Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Формы коммуникации






Подражание, управление и диалог. Подражание и специфика коммуникативной модели. Диалоговая модель коммуникации и ее особенности. Характеристика управленческой коммуникации (приказ, суггестия, убеждение и др.)

Подражание – одна из древнейших форм передачи смыслов, используемая высшими животными и птицами; недаром некоторые ученые считали источником подражания стадный инстинкт. Под подражанием понимается воспроизведение реципиентом движений, действий, повадок коммуниканта. Подражание может быть произвольным и непроизвольным (бессознательным). Произвольное подражание (имитация) используется при школьном обучении, овладении технологиями, мастерством. Непроизвольное подражание – главный метод первичной социализации детей дошкольного возраста.

В общественной жизни посредством подражания происходит распространение модных новаций, популярных идей и веяний. Вместе с тем, благодаря подражанию, из поколения к поколению передаются традиции, обычаи, стереотипы поведения. Можно сказать, что подражание – один из способов существования живой социальной памяти.

Э. Фромм среди специфически человеческих социально-культурных потребностей отмечал стремление к уподоблению, поиску объекта поклонения, отождествлению себя с кем-то более сильным, умным, красивым. В детстве дети уподобляют себя родителям, во взрослом состоянии – литературным героям, спортсменам, артистам, воинам. Эту потребность можно назвать потребностью в кумиротворчестве (отыскать или сотворить себе кумира).

Не следует думать, что подражание не соответствует элементарной схеме коммуникационного действия, поскольку не обнаруживается явного смыслового сообщения, адресованного реципиенту. На самом деле такое сообщение, обладающее привлекательностью для реципиента, всегда есть. Реципиент целенаправленно выбирает коммуниканта и использует его в качестве источника смыслов, которые он хотел бы усвоить. Коммуникант при этом зачастую не осознает своего участия в коммуникационном действии. Подражание – это такое объект-субъектное отношение, где активную роль играет реципиент, а коммуникант – пассивный объект для подражания.

Диалог – форма коммуникационного взаимодействия, освоенная людьми в процессе антропогенеза при формировании человеческого языка и речи. Участники диалога относятся друг к другу как к равноправным субъектам, владеющим определенными смыслами. Между ними складывается субъект-субъектное отношение, а взаимодействие их носит творческий характер в том смысле, что достигается социально-психологическая общность партнеров, обозначаемая словом «мы».

Диалоговая коммуникация представляется как последовательность высказываний участников, сменяющих друг друга в роли коммуниканта и реципиента. Высказывание – это не слово, не предложение, не абзац, а единица смысла, дающая возможность ответить на него. Участники диалога совместно создают драматургический текст, обладающий относительной смысловой завершенностью. Относительность завершения диалога определяется тем, что реакция на то или иное высказывание может проявиться в поведении реципиента спустя много времени. Литература, театр, лекция как раз рассчитаны на ответ замедленного действия. Незавершенный диалог перерастает в коммуникационный дискурс, охватывающий множество субъектов и продолжающийся бесконечно. Короче говоря, дискурс – это мультисубъектный бесконечный диалог.

Управление – такое коммуникационное действие, когда коммуникант рассматривает реципиента как средство достижения своих целей, как объект управления. В этом случае между коммуникантом и реципиентом устанавливаются субъект-объектные отношения. Управление отличается от диалога тем, что субъект имеет право монолога, а реципиент не может дискутировать с коммуникантом, он может только сообщать о своей реакции по каналу обратной связи.

Управленческий монолог может быть в форме: приказа (коммуникант имеет властные полномочия, признаваемые реципиентом); внушения (суггестии), когда используется принудительная сила слова за счет многократного повторения одного и того же монолога (реклама, пропаганда, проповедь); убеждения, аппелирующего не к подсознательным мотивам, как при внушении, а к разуму и здравому смыслу при помощи логически выстроенной аргументации.

Особой формой управленческого коммуникационного действия является заражение, которое стихийно возникает в массах людей. Заражение характеризуется эмоциональным накалом и агрессивностью. Его источниками могут быть ритуальные танцы, музыкальные ритмы, религиозный экстаз, спортивный азарт, ораторское мастерство. По-видимому, как и в случае внушения, при заражении большую роль играют бессознательные побуждения.

Диалог близок к поведению по схеме «стимул-реакция», он не требует такого уровня программирования и организации, как монологическое выступление. Поэтому именно диалог считается первоначальной формой речи, возникшей еще у питекантропов (1500-200 тыс. лет назад), а монологическая речь – более поздним коммуникационным достижением, требующим более высокой культуры речи и некоторых ораторских навыков.

В таблице 7 рассмотренные формы коммуникативных действий систематизированы по сходству и различию. Следует обратить внимание на то, что формы коммуникационных действий могут включать различное содержание, и вместе с тем, один и тот же смысл может передаваться в двух или даже в трех формах, например, обучать чему-либо можно путем показа (подражание), путем инструктирования (управление) или путем диалогического объяснения.

Не следует абсолютизировать границы между разными коммуникационными формами. Подражание, диалог, управление могут сливаться друг с другом, дополнять друг друга. Так, диалог может стать методом управления, например, сократический диалог построен так, чтобы заставить оппонента признать правоту Сократа; диалог между учителем и учеником – обычная форма педагогического воздействия. Вообще говоря, любой содержательный диалог (бессодержательная болтовня не в счет) имеет целью оказать какое-то управленческое воздействие на сознание собеседников. Подражание – это вырожденный диалог, где коммуникант безучастен по отношению к реципиенту (игнорирует его), а реципиент ведет воображаемый диалог с коммуникантом.

 

Таблица 7

Формы коммуникационных действий

Коммуникативные роли Реципиент в роли
целенаправленного субъекта объекта воздействия
Коммуникант в роли целенаправленного субъекта диалог управление
объекта воздействия подражание -

 

Коммуникационные действия есть элементарные акты, атомы коммуникационной деятельности, но используются они и в некоммуникационной деятельности (познание, труд). Практически во всех видах коммуникационной деятельности обнаруживаются формы, рассмотренные нами, но преобладает одна из форм. Это позволяет коммуникационную деятельность и в целом, и на различных ее уровнях представить в виде диалогической, управленческой, подражательной, т.е. отождествить формы коммуникационной деятельности и формы элементарных коммуникационных актов.

 


Раздел 3. Содержание и методология коммуникативного процесса

 

Тема 7. Единицы анализа коммуникативного процесса

Понятия коммуникатора, сообщения, контекста, аудитории, канала, кодов и декодоров. Классические и современные модели коммуникаций. Специфика PR-коммуникаций

Модель и основные понятия коммуникации

История и теория коммуникаций накопила огромное количество моделей коммуникационных процессов. Мы остановимся на наиболее значимых.

Существуют классические модели коммуникации Аристотеля и Г. Лассуэла. Основные компоненты этих моделей отражены в таблице 8.

 

Таблица 8

Классические модели коммуникации

Модель Компоненты коммуникации
Аристотеля 1 2 3
  оратор речь Аудитория
 
Лассуэла 1 2 3 4 5
  Кто говорит Что сообщает Кому По какому каналу С каким эффектом
               

 

Аристотель выделял три компонента коммуникации:

«Оратор – Речь – Аудитория»

В несколько ином звучании – «коммуникатор – сообщение – коммуникант» – присутствует во всех последующих моделях коммуникации, составляя ядро всех моделей.

Модель Г. Лассуэла

Выделяются пять наиболее значимых компонентов процесса коммуникации:

«Кто говорит? – Что сообщает? – Кому? – По какому каналу? – С каким эффектом?».

Отвечая на каждый из этих вопросов, мы и составим себе представление о конкретном коммуникационном процессе. В таблице 9 приведены характеристики компонентов коммуникационного процесса Г. Лассуэла.

 

Таблица 9

Характеристика компонентов коммуникационного процесса Г. Лассуэла

Вопрос Содержание Функция
кто говорит открывают и направляют акт коммуникации анализ управления
что сообщает информационно-смысловая часть анализ содержания
кому внимание к людям анализ аудитории
по какому каналу исследование ком.каналов анализ средств МК
с каким эффектом влияние на аудиторию анализ эффектов коммуникации

 

Научное описание процесса коммуникации проявляет тенденцию к конкретизации внимания на одном или другом из этих вопросов.

Ученые, которые изучают вопрос «Кто», то есть коммуникатора, рассматривают факторы, которые открывают и направляют сам акт коммуникации. Мы называем это анализом управления.

Специалисты, которые фокусируют свое внимание на вопросе «Что сообщается», занимаются анализом содержания.

Те, кто рассматривает по преимуществу радио, прессу, кинофильмы и другие каналы коммуникации, осуществляют анализ «средств».

Когда главное внимание проявляется к личностям, на которые оказывает влияние данное средство, мы говорим об анализе аудитории.

Если вопрос состоит во влиянии на аудиторию, то проблемой является анализ «эффекта» коммуникации.

Модель Шеннона и Уивера

Выделили три уровня коммуникации: технический, семантический и уровень эффективности. Технические проблемы связаны с точностью передачи информации от отправителя к получателю. Семантические проблемы – с интерпретацией сообщения получателем сравнительно с тем значением, которое было отправлено отправителем. Проблема эффективности отражает успешность, с которой удается изменить поведение в связи с переданным сообщением.

Систему коммуникации, по мнению Клода Шеннона, можно представить в следующем виде – на рис. 7:

 

 
 

 


Это техницистский подход. На деле процесс коммуникации выглядит намного сложнее. И главная причина – люди. У.Шрамм, критикуя Шеннона и Уивера, определял коммуникацию как «то, что делают люди».

Одной из признанных моделей коммуникационного процесса в PR является модель Катлипа, Сентера и Брума. Эта модель представлена на рис. 8.

 

Социальное окружение Контекст отношений    

 

 

Коммуникация – это двусторонний процесс обмена сообщениями, с целью информирования, инструктирования и убеждения (Катлип, Сентер, Брум).

Процесс информирования включает 4 стадии:

1) привлечение внимания к данной коммуникации;

2) обеспечение приема соответствующего сообщения;

3) обеспечение надлежащей интерпретации;

4) обеспечение запоминания сообщения для его использования.

Процесс инструктирования предусматривает пятую стадию:

5) стимулирование активного обучения и получения практических навыков.

Процесс убеждения предполагает наличие следующей стадии:

6) восприятие изменения, т.е. готовность подчиниться т.з. отправителя сообщения.

Основные элементы коммуникационной модели

Отправитель (источник) оказывает влияние на начальную готовность получателей к восприятию сообщения.

Сообщение – то, что передается. Однако: «смысл заключается в людях, а не в словах». Рекомендации для PR-специалистов:

1) Если получатели не согласны с вашей позицией, необходимо отразить обе стороны рассматриваемого вопроса.

2) Если получатели согласны заранее с вашей позицией, ваше сообщение окажет большее влияние, если вы представите аргументы, соответствующие точке зрения получателей.

3) Если получатели – высокообразованные люди, представьте аргументы, отражающие обе стороны вопроса.

4) Не уходите от аргументации «невыгодной» для вас точки зрения.

5) Если получатели могут получать и другие убеждающие сообщения, противоположные вашей точке зрения, изложите обе т.з. Это будет своеобразная «прививка».

Существует 4 основных похода к достижению согласия:

1) стратегия поддержки: используется система поощрений и наказаний, в зависимости от поведения получателя или результата ситуации;

2) стратегии альтруизма: основаны на обращении к получателю с призывом оказать помощь отправителю;

3) стратегии аргументов:

3.1. прямые требования – отправитель не излагает логических объяснений причины своего обращения;

3.2. объяснения – отправитель излагает причины своего обращения;

3.3. намеки – отправитель излагает ситуацию или обстоятельства, из которых получатель должен сделать соответствующий вывод;

4) стратегии обмана – отправитель представляет ситуацию искаженном виде.

Если получатель имеет низкий интерес к сообщению, то критерий «важности» имеет большее влияние, а если получатель имеет высокий интерес к сообщению, то наибольшее влияние оказывает на него критерий «новизны».

Передающая среда, канал – важнейшая коммуникативная проблема, поскольку правильный выбор канала информации требует понимания особенностей распространения информации. Фактор канала коммуникации задает стандарты данного канала, которые выступают как определенного рода ограничители, например, сообщение по телевидению будет отличаться от сообщения, переданного по радио. Сегодня на смену печатным или телевизионным каналам пришли компьютерные носители.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.