Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел III. Уровни коммуникации






Коммуникация может быть рассмотрена с точки зрения ее функциональной масштабности. Основой типологии служит социальная обусловленность общения. По этому признаку различают:

-массовую коммуникацию (в обществе в целом),

-ограниченную коммуникацию (в рамках социальных групп – компаний, организаций),

-локальную коммуникацию (в микрогруппах типа ассоциаций),

-внутригрупповую коммуникацию (в малых группах, в семье),

-межличностную, или интерперсональную, коммуникацию (между двумя индивидами),

-внутриличностную коммуникацию (между индивидом и электронными СМИ).

Наиболее характерными типами коммуникации в плане функционального различия и специфических условий актуализации являются межличностная и массовая коммуникации.

Коммуникация межличностная определяется как взаимный обмен субъективным опытом людей, находящихся в пространственной близости, имеющих возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь.

Особенности межличностной коммуникации:

-неизбежность коммуникации – обмен информацией для человека является важнейшей потребностью;

-необратимость коммуникации – невозможность уничтожить сказанное;

-непосредственная обратная связь;

-многоканальность – слух, зрение, обонянение сообщают дополнительную информацию о партнере;

-межличностные отношения, которые складываются в результате деловых и творческих контактов – неофициальных, в результате эмпатии. Помимо базовых функций межличностной коммуникации (информационной, экспрессивной и прагматической), особо выделяются социально значимые функции – взаимодействие и воздействие. В основе этих функций лежит главный принцип – мотивационный.

Групповая коммуникация возникает при непосредственном общении людей в малых группах, объединяющих небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и взаимодействуют между собой (семья, бригада и т.д.). Численностьгруппы может варьироваться от диады или триады до верхнего предела – 50 человек, но оптимальное количество участников составляет 7-10 человек. По характеру и формам организации деятельности выделяют следующие разновидности малых групп:

-случайно организованная группа (например, экскурсионная);

-ассоциация, где взаимоотношения определяются личностно значимыми целями (группа друзей);

корпорация, где достижение целей осуществляется любой ценой, в том числе и за счет интересов других групп;

-коллектив – высший уровень развития группы, характеризующийся сплоченностью, ответственностью за результаты совместной деятельности, единством ценностной ориентации;

-команда – группа высокого уровня развития со сложившимися внутренними и внешними связями, имеющая свое лицо, которое не совпадает с индивидуальными качествами ее членов.

Выделяют основные типы групп:

-семейная группа – долгосрочная группа с общими интересами, первичная цель которой – обучение коммуникации, выживанию и поведению в обществе;

неформальная группа – необязательно долгосрочная, добровольная группа, объединенная общими интересами, например игрой;

-формальная группа, которая может быть как добровольной, так и недобровольной, с установленным сроком и условиями членства, установленной структурой и степенью взаимоотношений. Для коммуникации в малых группах характерны правила коммуникативного поведения, роль (стереотипное поведение), нормы (правила внутригруппового общения), лидерство (автократия, попустительство, демократия, коллективизм).

Массовая коммуникация понимается как процесс связи и передачи информации большому количеству людей одновременно с помощью специальных средств – массмедиа. Выделяются основные характеристики этого процесса:

-общение больших социальных групп с ярко выраженной социальной ориентированностью;

-массовость аудитории, ее анонимность и разрозненность;

-демографическая гетерогенность (неоднородность) аудитории и рецептивная гомогенность (однородность);

-коллективный характер коммуникатора и его «публичная» индивидуальность;

-опосредованность общения техническими средствами связи;

-отсутствие непосредственной обратной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения;

-однонаправленность информации и фиксированность коммуникативных ролей;

-преобладание двухступенчатого характера восприятия сообщений;

-относительно небольшая потребительская стоимость получаемой информации.

Главную роль в процессе потребления массовой информации играет аудитория, важнейшим показателем которой является ее информативность. Важным в массовой коммуникации является понятие «целевая аудитория» – представители или группы общественности, на удовлетворение интересов и потребностей которых нацелена та или иная информация. Общие условия функционирования массовой коммуникации предполагают наличие таких составляющих как массовая аудитория, СМИ, многоканальность коммуникаций, разнообразие коммуникативных средств. Выделяются такие функции массовой коммуникации как информационная, регулирующая (создание социальных стереотипов), культурологическая (сохранение культурных традиций)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.