Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика исторических типов коммуникации в социуме 5 страница






В целом современная фотография как СМК вызывает именно эйдическое воображение. Фраза «новостная фотография» создает в сознании нечто драматическое. Фотографии, получающие призы на выставках и конкурсах, посвящены в основном бунтам и волнениям, войнам и катастрофам. Здесь зритель оказывается как будто в самой гуще событий, здесь доминирует идея достоверности.

Но бурное развитие переживает не одна «героическая», «парадная» фотография. В современных СМК фотография находится между разными смысловыми пространствами: иногда изображение реального мира, иногда юмор, иногда гламур шоу-бизнеса, знаменитостей, женского и мужского тела. Попытаемся рассмотреть фотоизображение в разных форматах:

1. Фото как элемент массовой культуры:

· Уже исторически фото возникло как своеобразная форма развлечения. Популярны всегда были фотографии знаменитостей: члены королевских семей, актеры, писатели, убийцы.

· В ХХ веке история фотографии совпала с историей газетного дела. Благодаря этому появилась возможность воспроизводить фотоизображение на газетном листе. Один из исследователей Дж. Тэгг отмечает, что с этого момента началась «эпоха сплошной визуальной образности».

· Фото стали не просто сопровождать печатный текст, а стали помогать лучше понимать его. «Прямое обращение к глазу, где только возможно, дополнит слово с его обращением к разуму», – пишет исследователь.

· Газеты начали выходить массовыми тиражами и ориентироваться на читателя из рабочего класса, т.е. стали выразителями массовых вкусов. Стали смешиваться разные жанры, высокие и низкие: политические и внешнеполитические новости, скандалы, сплетни… Кроме того, пришли рекламодатели, старающиеся удержать цену газеты на низком уровне.

· Вместе с тем фото как «прямой призыв к глазу» соответствовало вечному стремлению рекламодателя «остановить взгляд покупателя». Поэтому новый массовый читатель превращался в фактор становления нового массового рынка.

· Сталкиваясь с большим выбором, читатель должен был активно воспринимать и фотографию. Он становился «читателем» фото, не только воспринимающим, но и истолковывающим этот образ. «Читатель накладывает на фотографию матрицу воспоминаний, желаний и предрассудков, и если он при этом переживает какие-либо эмоции, его понимание конкретной фотографии может быть прямо противоположным тому смыслу, какой вкладывал в нее автор».

· Во второй половине ХХ века обозначились две тенденции:

1) освоение цветной фотографии в рекламных СМИ и журналах массового спроса. Стала осваиваться богатая визуальная образность. Уходила в прошлое мрачная стилистика с войнами и катаклизмами, а огромное внимание стали приковывать фоторекламы сигарет, мебели, машин, т.е. того, чем стало жить общество потребления;

2) бурное развитие ежедневной прессы, таблоидных изданий, носящих откровенно гедонистическую и развлекательную направленность. Гедонизм изданий вскоре обернулся откровенной сексуализацией прессы. Возникло явление «девушки с третьей страницы» (по месту расположения фотографий подобного типа) – изображения полуобнаженных женщин с открытой грудью и в прозрачном платье. Культурологи заговорили о появлении новой субкультуры – субкультуры «третьей страницы». В таблоидах принцип развлекательности фотографии восторжествовал надо всеми остальными ценностями. Свадьбы, проблемы королевских семей, нападки личного характера, выдаваемые за невинный юмор, но главной стала сексуальная тема.

Фотография как результат коллективного труда

Каждая фотография – это результат целого комплекса решений, принятых в разное время разными людьми и институтами. Фотограф принимает самые важные решения относительно содержания и стиля образа. Но эти смысл решений, как указывает Барт, будет опираться на смысловые коды, принадлежащие не художнику-индивиду, а обществу в целом. Например, что снимать, в какой технике – будет определяться коллективно, так как это требуется, например, какой-либо газете.

Кто заказывает фотографию: газета или информационное агентство? И решения, как снимать, каким образом снимать, принимаются задолго до того, как нажимается кнопка на аппарате. Например, одна из британских газет на похороны У. Черчилля откомандировала 21 фотографа, которые выполняли свое дело с 25 разных точек. Каждая деталь была спланирована заранее, а фоторедакторы провели переговоры с соответствующими людьми о местах съемки с церковной башни, с крыши банка и окон учреждений еще тогда, когда Черчилль был еще жив.

Или другой пример. Американский фотограф Берт Харди сделал фото во время корейской войны: «Американский солдат делится остатками своей воды с умирающим крестьянином». Снимок понравился как его издателям, так и читателям. Все дело было лишь в том, что он весьма мало соответствовал действительности. Фотограф рассказал, что у него возникла идея, и он попросил солдата дать этому старику воды, чтобы можно было сделать снимок. Тот согласился, при условии, чтобы фотограф поторопился, и чтобы вода была из рациона фотографа, а не рациона солдата.

Судьба фотографии определятся множеством лиц: фоторедактором, редакторами макетов, художественными редакторами и др.

Фото может жить «собственной жизнью». Когда наиболее примечательные фото неоднократно использовались по разным случаям и в разных контекстах, независимо от замысла фотографа, их могли вырезать, смонтировать, изменить цвета и т.д.

Резюме:

1. Фотографическое изображение занимает срединное положение между выявлением негативных сторон действительности и развлечением.

2. Новейшие технологии определяют специфику процесса восприятия фотографии. Например, при использовании спутниковой связи фото может быть немедленно передано из одной части света в другую. Сегодня «мы видим больше и скорее».

3. Однако фото не гарантировало и не гарантирует точности в передаче окружающего мира. А цифровые технологии могут оказывать на фото еще более незаметные и необходимые в интересах конкретных лиц изменения в фотообразе.

4. Фото в начале ХХI века – многосемантический визуальный образ. Оно – результат не только технических достижений, но продукт со своим культурным, политическим и историческим смыслами.

Мы подробно рассмотрели специфику фотографии, способы и методы ее визуальной образности.

Каким образом различные методы визуальной репрезентации используются и в других СМК? Например, телевидение.

Меняется фигура основного создателя визуального образа – это оператор, а также основное средство создания визуального образа – камера. Какие же существуют конкретные приемы репрезентации визуального образа на ТВ:

1. Метод фронтальной съемки на уровне глаз. Это вызывает «симпатию», создает впечатление «спокойствия», «непринужденности».

2. Методы «перспектива «птичьего полета» (показа сверху), или «перспектива «лягушки» (показа снизу) вызывают «антипатию». Создают впечатление «слабости» и «пустоты» визуального образа.

Кроме того, при исследовании создания образа публики на экране оказывается, что:

1) при экранной передаче реакции публики решающее значение имеет выбор соответствующего ракурса – своего рода «картинки», посредством которой можно усилить или ослабить впечатление (например, эффект аплодирующей публики);

2) можно дать общий план публики, показать какую-то ее часть, маленькие группы или отдельные лица. Чем больше людей на экране, тем сдержаннее передаваемое впечатление;

3) чем меньше людей в «картинке», тем интенсивнее впечатление.

Пластические коммуникации

Язык тела – единственный язык, используемый всеми людьми, но понимаемый лишь немногими. Хорошее представление о языке тела можно получить, посмотрев немое кино, или выключив звук у телевизора, или когда Вы находитесь в другой стране, не владея языком.

Пластический язык или язык тела включает:

– движения;

– осанку;

– манеру сидеть;

– положение рук;

– выражение лица;

– движение глаз;

– рукопожатие;

– походку;

– пространство между говорящими.

Сюда же относятся и незначительные, обычные жесты и сигналы, которые почти не фиксируются сознанием, но имеют в процессе общения очень большое значение.

Понимая язык тела, Вы сумеете также распознавать скрытые социальные, эмоциональные, сексуальные и другие установки своих знакомых и тех, кого Вы хотели бы узнать лучше.

Основные правила толкования языка тела

Прежде всего, не следует выхватывать какую-либо отдельную деталь и делать из нее далеко идущие выводы. Если, например, человек потирает нос и прикрывает рукой рот, когда говорит, это может быть истолковано как неуверенность. Но в чем он неуверен? В том, что он говорит? Или в том, как это будет воспринято слушателями? Вполне возможно, что он собирается чихнуть и не уверен, удастся ли ему сдержаться. Чтобы по языку тела получить правильное представление о мыслях и чувствах собеседника, Вы должны стараться рассматривать сигналы тела как нечто целое и соотносить их со всей обстановкой. Для более или менее достоверного вывода необходимо наличие, по крайней мере, двух-трех отдельных элементов, указывающих в одном направлении.

Рассмотрим несколько важных элементов (сигналов) языка тела, что поможет Вам понимать этот язык и увереннее «говорить» на нем.

Положение плеч, головы дает много важной информации о том, открыт человек или замкнут, владеет ситуацией или нет, напряжен или удовлетворен:

· Как правило, человек поднимает плечи, когда он напряжен, и опускает, когда расслаблен.

· Чем более отгорожена и напряжена аудитория или чем отрицательнее и враждебнее настроена группа людей, тем больше там поднятых плеч, опущенных голов и уголков рта.

· Поднятая голова и опущенные плечи могут означать открытость, интерес, настрой на успех, ощущение контроля над ситуацией.

· Опущенная голова, поднятые плечи могут выражать замкнутость, чувство поражения, презрение, неудовлетворенность, страх, неуверенность.

· Склоненная набок голова может свидетельствовать об интересе, любопытстве и, возможно, о флирте.

Поза (положение тела). Если человек говорит то, что думает, его тело посылает сигналы, которые мы будем называть однозначными. В таких ситуациях поза, как правило, бывает прямой, без особых изгибов, и может быть описана прямой линией, соединяющей голову со ступнями. Когда же соответствие между мыслями и словами нарушается, тело начинает посылать двойственные сигналы, и линия, соединяющая голову и ступни, становится ломаной.

Вот некоторые примеры однозначных сигналов:

· Человек, контролирующий ситуацию и говорящий то, что думает, обычно принимает прямую позу. Это может быть докладчик, метрдотель, стюард, администратор в гостинице, торговец в своем магазине; он контролирует обстановку, знает дело, получает удовольствие от работы и не имеет каких-либо скрытых намерений.

· Человек, который стремится добиться от других подчинения, будет тяготеть к прямой позе, чуть наклоненной вперед.

· Человек, находящийся в оборонительной позиции, стоит прямо с небольшим отклонением назад: «Я настаиваю на том, чтобы за мной сохранили место» или «Нет, спасибо, я ни при каких обстоятельствах не буду ничего покупать до Рождества». Это положение тела также выражает явное соответствие между мыслями и словами.

Приведем несколько примеров двойственных сигналов:

· Гибкую позу с изменением фигуры может принимать флиртующая, кокетничающая женщина или смущенный и неуверенный человек. Эта поза может иметь массу оттенков. Особенно хорошо ею владеют актрисы и актеры.

· Если человек находится в чуть наклоненной вперед нерешительной позе, он доступен для коммуникаций. Гораздо труднее это сделать, если он слегка отклоняется назад и его осанка напоминает осанку отстраненного, недовольного человека.

Лицо не случайно называют зеркалом души человека. Положение рта, бровей и глаз прекрасно передают эмоциональное состояние и такие чувства, как печаль, робость, злобу, враждебность, скепсис и т.д.

Зрачки. Величина зрачков – очень важный элемент языка тела.

Давно известно, что величина зрачков меняется в зависимости от силы света: когда светло, зрачки сужаются, а когда темно – расширяются. В последние годы было проведено много интересных исследований, посвященных зависимости размеров зрачков от мыслей и чувств человека. Некоторые специалисты считают, что между уровнем заинтересованности человека и величиной его зрачков существует прямая связь, а именно: чем выше интерес, тем шире зрачки.

Величина зрачков влияет на выражение лица. Зная это, женщины с давних времен прибегали к средствам, расширяющим зрачки, для того чтобы выглядеть привлекательнее.

Что могут означать большие и маленькие зрачки?

Большие зрачки: мало света, большой интерес, честность, открытость, сексуальное влечение, расслабленность, удовлетворенность.

Маленькие зрачки: много света, отсутствие интереса, недоверие, ненависть, враждебность, усталость, стресс, печаль…

Пространство как коммуникативная технология. Организация пространства и репрезентативная практика






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.