, которые отражают существенные признаки явлений, а не их формальное сходство;

- следует учитывать общий характер исторических эпох, в которых протекали сравниваемые исторические события;

- сравнивать можно объекты и явления и однотипные и разнотипные, находящиеся на одних и тех же, и на разных стадиях развития. Но в одном случае сущность будет раскрываться на основе выявленных сходств, а в другом - различий.

Недостатки историко-сравнительного метода:

- этот метод не направлен на раскрытие рассматриваемой реальности;

- сложно его использовать при изучении динамики общественных процессов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.