Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие аффекта СПЭ. Виды аффектов и их принципиальные отличия.






Экспертиза физиологического аффекта обвиняемого назна­чается судебно-следственными органами для юридической ква­лификации состояния сильного душевного волнения. Это наи­более часто встречающаяся в практике судебно-психологическая экспертиза.

 

В новом Уголовном кодексе, вступившем в действие с 1 января 1997 г., содержится ряд изменений, значимых для практики судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы. Особое значение имеет новая ре­дакция статей УК РФ, касающихся квалификации так называе­мых аффективных преступлений, т. е. преступлений, совершен­ных виновным под влиянием выраженных эмоциональных ре­акций. Определение состояния сильного душевного волнения (аффекта) у обвиняемого используется только как квалифици­рующий признак (ст. 107 «Убийство, совершенное в состоянии аффекта», а также ст. 113 «Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта») и в качестве об­стоятельства, смягчающего наказание, уже не рассматривается. По существу в новом кодексе принята более широкая норма -смягчающим обстоятельством является не только аффект, но и любое состояние, возникшее в ответ на противоправное или аморальное поведение потерпевшего, явившееся поводом для преступления (п. 3 ч.1 ст. 61 УК РФ).

 

В названии статей 107 и 113 УК РФ понятие «сильное ду­шевное волнение» заменено на «аффект», а в тексте эти терми­ны употребляются как синонимы. Это упростило задачи суда и оптимизировало его взаимодействие с экспертами-психологами, так как с юридической точки зрения более важное значение имеет не терминологическое обозначение того или иного аф­фективного состояния, а то, что экспертное определение дает основание для точной их квалификации и приводит к опреде­ленным правовым последствиям.

 

При квалификации сильного душевного волнения (аффекта) суд значительно чаще опирается на заключение психологиче­ской экспертизы или психолого-психиатрической экспертизы. До этого суд мог квалифицировать состояние сильного душев­ного волнения самостоятельно, без назначения судебно-психологической или комплексной психолого-психиатрической экспертизы, что повышало вероятность некоторой произвольно­сти в юридической квалификации преступления.

 

Возникновение и развитие аффекта (сильного душевного волнения) в новом УК РФ связывается не только с «насилием, издевательством, тяжким оскорблением либо иными противо­правными или аморальными действиями потерпевшего», но и с «длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведени­ем потерпевшего». Таким образом, уточнен (по сравнению с ра­нее действовавшим УК РСФСР) признак «внезапности» возник­новения сильного душевного волнения. Внезапность теперь це­ликом относится к субъективному развитию аффекта и не озна­чает непосредственности наступления аффективной реакции сразу после неправомерных действий потерпевшего. Кроме того, существенно расширяется круг эмоциональных реакций, имею­щих юридическое значение и подпадающих под понятие «аф­фекта» или «сильного душевного волнения»: он должен вклю­чать не только эмоциональные реакции взрывного характера, но и ряд эмоциональных состояний, возникающих в результате длительного накопления эмоционального напряжения в условиях длительной психотравмирующей ситуации и не обязательно носящих взрывной характер. Это те эмоциональные состояния, которые обычно квалифицируются экспертами как «оказываю­щие существенное влияние на сознание и поведение обвиняе­мого в момент совершения инкриминируемого ему деяния».

 

Таким образом, юридическое значение судебно-психологической экспертизы аффекта (эмоциональных реакций и состоя­ний) обвиняемого или подсудимого определяется возможностью квалификации следователем или судом деяния по ст. 107 УК РФ либо пост. 113 УКРФ.

 

Юридическая квалификация указанных статей наступает при экспертном установлении аффекта у подэкспертного в момент совершения инкриминируемых ему действий и наличии таких юридически значимых признаков, как умышленное совершение преступления, а также спровоцированность возникновения аф­фекта насилием, издевательством, тяжким оскорблением либо иными противоправными или аморальными действиями потер­певшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с противоправным или аморальным поведе­нием потерпевшего.

 

Судебно-экспертное заключение о наличии состояния аф­фекта должно основываться на психологической квалификации тех эмоциональных реакций, состояний, которые существенным образом лишали обвиняемого при совершении преступления в полной мере осознавать характер и значение своих действий и осуществлять за ними произвольный волевой контроль.

13.5. Формулировка вопросов, выносимых на экспертизу физиологического аффекта

 

Экспертиза физиологического аффекта обвиняемого назна­чается судебно-следственными органами для юридической ква­лификации эмоционального состояния, или, как говорят юри­сты, сильного душевного волнения.

 

Основной вопрос судебно-следственных органов, решаемый при данном виде судебно-психологической экспертизы, — это, «находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемых ему действий в состоянии аффекта?»

 

Утвердительный ответ на данный вопрос возможен при экспертом установлении физиологического аффекта и его ва­риантов (кумулятивного аффекта и аффекта на фоне легкого алкогольного опьянения) или эмоционального состояния (возбуждения, напряжения, фрустрации), оказывающего сущест­венное влияние на сознание и деятельность обвиняемого и имеющего определенное юридическое значение, которое рас­смотрено выше.

 

С позиции уголовного законодательства юридически значи­мыми могут быть признаны такие эмоциональные состояния обвиняемого, которые значительно ограничили его волевое це­ленаправленное поведение. «Аффект, ограничивающий созна­тельный волевой контроль обвиняемым своих действий, тем са­мым снижает его способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими в момент совершения инкриминируемого ему деяния, что нахо­дит отражение в переквалификации его преступления на те ста­тьи УК РФ, которые предусматривают довольно существенное смягчение наказания» [46, с.119].

 

Таким образом, в действующем УК РФ аффект включает в себя как физиологический аффект и его варианты, так и эмо­циональные состояния, оказывающие существенное влияние на сознание и поведение, т. е. ограничивающие возможность осоз­нания подэкспертным лицом значения своих действий и их произвольной волевой регуляции и контроля.

 

Судебно-экспертное заключение о наличии состояния аф­фекта должно основываться на психологической квалификации тех эмоциональных реакций состояний, которые в значительной мере лишали возможности обвиняемого при совершении пре­ступления в полной мере осознавать характер и значение своих действий и осуществлять за ними произвольный волевой кон­троль. При этом эксперт-психолог должен проводить дифферен­циальную диагностику аффекта и эмоциональных состояний, не достигающих выраженности аффекта и не оказывающих сущест­венного влияния на сознание и поведение.

13.6. Психологические механизмы физиологического аффекта. Оценка по стадиям аффективного процесса

 

Аффект является конкретным психологическим понятием, имеющим свои ощутимые границы, присущие только этому психическому явлению типические признаки, придающие ему качественную определенность и сравнительно более узкое, чем свойственно таким понятиям, как «эмоция» или «эмоциональ­ная напряженность», специфическое содержание. Аффекты представляют собой единство физиологического и психического состояния. Это кратковременная, но бурно протекающая эмо­циональная вспышка и в то же время чрезвычайно сильное пе­реживание (гнев, переходящий в ярость, страх, доходящий до ужаса). Появление эмоции, развитие ее до аффективного со­стояния - следствие физиологических изменений высшей нерв­ной деятельности.

 

Б.В. Сидоров указывает, что, возникнув как эмоция, аф­фективный процесс стремительно развивается в аффективное состояние, обусловливая динамику психической деятельности [53, с.23], и проходит ряд этапов.

 

1. Начало аффекта — появление эмоций, эмоциональная на­пряженность. У обвиняемых обычно наступают ощущения субъ­ективной безвыходности из сложившейся ситуации в ответ на противоправные действия потерпевшего, а также субъективные внезапность и неожиданность наступления аффективного взрыва.

 

2. Основной период — аффективное состояние («собственно аффект») — характеризуется двумя основными признаками: час­тичным сужением сознания с фрагментарностью восприятия и доминированием значимых переживаний и нарушениями регу­ляции деятельности — снижение контроля, утрата опосредован­ности действий. При этом могут быть и разнообразные внешние проявления.

 

3. Изживание аффекта — состояние охранительного тормо­жения (настроение безразличия до полной отрешенности, новое переживание). В некоторых случаях отмечаются затухание эмо­ций на стадии эмоциональной напряженности, превращение возникшей эмоции в более-менее стойкое состояние (настрое­ние). Некоторые исследователи называют данную фазу постаф­фективной и характеризуют ее как психическую и физическую астению.

 

В состоянии физиологического аффекта эмоциональное на­пряжение достигает такой степени, что наступают качественные изменения (в сравнении с обычным состоянием) в психике и организме человека.

 

Среди основных признаков, характеризующих аффект как состояние и в определенной мере как процесс, психологи ука­зывают на: чрезвычайно высокую степень эмоционального на­пряжения и интенсивности эмоций; качественное изменение сознания; глубокую «захваченность» всей психики и организма в целом; внезапность и неожиданность возникновения (взрывной характер: стресс, эмоциональная вспышка); бурность проявле­ния и интенсивность переживания, его остроту и яркость; не­прерывное и стремительное нарастание душевного волнения до аффективной разрядки (восходящий эмоциональный поток);

 

отсутствие успокоения; кратковременность протекания.

 

В состоянии аффекта наступает заметное изменение в произ­вольно-двигательной сфере (торможение или перевозбуждение, нарушение координации) и в сфере вегетативных реакций (пульс, дыхание, давление крови). Резко меняется внешний вид человека:

 

побледнение или покраснение лица, кожи тела, изменение глаз­ного яблока.

 

Аффект тормозит сознательную интеллектуальную деятель­ность. В таком состоянии человек может принять решение, ко­торое в обычном состоянии у него могло бы и не возникнуть, например совершить преступление.

 

Физиологический аффект как психологическое понятие со­ответствует юридическому понятию «сильное душевное волне­ние», однако не исчерпывает его. Как сильное душевное волне­ние следует расценивать аффект с негативной окраской (ужас, отчаяние, гнев), если он вызван неправомерными действиями потерпевших.

 

Некоторые авторы считают, что сильное душевное волнение — это аффект гнева, возникающий при определенных указанных в законе обстоятельствах, и другие виды аффекта понятием «силь­ное душевное волнение» не охватываются. С подобной точкой зрения не согласен М.В. Костицкий. По его мнению, снижение контроля над своими действиями и невозможность полностью руководить ими (а именно эти обстоятельства являются опреде­ляющими при сильном душевном волнении) наступают не толь­ко при аффекте гнева, но и при других аффектах, аффективных состояниях и даже стрессах. Наоборот, понятие «сильное душев­ное волнение» шире, чем понятие физиологического аффекта, оно включает в себя еще и другие виды дезорганизации эмоцио­нальной сферы.

 

Кроме аффекта, сильное душевное волнение может вызвать и аффективные состояния, под которыми понимается «длитель­ные, постоянно нарастающие глубокие эмоциональные пережи­вания, непосредственно не связанные с активно действующими потребностями и стремлениями, имеющие для субъекта жизнен­но важное значение». Аффективное состояние является динами­ческим и ярко выраженным. Для него характерна нарастающая интенсивность, и оно может завершиться в форме замещения (когда ожидаемая неприятность или раздражительность заместилась неожиданно удовлетворением или перестала действовать в каком-то виде деятельности либо выход наступил при кон­фликтной ситуации) в форме сильной вспышки — аффекта.

 

Сильное душевное волнение может быть вызвано и стрессом, под которым понимается эмоциональное состояние, обуслов­ленное ситуациями, опасными для жизни, нервными и физиче­скими перегрузками, быстро меняющейся обстановкой, необхо­димостью принимать незамедлительные решения. Это ответ ор­ганизма на сильные и сверхсильные раздражители. Оценка силы раздражителей и ответные реакции организма сомнительны, так как во многом зависят от психофизиологических особенностей конкретной личности, от состояния здоровья, времени суток и т.д. Не всякий стресс приводит к состоянию сильного душев­ного волнения, а лишь тот, который вызывает несвойственную, неадекватную реакцию организма. При этом раздражитель (стрессор) должен быть достаточно сильным, а стрессовая си­туация — кратковременной. Поведение лица, находящегося в стрессовой ситуации, должно быть дезорганизовано под влияни­ем стрессора и выражаться в беспорядочных движениях, нару­шении процессов познавательных реакций и др.

 

Стрессовую ситуацию могут вызвать и объективные усло­вия: работа диспетчера на железной дороге и в авиации, работа водителей, космонавтов, летчиков. Стрессовое состояние отли­чается от аффективного более кратковременным течением, а от физиологического аффекта — силой и степенью дезорганиза­ции психики.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.