Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникативная личность.






Коммуникативная личность (в узком смысле) – устойчивая система социально значимых (свойств и) качеств, характеризующих индивида как субъекта социальной коммуникации (коммуникативного актора).

Коммуникативная личность, как и личность в целом, складывается из двух подсистем – внутренней (мира подсознания и сознания) и внешней (мира коммуникативного поведения).

Внутренняя подсистема коммуникативной личности складывается из следующих составляющих:

· целемотивационный компонент – цели и мотивы личности как субъекта коммуникации («коммуникативное хочу»);

· абилитационный компонент – коммуникативные возможности индивида и коммуникативные способности личности, определяемые ее физическим и психическим состоянием («коммуникативное могу»);

· когнитивный (или ресурсно-когнитивный) компонент – знания, освоенная информация («коммуникативное знаю»);

· операциональный (или инструментальный) компонент - коммуникативные навыки личности и ее умения пользоваться когнитивными ресурсами («коммуникативное умею»).

Целемотивационный компонент. Данный компонент отражает характеристики наличия, интенсивности и обусловленности установок личности на вступление в коммуникацию и ее поддержание. Он составляет ядро коммуникативной личности, поскольку превращение личности в коммуникативного актора начинается с появления соответствующей потребности, цели и далее мотива.

Наиболее общими целями коммуникативной личности, определяющими мотивы вступления ее в коммуникацию, являются:

· ориентация во внешней среде;

· контроль среды;

· адаптация к среде;

· управление внешней средой.

Абилитационный компонент коммуникативной личности составляют коммуникативные возможности и способности личности. Структурно абилитационный компонент состоит из достаточно широкого круга элементов, наиболее важными из которых являются:

· перцептивность – способность перцептивной системы субъекта (органов чувств для индивидуального субъекта) воспринимать сигналы внешней среды;

· рефлективность – способность реагировать на стимулы внешней среды, в том числе на партнера по коммуникации;

· скорость реагирования на стимулы внешней среды, в том числе на партнера по коммуникации;

· внимательность, способность концентрировать внимание;

· кратковременная и долговременная память;

· врожденные и приобретенные психологические качества, связанные со способностью к коммуникации, – темперамент, агрессивность, экстравертность / интравертность и так далее.

Ресурсно-когнитивный компонент коммуникативной личности составляют знания, полученные субъектом в ходе обучения, образования и самообразования.

В структуру ресурсно-когнитивной составляющей входят:

· знание правил кодирования, кодов и кодовых систем, обеспечивающих адекватное кодирование и декодирование информации в ходе коммуникативного взаимодействия;

· знания правил согласования знаков, ведущих к образованию текстов;

· знание норм и правил применения тех или иных знаков и знаковых систем в различных коммуникативных ситуациях;

· знание основных элементов культуры/субкультуры социума или каких-либо его частей, в пределах которых осуществляется взаимодействие, в том числе норм, ценностей, верований, стереотипов, предрассудков и др.;

· знание характеристик основных каналов коммуникацуии, по которым может передаваться сообщение;

· знание критериев и методов оценки собственной коммуникативной компетентности, коммуникативных характеристик и коммуникативной компетентности партнеров по коммуникации.

Операциональный компонент опирается на практический опыт общения, формируется эмпирическим путем и обобщает совокупность коммуникативных практик личности. Например, умение идентифицировать коммуникативные шумы и барьеры коммуникации, выстраивать стратегии и тактики их преодоления либо уменьшения их влияния на качество взаимодействия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.